СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Как творчески и методически грамотно оформить
театральный уголок в детском саду»
В детском саду малыши-дошкольники проводят большую часть дня. Каждый элемент оформления пространства группы имеет огромное значение, поскольку влияет на формирование у детей эстетического вкуса. И, конечно, любая деталь обстановки должна нести смысловую нагрузку. Чтобы театральный уголок отвечал этим требованиям, его структуру и содержание следует тщательно продумать.
Значение и цели театрализации
Театрализация — это разновидность игровой деятельности, которая используется для раскрытия творческого потенциала детей с помощью приёмов драматизации, то есть сюжетно-ролевого отыгрыша по заранее оговорённому сценарию, а также различных упражнений, направленных на освоение актёрских навыков.
Театрализация ценна тем, что включает работу по развитию монологической и диалогической речи, и это повышает коммуникативные навыки малышей.
Театрализация предполагает:
Кроме того, целями театрализации являются:
Театр — это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…
Б. М. Теплов, советский психолог
Как организовать театральный уголок в детском саду
Уголок театрализации — это часть развивающей среды в оснащении группы, призванная сплотить ребят общей игровой деятельностью, в которой они смогли бы продемонстрировать все грани своего характера, возможно, ещё не известные им самим. В стандартный (то есть для общеобразовательных групп) театральный уголок включаются:
Назначение театрального уголка — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Но в каждой возрастной группе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.
Первая младшая группа. Дети знакомятся с пальчиковым театром, в котором куклы создаются (шьются из ткани или фетра, делаются из бумаги, лепятся из полимерной глины и т. д.) для каждого пальца и по желанию украшаются пуговицами, нитками, тесьмой и кружевом. Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков.
Вторая младшая. Малыши учатся работать с куклами на столе или перчаточными игрушками. Персонажи настольного театра изготавливаются из бумажных конусов, цилиндров, или представляют собой тканевые куклы-перчатки — бибабо. Бибабо — кукла, состоящая из головы и костюма-перчатки. В голове есть отверстие под указательный палец, а руки управляются средним и большим пальцами. Задача — тренировать координацию, мелкую моторику.
Средняя группа. Кроме тренировки уже полученных навыков, ребята учатся работать с театром ложек, в котором персонажи делаются на основе пластиковой посуды, знакомятся с театральной ширмой (работающей как занавес или/и декорация-фон), куклой на деревянном стержне — гапите, а также осваивают азы кукловождения. Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой.
Старшая группа. Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка. Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции.
Подготовительная группа. Работа в качестве актёра костюмированного театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее. В некоторых дошкольных образовательных учреждениях, которые располагают подобным реквизитом, малыши также имеют возможность работать с напольными и платковыми куклами.
Однако такое разделение всё-таки весьма условно: элементы костюмированной постановки можно включить в сценарий праздника для средней группы, а перчаточных кукол использовать для организационной части какого-либо занятия со старшими дошкольниками. Педагог должен ориентироваться на реальную ситуацию и свой опыт.
Содержание уголков для разных возрастов по видам театрализации
Наполнение театрального уголка должно быть понятно детям, то есть они должны уметь взаимодействовать с куклами, манипулировать ими.
Для младшего возраста:
Для среднего возраста:
Для старшей группы:
Для подготовительной группы:
Где разместить театральный уголок
Предметное наполнение должно соответствовать ряду принципов:
Как оформить театральный уголок
Таблица: идеи для изготовления предметов реквизита
Что |
Из чего можно сделать |
Виды театров и кукол |
|
Настольный театр |
Игрушки-куклы можно делать из картона или бумаги. Для настольного театра их можно склеить из двух частей и установить на подставки из пластика, дерева или толстого картона. Ещё один способ — наклеить изображение на конус или цилиндр. |
Пальчиковый театр |
Кукол можно создать с помощью бумаги или ткани, украсив нитками, пуговицами, тесьмой и пр. Можно также некоторых персонажей связать. |
Перчаточные куклы |
Одну перчатку прошивают на уровне пальцев с изнанки, выворачивают и, набив ватой или синтепоном и украсив, пришивают ко второй. |
Танцующие игрушки, марионетки из картона |
Из картона вырезаются отдельные детали: туловище, руки, ноги. После чего элементы соединяются нитками или проволокой. |
Бибабо |
Кукол бибабо можно изготовить из капроновых чулок. |
Театр на фланелеграфе |
Персонажи для театра на фланелеграфе из фетра. |
Театр на ложках (пластиковых или деревянных) |
На основу наклеиваются детали из картона, которые затем драпируются тканью и украшаются. Можно также использовать акриловые краски, пластилин и другие материалы. |
Напольные куклы |
Мягкие куклы в рост ребёнка шьются также, как обычные мягкие игрушки. При необходимости в куклу можно вставить элементы каркасной основы (чтобы туловище не гнулось), а также пришить петли, чтобы ребёнку было проще управлять куклой. |
Платковые куклы |
К картонной голове пришивается широкая лента, а снизу она нашивается на платок или платье с рукавами. Ребёнок надевает такой костюм и управляет персонажем, с помощью резинки, которая крепится к рукаву. |
Театр теней |
Голова персонажа вырезается из картона, к ней крепится бумажная трубочка для указательного пальца актёра. Проколом намечаем глазки. Для представлений необходимы старый телевизор и лампа, которая будет направлять источник света. |
Общий и дополнительный реквизит |
|
Декорации |
Деревья, солнце, поляна и прочее выполняются из плотной бумаги и наклеиваются на картон-основу. |
Занавес |
Занавес изготавливается из гофрированной бумаги или обычной ткани. |
Ширма |
Может быть из дерева или из толстого картона. |
Программки |
Книжки-панорамы можно использовать, например, в качестве программки для постановки. |
Билетики |
Билетики делаются из бумаги или картона, а затем ламинируются или оклеиваются скотчем. |
Как составить паспорт театрального уголка по ФГОС.
Содержание театрального уголка определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов — ФГОС. В соответствии с требованиями документа уголок как средство осуществления театрализации должен способствовать:
Паспорт включает 8 позиций с детальным описанием каждой:
Перегородка для переодеваний — достаточно громоздкий реквизит, поэтому на практике часто обходятся без неё.
Таблица: возможное наполнение зон театрального уголка (пункт №5 паспорта уголка)
Название зоны |
Наполнение |
Костюмерная |
Национальные костюмы, костюмы домашних и диких животных, птиц, шляпы, колпаки, перчатки, корзинки и прочее. |
Гримёрная |
Аквагрим, парики, пенсне и прочее. |
Зона для зрителей |
Стулья, касса, звонок. |
Зона для изготовления декораций |
Краски, ленты, бросовый материал, бумага и прочее. |
Шкаф для хранения разных видов кукол |
Ростовые, марионетки, персонажи настольного театра, фланелеграф, пальчиковый театр, бибабо, театр ложек с указанием имён персонажей. |
Книжная зона |
Книги по актуальным темам, в том числе самодельные, книжки-панорамы, журналы, настольные игры. |
Музыкальная зона |
Аудиотека, видеоматериалы, попевки (небольшие произведения с простой мелодией), частушки, песенки и пр. |
Ширма |
Для пальчикового театра, для театра теней (старый телевизор и 2 лампы), перегородка, соответствующая росту малыша. |
Зона для расположения афиш и результатов работы по театрализации |
Стенды, фото, рисунки, поделки и прочее. |
Описанное выше содержание зон является результатом анализа практического опыта воспитателей. В каждом отдельном случае педагог наполняет театральный уголок в соответствии с конкретными задачами образовательного процесса и возможностями детского сада.
Таблица: виды деятельности, возможные в театральном уголке (пункт №7 паспорта уголка)
Вид деятельности |
Содержание |
Игровая |
Театрализованные игры, игры-имитации, ролевые диалоги, инсценировки, режиссёрские игры, игры со строительным материалом, дидактические игры (с предметами, подвижные, сочинение сценариев и пр.). |
Чтение и обсуждение литературных произведений |
Свободное общение, решение проблем, описанных в сюжете, оформление выставок рисунков, поделок по темам и пр. |
Рассматривание иллюстраций |
Просмотр и обсуждение иллюстраций к различным художественным произведениям и т. п. |
Общение |
Обсуждение, составление сценариев, игры, в том числе викторины после просмотра спектаклей и т. д. |
Познавательные элементы |
Получение знаний о театре, профессиях с ним связанных, знакомство с жанрами театральных спектаклей и т. д. |
Продуктивная работа |
Создание декораций, костюмов, иллюстраций к произведениям и пр. |
Музыкальное оформление |
Шумовой оркестр, танцевальные этюды, исполнение песенок, частушек и пр. |
Просмотр и обсуждение спектаклей |
Включить перечень спектаклей. |
Разыгрывание сказок |
Перечислить сказки. |
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики |
Дать названия упражнений и прописать их цели. |
Примеры названий театрального уголка
Правильное оформление уголка включает уместно подобранное название. Оно необязательно должно перекликаться с названием группы, достаточно того, чтобы отражало соответствующую деятельность:
Работа в театральном уголке
Деятельность, связанная с театрализацией, в детском саду реализуется несколькими видами игровой активности:
Театральный уголок, в котором есть всё необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников. Театрализация — особое направление образовательной программы для дошкольных учреждений, потому что даёт детям возможность не только исследовать окружающий мир, но и учиться жить с ним в согласии. Кроме того, театрализация помогает ребятишкам стать более уверенными в себе, что немаловажно и для их личностного роста — а значит, без театрального уголка детскому саду нельзя.
© 2019, Хохлова Светлана Петровна 3415