СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Психологический портрет шумного класса
Шумный класс обычно выглядит следующим образом:
Ученики находятся в постоянном движении, им крайне сложно контролировать себя. Они абсолютно не реагируют на запреты и ограничения, часто провоцируют конфликты и не контролируют свою агрессию. Абсолютная расторможенность, повышенная возбудимость и неуправляемость предопределяют низкую способность концентрировать внимание, сосредоточиваться и усидчиво заниматься. Для учеников характерны невнимательность и сверхактивность (вербальная, двигательная, умственная), импульсивность и суетливость. Они быстро и много говорят, плохо проговаривая слова; перебивают собеседника, не дослушивают учителя и друг друга; не реагируют на обращение учителя, хотя и слышат его. Они задают огромное количество вопросов, но редко выслушивают ответы на них, часто отвлекаются; не доводят до конца начатое дело, даже если оно им интересно. Теперь проанализируйте, насколько представленный психологический портрет согласуется с характеристиками ваших классов. Если вам удалось отметить хотя бы 50 % сходства, то все последующие инструкции, рекомендации и упражнения вам уже давно пора внедрять в собственную профессиональную деятельность. Если представленные характеристики мало напоминают ваши собственные учебные классы, то все последующие инструкции, рекомендации и упражнения как никогда своевременны: они будут способствовать обогащению вашего профессионального опыта и предупреждению трудностей во взаимодействии как с отдельными шумными учениками, так и с шумным классом в целом.
Инструкции по организации и проведению уроков
Рекомендации по взаимодействию с учениками
Если вы работаете с шумным классом, то прежде всего определите, что именно ученики делают, нарушая правила поведения, зафиксируйте обстоятельства и частоту этих «плохих поступков». Шумное поведение детей может быть связано с тем, что они просто изучают границы дозволенного вами. Поэтому лучше всего сразу дать им понять, что вы будете требовать от них и что не намерены терпеть. Поскольку шумные ученики очень чувствительные и восприимчивые, они очень быстро приноравливаются к настроению взрослого. Поэтому вам необходимо научиться успокаивать их, направлять их энергию в конструктивное русло, выработав для этого последовательную линию поведения. Разговаривайте тихо и спокойно, будьте терпеливы, однако не позволяйте себе абсолютное всепрощение. Умейте и рассердиться, и обидеться (важно, чтобы все это происходило в рамках рабочей обстановки — без скандалов, без криков, без истерик). Хвалите учеников каждый раз, когда они сами справились с какой-то ситуацией, когда сами контролируют свое поведение. Не старайтесь переделывать их только потому, что они не такие, какими когда-то были вы. Шумные ученики самостоятельно успокоятся к 15—16 годам: у них появится умение управлять собой, считаться с мнением и поступками окружающих.
Как справится с шумным классом
Стратегии поведения, направленного на усмирение ваших учеников.
1. Дайте ребятам остыть после перемены. После окончания перемены детям бывает крайне трудно усмирить самих себя. И уж тем более это становится практически невозможным заданием для вас. Выходом из этой ситуации служит организация минутного "охлаждающего" перерыва. После звонка, пока дети рассаживаются по местам, используйте обычно убиваемое время на небольшие беседы с отдельными учениками или группами учеников. Эти разговоры должны быть непринужденными и постепенно понижать уровень пыла ребят. Во многих школах на пространстве бывшего Союза дается два звонка на урок с разницей в минуту. И это замечательная практика. Однако, большей частью, первый звонок служит лишь предупреждением, но редко влияет на ситуацию с поведением и скоростью подготовки к работе. Поэтому, в случае наличия такой потенциально полезной практики, необходимо довести до учеников идею, что минута между звонками на урок — это время на подготовку и успокоение, а не что-либо иное.
2. Устанавливайте порядки в классе
Установка определенных порядков является отличным способом регулирования поведения учеников. Правила являются для ребят своеобразной картой с отмеченным маршрутом и не позволяют им сходить с пути. Пример хорошей инструкции для начала урока — это правило обратного отчета. Эта идея была перенята нами у американского педагога Роба Плевина. В исходном варианте она выглядела так: 5) "Ребята, настало время успокоиться и посмотреть на меня" 4) "Все предметы должны быть на столе. Книжки и ротики закрыты" 3) "Первый ряд молодцы. Второй ряд - все еще слишком много шума" (выделите группы в зависимости от уровня порядка и дождитесь их успокоения) 2) "Кладем руки на парту перед собой. Смотрим на доску. Ожидаем нескольких ребят" (к этому моменту, как правило, будут шуметь лишь главные заводилы, поэтому ждем их успокоения) 1) "Спасибо"
Еще один вариант техники обратного отсчета, более понятный для ребят, проверенный на практике работы с нашими детьми: 5) "Все предметы по местам" (задача: подготовиться к уроку) 4) "Все ребята по партам" (задача: усадить ребят) 3) "Все руки на столах" (задача: отвернуть общающихся ребят) 2) "Все глазки на учителя" (задача: предотвратить новые разговоры) 1) "Все ротики закрыты" (задача: создать тишину)
Обязательно называйте цифры для счета. Со временем вам будет достаточно лишь считать в обратном порядке, а ваши дети будут стараться успеть подготовиться к уроку сами. Когда все станет получаться очень быстро, вы можете попробовать начинать счет с "четырех", чтобы дети не чувствовали снижения требований к ним.
3. Показывайте уровень шума. Запаситесь графическими индикаторами уровня шума в классе, например, цветными карточками красного, желтого и зеленого цветов. Зеленая карточка - все в порядке. Желтая - уровень шума слишком высок и нужно срочно его понизить. Если шум не снижается за условное время, красная карточка поднимается - вам следует прекратить работу, навести тишину, настоять на пятиминутной работе в тишине.
4. Возьмите контроль над дверью. Урок, фактически, начинается за пределами класса. Поэтому если дети не готовы работать вне его стен, то нет смысла пускать их внутрь. Не позволяйте детям входить в класс, пока они не успокоятся в коридоре. Установите четкий шаблон или даже рефлекс: как спальня служит для сна, так и класс служит для работы. Уделяйте время успокоению ребят в коридоре, но делайте это в спокойной манере. Вы должны задать тон урока. Когда дети начинают успокаиваться, впускайте их в кабинет по несколько человек. Сначала пропускайте тех, кто успокоился первым. Те, кто не успел успокоиться или не захотел этого сделать, должны получить дополнительное время - вы можете использовать его для обсуждения возникших у них проблем (старайтесь не заниматься этим в кабинете).
5. Делайте индивидуальные предупреждения. Создайте систему предупреждений и наказаний за плохое поведение. Например, накопительную систему, аналогичную футбольным карточкам. Как только кто-то выходит из-под контроля, он получает желтую карточку. Если он делает проступок второй раз за урок, ему показывается красная карточка и дается наказание (например, задержка после урока на 10 минут). Если нарушение порядка повторяется на последующем уроке в течение недели, то за вторую желтую карточку дается более легкое наказание (например, задержка после урока на 5 минут). После получения второй желтой карточки или по истечении недели все предыдущие нарушения перестают учитываться. Если в качестве наказания вы выбираете задержку после уроков, вы можете использовать это время либо для обсуждения поведения ребенка, либо для выполнения им дополнительного задания. Проявляйте инициативу, поддерживайте системность, выражайте творчество - и самый сложный класс будет всегда под вашим контролем!
По материалам: Н.Л. Пузыревич // Диалог - №2 - 2013. с.7-11 http://uchitelu.net/blogi/1840
© 2022, Тарасов Сергей Петрович 1898