СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Как следует реагировать на манипуляцию?
Угрожать, обманывать, не желать понять, скрывать информацию, блокировать, уклоняться, отвлекаться от темы, «лить воду», пускать в ход ложные доводы, льстить, шантажировать, делать личные выпады — вот всего лишь несколько из очень многих способов манипулирования. Однако одно только это перечисление обращает наше внимание на две центральные проблемы, связанные с манипуляцией. Невозможно охватить все техники манипуляции и для каждой из них продумать один или несколько защитных приемов. Подчас трудно определить точно, какие, собственно, намерения преследует манипулятор.
Чтобы решить обе эти проблемы, мы разработали систему, которая поможет Вам упорядочить необозримое разнообразие техник манипуляции и реагировать адекватно ситуации.
1. Распознавание и отражение техник (защита)
Определите конкретную технику манипулирования и защищайтесь. Для этого мы представим Вам несколько простых и очень эффективных защитных техник, которые Вы сможете использовать во многих ситуациях. Цель — немедленно и элегантно парализовать применение техники манипулятором. Отдельным случаем являются аргументационные тактики и ложные доводы, с которыми мы познакомим Вас позже. И здесь важно уметь идентифицировать отдельные тактики, чтобы целенаправленно противостоять им и обнажать слабые места в аргументации.
2. Распознавание стратегии манипулятора
Подумайте, какую стратегию преследует манипулятор. Простая классификация поможет Вам быстрее сориентироваться в ситуации манипулирования. Цель — осознать намерения манипулятора.
3. Принятие корректных ответных мер
Как только намерения манипулятора разгаданы, Вы сможете адекватно на них реагировать. На этот счет мы предложим Вам несколько простых и эффективных алгоритмов, пригодных для самых разнообразных ситуаций. Цель — защитить свои интересы корректным и честным способом» [Техники манипуляции/Андреас Эдмюллер, Томас Вильгельм; [пер. с нем. М.Э. Рёш]. — М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. - 144 с.].
Техники элегантной защиты
Сейчас мы представим Вам несколько действенных коммуникативных техник и методов защиты, которые Вы с успехом можете применять в ситуациях, когда Вами манипулируют. Для начала перечислим их.
Коммуникативные техники:
Методы защиты:
Спрашивать и слушать — это то, что имеет прямое отношение к любому удачному акту общения, эти процессы являются естественными составляющими наших ежедневных разговоров. Вместе с тем правильные вслушивание и постановка вопросов необходимы для того, чтобы искусно реагировать на попытки манипуляции и противостоять им.
Искусство задавать верные вопросы
Сознательное использование вопросов — один из центральных элементов общения. Как правило, мы недооцениваем роль вопроса как коммуникативного средства. Многим людям кажется, что если они для начала просто будут задавать вопросы, а не заявят сразу же о собственной точке зрения, то потеряют инициативу разговора. Но верно прямо противоположное: благодаря вопросам Вы повышаете шансы выстроить позитивные отношения со своим собеседником и добиться своей цели. Почему?
При помощи правильных вопросов Вы:
Задавая вопросы, Вы демонстрируете своему собеседнику уважение, а ведь для любого человека важно, чтобы к нему относились с уважением и его ценили.
Ниже мы приводим один случай из жизни, он как раз иллюстрирует то, как мы теряем свои шансы, просто из-за того, что недостаточно расспрашиваем.
Пример:
Некоторое время назад я решил обзавестись мобильным телефоном. Честно говоря, я совершенно в них не разбираюсь, поэтому очень нуждался в профессиональной консультации. В первом же магазине, в который я зашел, состоялся такой разговор.
Стандартный вопрос продавца: «Я могу Вам чем-нибудь помочь?».
Я: «О да, пожалуйста!». (Продавец не то потрясен, не то слегка напуган.)
Я: «Вот, хочу купить мобильный».
Продавец: «У нас в ассортименте как раз есть два предложения, взгляните-ка.».
Он немедленно предлагает мне два варианта. Он не спрашивает меня, для чего мне нужен телефон, что именно важно для меня, что я вообще знаю о возможностях мобильной связи. Вместо этого он выплескивает на меня какие-то сведения, сравнивает некие достоинства. Я понимаю лишь половину из сказанного. Он продолжает вещать куда-то мимо меня. Я крайне недоволен, хотя и понимаю, что за плечами он имеет своего рода тренинг. Но, по сути, он не принял во внимание ни меня, ни мои потребности. Активно используя вопросы, продавец смог бы сфокусироваться на мне как на покупателе. Он мог бы выяснить, что именно представляется мне важным, и в каком именно телефоне я действительно нуждаюсь.
«Локализация проблемы» — очень простая, элегантная и эффективная техника, позволяющая:
Основополагающая идея: вносить ясность и точность, i активно задавая вопросы, т.е. активно слушать высказывания оппонента и целенаправленно использовать уточняющие вопросы для того, чтобы выйти на конкретные факты.
Как работает такая «локализация проблемы», видно из следующего примера.
Пример:
Г-н Керн: «Хорошо, что я Вас встретил, нам с Вами надо по- j говорить! Ваш сотрудник со своим докладом был вчера не на высоте, а отчетность вообще отсутствует. Если в ближайшее время ничего не изменится, это будет иметь серьезные последствия. Я не позволю Вашим людям вить из меня веревки!».
Г-н Пипер: «Вы меня несколько обескуражили. Если я понял Вас правильно, проблем сразу две: доклад г-на Майера и у нас что-то не так с отчетностью и обменом информацией. Давайте разберемся по порядку. С чего лучше начать?».
Г-н Керн: «По мне, хоть с г-на Майера».
Г-н Пипер: «Что же именно вчера случилось?».
Г-н Керн: «Ну, он был вообще не подготовлен».
Г-н Пипер: «Что значит "вообще не подготовлен"?».
Г-н Керн: «У него не было с собой документов, как было ус-ловлено, да и слайды не соответствовали моим ожиданиям».
Г-н Пипер: «У Вас была с ним ясная договоренность о том, что он принесет с собой документацию, а он этого не сделал?».
Г-н Керн: «Вот именно!».
Г-н Пипер: «Значит, здесь мы имеем несоблюдение договоренности. А как обстоит дело со слайдами?».
В этот момент разговор складывается уже намного конструктивней и предметней. Важно в таких случаях спрашивать и слушать так долго, пока всем участвующим лицам не станет действительно ясно, о чем именно идет речь. Часто мы совершаем ошибку, немедленно принимаясь защищаться, как только сталкиваемся с упреками. Это типично каузальная реакция. Результатом, как правило, является неплодотворная ссора. Ситуация накаляется и выходит из-под контроля.
Игнорирование и продолжение — одна из самых сдержанных реакций на распознанную манипуляцию. Вы просто не поддаетесь на попытку манипуляции и пропускаете мимо ушей соответствующее замечание. Тем самым Ваш собеседник получает предупреждение, но «не теряет при этом лица».
Вы же вполне можете и даже должны дать ему понять, что прекрасно поняли, что именно он пытался сделать, например при помощи:
Приведем пример использования этой техники.
Пример:
Ситуация: Вы договорились со своим партнером по переговорам, что сначала у каждой из сторон будет возможность выразить свои интересы и обосновать свою точку зрения и только потом стороны приступят к поиску решения. И вот только что Ваш собеседник попытался навязать Вам свое решение, не справившись предварительно о Ваших интересах, рассчитывая, что Вы растеряетесь. Вы объясняете это его нервозностью или известной неуверенностью, просто игнорируете этот маневр и продолжаете конструктивную работу: «Мне очень важно донести до Вас свое понимание проблемы и объяснить Вам, в чем именно я заинтересован, прежде чем мы перейдем к следующему этапу и начнем совместно вырабатывать решение.».
Если Вы прикинетесь простофилей, то хоть и отреагируете на попытку манипуляции, но официально проинтерпретируете ее в качестве недоразумения или небольшого замешательства с Вашей стороны. Прежде чем беседа сможет продолжаться, это недоразумение или эту заминку придется устранить. Тем самым Вы избежите того, чтобы откровенно разоблачить своего собеседника как манипулятора: он или она получит изящный предупреждающий сигнал, но сможете «сохранить при этом лицо». Проиллюстрируем эту технику примером.
Пример:
Ситуация: у Вас конфликт с Вашим партнером по переговорам. Вы условились применить ту модель решения конфликтов, которая предполагает, что каждая из сторон прежде всего излагает и разъясняет свою позицию. Но Ваш собеседник не придерживается договоренности. Без объяснения своей точки зрения он сразу предложил свой вариант решения. Вы прикидываетесь простаком. Вы: «Минуточку, я в некотором замешательстве. Мы ведь с Вами договорились, что проиграем всю модель решения конфликта шаг за шагом. Я как раз изложил Вам свою точку зрения, и вообще-то теперь Ваша очередь объяснять мне свое видение проблемы. Но только что в качестве своего последнего слова Вы предложили четко проработанный вариант решения. Это был пример или все-таки опережение событий?».
Если Вы заметили, что Ваш собеседник хочет уйти от темы или ведет себя агрессивно, пытается запугать, спровоцировать Вас или застать врасплох, то попробуйте поставить «заезженную пластинку». Воспользоваться ею очень просто, Вам надо только вновь и вновь повторять, чего Вы хотите, или что для Вас важно, или что Вам хочется узнать и т.д. Давайте познакомимся с этой техникой на примере.
© 2024, Ямских Виктория Владимировна 68