СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как следует реагировать на манипуляцию?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как следует реагировать на манипуляцию?

Угрожать, обманывать, не желать понять, скрывать информацию, блокировать, уклоняться, отвлекаться от темы, «лить воду», пускать в ход ложные доводы, льстить, шантажировать, делать личные выпады — вот всего лишь несколько из очень многих способов манипулирования. Однако одно только это перечис­ление обращает наше внимание на две центральные проблемы, связанные с манипуляцией. Невозможно охватить все техники манипуляции и для каждой из них продумать один или несколько защитных приемов. Подчас трудно определить точно, какие, собст­венно, намерения преследует манипулятор.

Чтобы решить обе эти проблемы, мы разработали систему, которая поможет Вам упорядочить необозри­мое разнообразие техник манипуляции и реагировать адекватно ситуации.

1. Распознавание и отражение техник (защита)

Определите конкретную технику манипулирования и защищайтесь. Для этого мы представим Вам несколь­ко простых и очень эффективных защитных техник, которые Вы сможете использовать во многих ситуа­циях. Цель — немедленно и элегантно парализовать применение техники манипулятором. Отдельным случаем являются аргументационные так­тики и ложные доводы, с которыми мы познакомим Вас позже. И здесь важно уметь идентифицировать отдельные тактики, чтобы целенаправленно противо­стоять им и обнажать слабые места в аргументации.

2. Распознавание стратегии манипулятора

Подумайте, какую стратегию преследует манипулятор. Простая классификация поможет Вам быстрее сориентироваться в ситуации манипулирования. Цель — осознать намерения манипулятора.

3. Принятие корректных ответных мер

Как только намерения манипулятора разгаданы, Вы сможете адекватно на них реагировать. На этот счет мы предложим Вам несколько простых и эффектив­ных алгоритмов, пригодных для самых разнообраз­ных ситуаций. Цель — защитить свои интересы кор­ректным и честным способом» [Техники манипуляции/Андреас Эдмюллер, Томас Вильгельм; [пер. с нем. М.Э. Рёш]. — М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. - 144 с.].

Техники элегантной защиты

Сейчас мы представим Вам несколько действенных коммуникативных техник и методов защиты, которые Вы с успехом можете применять в ситуациях, когда Вами манипулируют. Для начала перечислим их.

Коммуникативные техники:

    • спрашивать и слушать;
    • локализация проблемы;
    • игнорировать и продолжать;
    • прикидываться простаком — «проматывать катушку назад»;
    • ставить «заезженную пластинку»;
    • изменять перспективу;
    • выходить из ситуации.

Методы защиты:

  • преодолевать (отражать) блокаду;
  • прерывать переговоры.

  • Спрашивать и слушать

Спрашивать и слушать — это то, что имеет прямое от­ношение к любому удачному акту общения, эти про­цессы являются естественными составляющими на­ших ежедневных разговоров. Вместе с тем правиль­ные вслушивание и постановка вопросов необходимы для того, чтобы искусно реагировать на попытки ма­нипуляции и противостоять им.

Искусство задавать верные вопросы

Сознательное использование вопросов — один из центральных элементов общения. Как правило, мы недооцениваем роль вопроса как коммуникативного средства. Многим людям кажется, что если они для начала просто будут задавать вопросы, а не заявят сразу же о собственной точке зрения, то потеряют инициативу разговора. Но верно прямо противопо­ложное: благодаря вопросам Вы повышаете шансы выстроить позитивные отношения со своим собесед­ником и добиться своей цели. Почему?

При помощи правильных вопросов Вы:

  • получаете важную информацию, которая помо­жет Вам адаптировать к ситуации свою тактику ведения разговора, ведь вопросы помогут Вам оп­ределить, чему придает значение Ваш собесед­ник, что именно для него важно;
  • включаете своего собеседника в активные пере­говоры, с самого начала проявляя себя в качестве партнера, а не противника;
  • можете предотвратить столкновения, вернуть разговор на предметный уровень, что поможет Вам справиться с эмоционально непростыми ситу­ациями.

Задавая вопросы, Вы демонстрируете своему собе­седнику уважение, а ведь для любого человека важно, чтобы к нему относились с уважением и его це­нили.

Ниже мы приводим один случай из жизни, он как раз иллюстрирует то, как мы теряем свои шансы, просто из-за того, что недостаточно расспрашиваем.

Пример:

Некоторое время назад я решил обзавестись мобильным телефоном. Честно говоря, я совершенно в них не разбира­юсь, поэтому очень нуждался в профессиональной кон­сультации. В первом же магазине, в который я зашел, со­стоялся такой разговор.

Стандартный вопрос продавца: «Я могу Вам чем-нибудь по­мочь?».

Я: «О да, пожалуйста!». (Продавец не то потрясен, не то слегка напуган.)

Я: «Вот, хочу купить мобильный».

Продавец: «У нас в ассортименте как раз есть два предло­жения, взгляните-ка.».

Он немедленно предлагает мне два варианта. Он не спра­шивает меня, для чего мне нужен телефон, что именно важ­но для меня, что я вообще знаю о возможностях мобильной связи. Вместо этого он выплескивает на меня какие-то све­дения, сравнивает некие достоинства. Я понимаю лишь по­ловину из сказанного. Он продолжает вещать куда-то мимо меня. Я крайне недоволен, хотя и понимаю, что за плечами он имеет своего рода тренинг. Но, по сути, он не принял во внимание ни меня, ни мои потребности. Активно используя вопросы, продавец смог бы сфокусиро­ваться на мне как на покупателе. Он мог бы выяснить, что именно представляется мне важным, и в каком именно те­лефоне я действительно нуждаюсь.

  • Возвращение к разговору предметного характера - «локализация проблемы»

«Локализация проблемы» — очень простая, элегант­ная и эффективная техника, позволяющая:

  • возвращать в деловое русло эмоционально на­ пряженные ситуации;
  • отделять существенное от несущественного;
  • определять и согласовывать приоритеты;
  • нащупывать суть;
  • вразумлять болтунов и агрессоров.

Основополагающая идея: вносить ясность и точность, i активно задавая вопросы, т.е. активно слушать выска­зывания оппонента и целенаправленно использовать уточняющие вопросы для того, чтобы выйти на кон­кретные факты.

Как работает такая «локализация проблемы», видно из следующего примера.

Пример:

Г-н Керн: «Хорошо, что я Вас встретил, нам с Вами надо по- j говорить! Ваш сотрудник со своим докладом был вчера не на высоте, а отчетность вообще отсутствует. Если в ближай­шее время ничего не изменится, это будет иметь серьезные последствия. Я не позволю Вашим людям вить из меня ве­ревки!».

Г-н Пипер: «Вы меня несколько обескуражили. Если я понял Вас правильно, проблем сразу две: доклад г-на Майера и у нас что-то не так с отчетностью и обменом информацией. Давайте разберемся по порядку. С чего лучше начать?».

Г-н Керн: «По мне, хоть с г-на Майера».

Г-н Пипер: «Что же именно вчера случилось?».

Г-н Керн: «Ну, он был вообще не подготовлен».

Г-н Пипер: «Что значит "вообще не подготовлен"?».

Г-н Керн: «У него не было с собой документов, как было ус-ловлено, да и слайды не соответствовали моим ожидани­ям».

Г-н Пипер: «У Вас была с ним ясная договоренность о том, что он принесет с собой документацию, а он это­го не сделал?».

Г-н Керн: «Вот именно!».

Г-н Пипер: «Значит, здесь мы имеем несоблюдение догово­ренности. А как обстоит дело со слайдами?».

В этот момент разговор складывается уже намного конст­руктивней и предметней. Важно в таких случаях спрашивать и слушать так долго, пока всем участвующим лицам не ста­нет действительно ясно, о чем именно идет речь. Часто мы совершаем ошибку, немедленно принимаясь защищаться, как только сталкиваемся с упреками. Это типично каузаль­ная реакция. Результатом, как правило, является неплодо­творная ссора. Ситуация накаляется и выходит из-под кон­троля.

  • Игнорировать и продолжать

Игнорирование и продолжение — одна из самых сдержанных реакций на распознанную манипуляцию. Вы просто не поддаетесь на попытку манипуляции и пропускаете мимо ушей соответствующее замечание. Тем самым Ваш собеседник получает предупрежде­ние, но «не теряет при этом лица».

Вы же вполне можете и даже должны дать ему по­нять, что прекрасно поняли, что именно он пытался сделать, например при помощи:

  • паузы в разговоре (размышление);
  • вопроса: «Может быть, мы все-таки продолжим, Вы согласны?»;
  • подчеркнуто конструктивного предложения с Ва­ шей стороны.

Приведем пример использования этой техники.

Пример:

Ситуация: Вы договорились со своим партнером по перего­ворам, что сначала у каждой из сторон будет возможность выразить свои интересы и обосновать свою точку зрения и только потом стороны приступят к поиску решения. И вот только что Ваш собеседник попытался навязать Вам свое решение, не справившись предварительно о Ваших интере­сах, рассчитывая, что Вы растеряетесь. Вы объясняете это его нервозностью или известной неуверенностью, просто игнорируете этот маневр и продолжаете конструктивную работу: «Мне очень важно донести до Вас свое понимание проблемы и объяснить Вам, в чем именно я заинтересован, прежде чем мы перейдем к следующему этапу и начнем сов­местно вырабатывать решение.».

  • Прикидываться простаком и «проматывать катушку назад»

Если Вы прикинетесь простофилей, то хоть и отреаги­руете на попытку манипуляции, но официально проинтерпретируете ее в качестве недоразумения или не­большого замешательства с Вашей стороны. Прежде чем беседа сможет продолжаться, это недоразуме­ние или эту заминку придется устранить. Тем самым Вы избежите того, чтобы откровенно разоблачить своего собеседника как манипулятора: он или она по­лучит изящный предупреждающий сигнал, но сможете «сохранить при этом лицо». Проиллюстрируем эту технику примером.

Пример:

Ситуация: у Вас конфликт с Вашим партнером по перегово­рам. Вы условились применить ту модель решения кон­фликтов, которая предполагает, что каждая из сторон прежде всего излагает и разъясняет свою позицию. Но Ваш собеседник не придерживается договоренности. Без объ­яснения своей точки зрения он сразу предложил свой вари­ант решения. Вы прикидываетесь простаком. Вы: «Минуточку, я в некотором замешательстве. Мы ведь с Вами договорились, что проиграем всю модель решения конфликта шаг за шагом. Я как раз изложил Вам свою точ­ку зрения, и вообще-то теперь Ваша очередь объяснять мне свое видение проблемы. Но только что в качестве своего последнего слова Вы предложили четко проработанный ва­риант решения. Это был пример или все-таки опережение событий?».

  • «Заезженная пластинка»

Если Вы заметили, что Ваш собеседник хочет уйти от темы или ведет себя агрессивно, пытается запугать, спровоцировать Вас или застать врасплох, то попро­буйте поставить «заезженную пластинку». Восполь­зоваться ею очень просто, Вам надо только вновь и вновь повторять, чего Вы хотите, или что для Вас важ­но, или что Вам хочется узнать и т.д. Давайте познакомимся с этой техникой на примере.

12.11.2024 08:02


Рекомендуем курсы ПК и ПП