СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как сделать содержание урока интересным

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы добиться хороших спехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Вспомним, что французский ученый Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы Щукина Г.И., считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:
  • личность учителя (очень даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
  • содержание учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
  • методы и приемы обучения.
Как же можно сделать содержание урока интересным? С позиции современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:
  • по возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а по 3 – 5 раз, т.е. осуществлять постоянную «обратную связь» - корректировать непонятное или неправильное понятие;
  • ставить оценку не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить т.о. поурочный балл –накопленную оценку;
  • постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих на основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т.д. Основная задача: определение содержания каждого урока каждым учителем – не только научить своему предмету, но и развить мышление ребенка средствами своего предмета;
  • стараться, если возможно, интегрировать знания, связывая темы своего предмета как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
Можно ли этого добиться? Конечно же, надо только вводить в процесс содержания обучения развивающие приемы, повышающие интерес к предмету, а, следовательно, и активность детей. Вот несколько примеров включения таких приемов в содержание урока, применяемых при обучении математики в 5 – 6 классах: Приём «Разминка». Как можно быстрее (хором) ответить на 15-20 вопросов, заданных в высоком темпе. В случае правильного ответа самому ставить себе заметку. В конце разминки учитель объясняет, за сколько ответов можно себе поставить «+». Это пример фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивающий быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, т.к. они интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов. К этой группе заданий можно также отнести и «Кросс-опрос», и «8 тестовых вопросов». Приём «Буквенный диктант». Можно использовать перед объяснением новой темы. Дети, а не учитель, называют тему. Смысл диктанта: учащиеся отвечают на вопрос про себя, а записывают лишь первую букву ответа. Из выделенных слов составляют слово – анаграмму. Приём «Цифровой диктант». Этот приём эффективно используется для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний. Учитель произносит некоторое утверждение, если ученик согласен, - ставит 1, если нет – 0. В результате получается число. Все, кто получил в результате правильное число, получают «+» за работу (балл за данный этап урока). Приём «Задание со сменой установки». Этот прием работы, включенный в содержание урока, позволяет не только проверить знания детей по теме, но и развивать зрительную память, быстроту реакции, внимание. Почему такое название? В этом случае мы как бы «обманываем» детей, говоря, что будет выполняться тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Детям надоедают одни и те же слова: «Решаем задачу, выполним упражнение». Меняя формулировку задания, мы знаем, что кроме развития памяти одновременно проверяется качество усвоение программного материала. Суть задания: на доске или листке заранее пишется задание (несколько чисел, фигуры). Учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убирается, а ученики должны постараться ответь на вопросы учителя (можно хором или письменно в тетради). Таким образом, введение в процесс содержания обучения развивающих приемов, повышают интерес к предмету, а, следовательно, и активность детей, что позволяет добиться хороших успехов в учебе школьников. Примеры заданий, приведенных в статье:
  1. «Разминка» – отвечают хором и самостоятельно оценивают себя – ставят себе заметку в случае правильного ответа. Вопросы задаются в быстром темпе.
  • Назовите наименьшее однозначное число (0).
  • Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка? (Нет).
  • Если температура воздуха была -8°, а потом потеплело на 6°, положительной ли стала температура? (Нет).
  • Сколько человек в трёх квартетах? (12).
  • Сложите порядковые номера месяцев года – мая и августа. (13).
  • Периметр прямоугольника из проволоки 12см, его разогнули и сделали квадрат. Чему равна его площадь? (16см2).
  • Сколько лет было совершеннолетнему три года назад? (15).
  1. «Кросс-опрос» – 1 мин. в конце урока.
  • Числа, расположенные левее нуля (отрицательные).
  • Число, не являющееся ни отрицательным, ни положительным (ноль).
  • Расстояние от числа до начала отсчета на координатной прямой (модуль числа).
  • Две непересекающиеся прямые (параллельные).
  • Одно из решений уравнения (корень).
  • Из двух чисел на координатной прямой меньше то число, которое расположено…(левее).
  • Результат вычитания (разность).
  • Инструмент для построения прямых углов (угольник).
  • Натуральное число, имеющее только два делителя: единицу и само себя (простое).
  • Выражение, находящееся под дробной чертой (знаменатель).
  1. «Буквенный диктант» – из первых букв ответов составить слово-анаграмму - термин по теме.
Т – цирковая кличка собаки Каштанка (Тетка). Р – полевой цветок народный, для гадания пригодный (Ромашка). О – время года, когда листья становятся разноцветными (осень). З – свет мой, …, скажи, да всю правду доложи (зеркальце). К – и от дедушки ушел, и от бабушки ушел (Колобок). О – металл, из которого сделан стойкий солдатик (Олово). ОТРЕЗОК
  1. «Цифровой диктант» - тема «Решение уравнений».
  • Уравнение – это равенство, содержащее букву, значение которой нужно найти (1).
  • Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое (0).
  • Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что корней нет) (1).
  • 100:4=20 (0).
  • Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое (1).
  • Корнем уравнения называется значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство (1).
  • 120 больше 60 на 2 (0).
Ответ: 1 010 110
  1. «Задание со сменной установки» - на доске заранее написать числа. Предложить учащимся запомнить их в том же порядке. Задание убрать. Учащиеся отвечают хором или письменно в тетради.
43 0 55 148 1812
  • Сколько всего чисел? (5).
  • На каком месте стоит число, которое не является натуральным? (На втором).
  • На каком месте стоит число, в записи которого цифра 1 стоит в разряде десятков? (На последнем).
  • Сложите 3-е и 5-е числа с конца (55 + 43 =980.
  • Какое число стоит после нуля? (55).
  • На каком месте стоит трёхзначное число? (На четвертом месте)
  • Какие цифры отсутствуют ряду чисел? (6, 7, 9).
  • Назовите первое число. (43).
  • Какому историческому событию соответствует последнее число? (Война с Наполеоном, Бородинское сражение).
Литература:
  1. Гин А.А. Приёмы педагогической техники : Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. : Пособие для учителя. - 4-е изд. -М.: Вита-Пресс, 2002. - 88с.
Категория: Математика
19.12.2022 10:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!