СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как управлять поведением игроков во время выполнения упражнений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Футбол, тренировочные процессы.

Многие тренеры во время тренировок используют правила, которые как бы вынуждают игроков проявлять определенное поведение. Подумайте о максимальном количестве касаний мяча или определенных зонах, в которые игроки могут или не могут входить. Насколько это логично? А какие есть альтернативы?

Касание мяча максимум дважды

Примером «принудительного поведения» является позиционная игра 4: 4 +3, в которой игроки четверки могут касаться мяча максимум дважды, а трем нейтральным игрокам - максимум один раз. Это правило устанавливается тренерами, чтобы игроки действовали быстрее. Конечно, это происходит, потому что, если они касаются мяча чаще, чем разрешено, он переходит к другой команде. Таким образом, игроки вынуждены проявлять определенное поведение (действовать быстрее).

Как тренер, вы также ожидаете, что игроки будут действовать быстро в матчах. Однако в их распоряжении всегда неограниченное количество контактов с мячом. В основном это сопротивление противников, которое гарантирует, что скорость действий должна быть увеличена. Таким образом, сопротивление, оказываемое противоположной командой, как бы побуждает игроков действовать быстрее. «Ответ» тот же, «стимул» другой.

Поощряйте естественно-принудительное поведение

Можно ли на тренировках позволить желаемому поведению развиваться «естественно»? Конечно, в обучающих формах возможно и привлекательное поведение (вместо того, чтобы делать его обязательным)! Фактически, это приводит к гораздо более конкурентному поведению, чем «принудительное» правило.

Например, в позиционной игре 4: 4 +3 можно немного сузить поле, так что игроки, владеющие мячом, автоматически должны действовать быстрее, в том числе и в «свободной игре». Тренировка защищающейся команды, чтобы они лучше работали вместе, также гарантирует, что команда, владеющая мячом, должна действовать быстрее.

Этот простой пример показывает, что не всегда необходимо вводить дополнительные правила для поощрения определенного поведения. Если можно позволить этому происходить «естественным образом» (меньше времени и пространства в результате меньшего поля и более сильного давления соперника), это предпочтительнее «принудительного» (максимум один или два касания).

Введите дополнительные линии расстановки

Конечно, бывают ситуации, когда это сложно. Примером может служить групповая игра 3: 3 + 2K, в которой основное внимание уделяется улучшению футбольных условий. Если защищающаяся команда использует строгое прикрытие и хорошо играет, вратарь будет действовать как своего рода плеймейкер. В конце концов, он всегда свободный человек. Это нереальная ситуация матча.

Конечно, невозможно стимулировать желаемое поведение (в данном случае: полевые игроки владеют мячом, а не вратарь). Например, тренерская работа с использованием другой расстановки и стратегии может предложить решение (обе команды играют в мини-формате 1: 2: 1 и защищаются из зоны). Но получить «естественную» ситуацию сейчас непросто. Это требует от тренера многого.

Альтернативой может служить введение правила. Первый вариант остается - поощрять поведение, а не обязывать его, но если это (слишком) сложно, вы можете переключиться на план Б. Например: мяч может вернуться к вратарю только один раз в каждой атаке. Или: кипер должен касаться мяча максимум один раз.

23.09.2022 11:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей