СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как удержать внимание слушателей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как удержать внимание слушателей и быть эффективным?

Мастерство настоящего учителя, умеющего владеть аудиторией, состоит из мелочей. Как удержать внимание класса, правильно сделать замечание, использовать свой голос для поддержания дисциплины, а не наоборот? Как привести в рабочее состояние слушателей или себя; что делать, когда сам – не в лучшей форме, а работать надо? Решетовой Татьяна Владимировна, профессор

кафедры медицинской психологии СПб МАПО разработаны рекомендации- правила в помощь преподавателю. Позвольте их кратко представить вашему вниманию.

Правило №1 прежде чем начать занятие, нужно привести себя в порядок.

-Умение сконцентрироваться, сфокусировать знания, силы, эмоции перед выступлением. Прежде всего, надо настроиться на победу, а не на избежание провала.

- научится ''держать улыбку''. Слушатели видят озабоченные лица вокруг очень часто, а преподавателю предстоит не просто доложить информацию, а увлечь и убедить, повести за собой. Это часть очень важного вопроса, энергетики лекции, энергии преподавателя. Без этого удачная лекция не состоится. Перед лекцией - взгляд в зеркало: какой я иду к детям.

Правило№2 Всё – для интересов группы, а не для ее одного члена.

Но иногда кто-то мешает уж очень сильно: высказывается не к месту, критикует, задает дурацкие вопросы и его не исключить. Если оппонент агрессивнее и сильнее, (а я, преподаватель, тоже могу быть не в самой лучшей форме), тогда – дисциплинарные административные меры, которые крайне не желательны во взрослой аудитории. Второй путь - агрессивного оппонента можно официально назначить Советником, Рецензентом происходящего: ''Вы тоже согласны? Мы можем двигаться дальше?'' А если уж он критикует, то пусть это будет с обязательным конструктивным предложением, Таким образом легко нейтрализовать «соперника».

Правило №3 Помни о времени!

-Не спешите на лекции. Помните, лучше в обычном темпе хорошо рассказать часть того, что Вы собирались, чем в спешке успеть выложить всё.

- Тренируйте свое чувство времени.

-Убирайте хронофагов: мобильный телефон, свои реакции на чужие телефоны, на опоздавших. Бывают вопросы-хронофаги. Можно позволить себе роскошь ответа на вопрос посреди лекции, если он служит учебному процессу для всех. Но не на частный вопрос-хронофаг: его время наступит после лекции

Правило№4 умейте привести в порядок слушателей.

Смотрите в глаза, стойте на месте. О чем бы вы ни говорили, помимо слов вы задействуете невербальную коммуникацию. Даже телом можно показать, что вас должны слушать. Если вы хотите подчеркнуть значимость своих слов, развернитесь всем телом и лицом к человеку, к которому обращаетесь. Смотрите ему в глаза. Стойте прямо или слегка наклонитесь (последний жест свидетельствует, что у вас все под контролем и вас невозможно смутить или напугать).

Стойте на одном месте, когда даете задание, не жестикулируйте и не отвлекайтесь на посторонние дела. Человек, одновременно говорящий что-то и отвлекающийся на какие-то бумажки, показывает, что его слова не столь важны. Поэтому примите официальную позу, сложите руки за спиной и покажите, что ваши слова, как и вы сами, весомы, значительны и отнюдь не случайны.

Сила тишины. Обычно, когда учитель нервничает или боится, что ученики не будут его слушаться, когда чувствует, что перестает управлять классом, он первым делом старается говорить громче и быстрее. Громкая и быстрая речь сигнализирует о волнении, страхе и потере контроля. Ученики, понимая, что взяли верх над вами и вашими эмоциями, способны легко довести вас до истерики, что, конечно, намного интереснее, чем писать контрольную или решать задачу. Громкий голос, как это ни парадоксально, усиливает шум в классе, и ученикам проще переговариваться шепотом.

Если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише, хотя это и противоречит первому порыву. Понижайте голос. В буквальном смысле слова заставьте учеников прислушиваться к себе. Будьте воплощением уравновешенности и невозмутимости.

Правило №5 Говорите правильно и понятно

Старайтесь обойтись без лишних слов, особенно если волнуетесь. Используйте простые синтаксические конструкции. В одной фразе должна быть заложена одна простая и понятная мысль. За счет этого важная информация не потеряется в потоке ненужных фраз.

Правило №6 Тренируйте технику голоса.

''Голос – ваш рабочий инструмент, когда все аргументы кончились''.

Лаконичность. Чем меньше слов, тем более сильный эффект они производят. Излишняя болтливость сигнализирует о нервозности и нерешительности, тогда как правильно подобранные слова свидетельствуют о подготовке и прозрачности намерений.

Не говорите одновременно с учениками. Покажите, что ваши слова имеют вес: дождитесь полной тишины и только потом говорите. Добившись того, что никто не соревнуется с вами за внимание, вы показываете, что сами будете решать, кого и когда ученики будут слушать.

Не позволяйте вовлекать себя в диалог. Заявив некую тему, не отвлекайтесь на посторонние разговоры. Этот принцип особенно важен, когда вы делаете кому-то замечание

Каждый из нас когда-либо присутствовал при неудачном, с точки зрения техники речи, выступлении: свистящие шипящие и пришепетывание вызывают улыбку, тихий голос заставляет прислушиваться, вызывая тем самым раздражение, завышенный голос

с визгливыми интонациями (чаще свойственный женскому голосу) психологически является сигналом агрессии. Слушать такое выступление – пытка. Добиться коммуникативной цели оратору – невозможно. Но даже если речь чистая, она все же нуждается в техническом совершенствовании. Заниматься техникой речи нужно для того, чтобы речь была легкой, свободной.

Правило №7: ''Кодекс лектора''

Это был небольшой, но ёмкий свод законов:

Знать, чему хочу в итоге занятия научить группу; заявить сразу, зачем группе это надо.

Не демонстрировать себя;

Не оказывать честь присутствующим, снисходя до них своей лекторской персоной;

Гибко реагируйте на меняющееся настроение в зале, но не забывать о задачах группы, отвлекаясь на одного. Активизировать группу

Учить только тому, что умеешь хорошо делать сам,

Првило №8 этикет окончания лекции.

Но правила хорошего тона рекомендуют расставаться с взаимной благодарностью. Не только Вам - за отличное занятие, но и группе – за хорошую работу. Помните классическую уловку коммерсантов:. Это не только сиюминутная приятность, но и работа на перспективу. Увидите, в следующий раз опоздавших будет меньше, но и планка следующей лекции будет поднята достаточно высоко.

Последнее, но не менее важное: помните американскую поговорку ''Живи сам и давай жить другим''? Как наградить себя за труды? Мы хорошо умеем благодарить, отдавать долги другим, но не менее важно позаботиться о себе.

ИМЕННО ДЛЯ ВАС!

Будьте терпеливы. Ставьте себе реальные цели и дайте себе пространство для роста

Празднуйте свои успехи. Это очень важно - не пропускать мимо радость от успехов в п

Уделите себе некоторое время. Преподавание может истощить Вас, забрать все время и энергию, если Вы это допустите. реподавании.

Не забывайте смеяться. Запомните хорошенько, что хорошее чувство юмора – это лучшее лекарство от дня, полного разочарований.

  1. Чем меньше у Вас времени для ксерокопирования, тем хуже работает ксерокс.
  2. Несчастье случится именно тогда, когда у Вас в классе посетители или за Вами наблюдают.
  3. День открытых дверей выпадет именно на тот вечер, когда у Вас будет назначена встреча, которой Вы добивались полгода.
  4. Успехи учеников обычно приписывают их упорным занятиям. Если дети стали учиться хуже, обвинят учителя.
  5. Ученик, с которым Вы не уживаетесь, окажется сыном или дочерью влиятельной в обществе персоны.

Законы Мерфи для учителей

Категория: Всем учителям
25.02.2017 09:18


Рекомендуем курсы ПК и ПП