СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как всё начиналось.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работу представил: учитель биологии и химии «СОШ № 1 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»

Володина Елена Геннадьевна

«Через трудности к высокой цели». Обобщение личного опыта реализации метода проектов.

Талант-прежде всего труд. В нашей нелёгкой профессии почти нет времени на дополнительное образование учащихся, с 1 по 11 класс мы, учителя, обучая детей своему предмету, углубляясь в основные темы и скользя над второстепенными, стараясь работать при этом творчески, развивать все виды мышления, памяти, духовность, всё таки преследуем одну, единую для всей современной педагогики цель - успешную сдачу экзамена. Я начала свою педагогическую практику на рубеже веков, в 1998 году. Теперь, оглядываясь назад, понимаю, сколько времени у нас было для дополнительного образования, пока не наступил «век ЕГЭ», единственное, чего нам не хватало это метапредметности - мобильного инструмента, раскрывающего талант, предметный дар ребёнка с разных ракурсов, она, конечно, присутствовала, незримо, ненавязчиво, но не развивалась, из за отсутствия таких конференций, которыми насыщена наша жизнь сегодня. Как то вначале очередного классного часа я прочла стих - размышление Сергея Островского:

- В жизни по-разному можно жить,

В горе можно, и в радости,

Вовремя есть, во время пить,

Вовремя делать гадости,

А можно и так: на рассвете встать

и помышляя о чуде,

рукой обожжённой солнце достать

и подарить его людям.

Спросила у своих пятиклашек: - «Как Вы понимаете эти слова?»

Раскрыв глаза, стараясь угадать мои мысли, почти все отвечали банально, без затей, «как слышу, так и вижу» и только одна девочка смогла раскрыть всю глубину данных четверостиший.

Тогда меня очень поразило, насколько дети скудны душой и бесчувственны, что не смогли услышать очевидное.

Затем я стала замечать множество моментов равнодушия, отсутствие интереса, безразличие ко многим вещам, в том числе и к моему предмету, это задевало меня, расстраивало, самолюбие и верность профессии сыграло своё дело и я наконец то приходя на урок несла в своём багаже не только знания, но и желание заинтересовать учащихся своей любимой биологией и химией, а каким образом можно было это сделать? Только с помощью нестандартного подхода и проектной деятельности, на которой рассматривается и изучается не только конкретная тема, но и многие аспекты, служащие вспомогательными инструментами.

На уроках мы часто используем метод проекта, но в данном случае наблюдается прерывность от урока к уроку, да ещё нужно успеть выдать основной материал, только самый трудоспособный и усидчивый ребёнок может пронести сквозь уроки интерес к теме проекта, тем более что любой труд, особенно детский должен быть вознаграждён хотя бы грамотой, поэтому моё мнение таково: лучше заниматься проектом во внеурочное время. На уроке брать минипроект, как основу заинтересованности других учеников в данной работе.

Моей внеклассной «первой ласточкой» была работа, посвящённая войне 1812 года, которую мы должны были представить на метапредметной конференции школьного уровня, был шок от темы и от учащихся, которые в рамках школьной программы не могли усвоить материал, что было говорить о проекте. Но, «дорогу осилит идущий», нашу работу мы назвали «Русские французы» и суть работы была в изучении русско-французских браков, изучении корней многих известных личностей того времени и современности. Главным в нашей работе был вопрос: Можно ли по гену определить, к какой нации относится человек?

Ответ был однозначен: нельзя, потому, что таких генов «русских», «французских» просто нет, оттого, что каждый генофонд многослоен, непостоянен и состоит в той или иной степени родства со всеми другими генофондами человечества. Наша работа закончилась вопросом, так как каждый генофонд каждого народа связан бесчисленными незримыми узами друг с другом. К какому народу относимся мы? Чья кровь течёт в нас? Кто стоял у основания нашей радословной? Это до сих пор остаётся загадкой. Как такового подтверждения, или опровержения гипотезы не было, это был минус, потому, что не практической части, а в этой работе её и не могло быть, в целом же работа получилась очень интересной и многогранной.

Работая над проектом по биологии, мы затронули и историю, и литературу, научились правильно выстраивать этапы научно-исследовательской работы. Дети, сами того не осознавая изучили подробную биографию Тургенева, Наполеона, Ивана Анненкова, Сергея Трубецкого, Полины Виардо. Более подробно изучили действие военных событий той эпохи. Также они научились выдвигать гипотезу, её нужно было подкрепить достоверными сведениями, которые можно было найти только в бумажных источниках. Это ещё один воспитательный момент в данной работе. Кроме того, учащиеся, это были три девочки 7 класса не говорившие, не выступавшие, со средними знаниями, вдруг почувствовали, что могут, знают, умеют. То есть, задев одну струну, биологическую, мы захватили и другие не менее интересные области данной темы, сыграв целый аккорд. Я сама, думая, что знаю почти всё в своём предмете, будучи уверенной, что можно обойтись только биологическими знаниями обнаружила простую истину-развивая детей, развиваешься сам. В итоге мы заняли первое почётное место, это ещё раз подкрепило уверенность учащихся в своих знаниях и умениях. Девочки пошли дальше, дорогою знаний, исследований, успехов, одна из них учится на филологическом факультете СГУ, другая на факультете филологии и журналистики СГУ, а третья связала свою жизнь с поэзией, главное они заняты любимым делом. И пусть наша совместная работа стала малой частью, которая помогла им поверить в себя, раскрыла их таланты и способности, но всё же стала.

Какие выводы я сделала для себя, применимые в дальнейшей практике:

  1. Тема работы подбирается так, чтобы была возможна любая практическая часть, хотя бы частично, в виде опроса, или анкетирования и основывается на интересе ребёнка, с учётом баллов при поступлении учащихся 10-11 классов, это стимулирует.
  2. Работая в конкретной области одного предмета, мы затрагиваем предметы, касающиеся напрямую, или косвенно данной темы.
  3. Знания, приобретённые при разработке проекта могут быть использованы при ответах на уроках по другим предметам, тем самым ученик повышает качество своих знаний.
  4. Развивается интерес учащихся к данной и сопутствующей теме.
  5. Развивается интерес к предмету, по которому разрабатывается проект.
  6. Развивается интерес к конкретным личностям, или процессам, влекущим за собой вереницу других личностей и процессов.
  7. Формируется индивидуальный подход к изучению темы.
  8. Рассматриваются, формулируются и используются цели и задачи проекта, работы, без которых невозможно определить конечную цель проекта.
  9. Умея ставить цели и задачи, формулировать гипотезы, применять методы исследования, ребёнок сможет использовать данный опыт не только в обучении, но и в жизни.
  10. Умение искать, обрабатывать, выделять главное, особенно в бумажных источниках, дети сами того, не осознавая, тратят время с пользой, а не впустую.
  11. Для научно-исследовательской работы, или проекта не обязательно нужно брать внешне одарённых и грамотных детей, таланты, оказывается, бывают, скрыты под вуалью стеснения, неуверенности, недоверия.
  12. Самым главным в любой научно-исследовательской работе является практика, на основе теории, ведь это и есть подтверждение, или опровержение гипотезы учащихся.

После первого «блина комом» пошла череда более продуманных и серьёзных работ, с глубоким научным содержимым, обязательно разбавленная чем то загадочным. Работу так и надо начинать, например с легенды, поэтической ноты, интересным фактом, ведь правильное предисловие это уже половина успеха проектной работы. Затем подбираем объект, предмет исследования, выстраиваем гипотезу, используем подходящие методы исследования и вперёд, через массу информации, смех и слёзы, правильно и не правильно формулированные фразы, к своему детищу, который рождается с таким трудом, затратой времени, но всё это окупаемо. Цитирую слова ученика занявшего в ноябре 2017 года 1 место на всероссийской конференции в СГТУ «В науку первые шаги» по химии: «Какой же это кайф, непередаваемый восторг, мурашки по коже, такое ощущение я испытывал 1 раз в жизни, когда увидел долгожданное море, лучше я буду заниматься наукой, чем всякой ерундой, которой занимаются мои друзья». Ради этих слов мы, учителя и сворачиваем горы и уже не потраченное время, не потраченные нервы не всплывают в памяти, а только горящий взгляд и восторг ребёнка.

В основном мой предмет касается старшего звена, что же делать с пяти и шестиклассниками, мне очень нравится сотрудничество с организациями, например лесхоз, который предоставляет нам возможность участвовать в викторинах, награждая победителей не только грамотами, но и памятными призами, или областная ассоциация экологов, в рамках которых были реализованы такие проекты, как например «лесные домишки» - технология и дизайн создания скворечников, фотовыставки рисунков. Дети среднего звена, видят, как мы работаем со старшеклассниками, и хотят также экспериментировать «по взрослому», а ведь всё начинается с малого, это я им объясняю и они, понимая, ждут своего звёздного часа.

На данном этапе в моей личной копилке есть чем похвалиться, ежегодные призовые места учащихся на районных в рамках МНЛ, областных «Химия и жизнь», межрегиональных «Мартыновские чтения», всероссийских «В науку первые шаги» и международных «От школьного проекта - к профессиональной карьере» конференциях, статус растёт, требования тоже, а ведь суть остаётся всё той же: любовь к предмету, детям, желание и стремление к совершенству через самообразование, трудности и постижение нового, как говорится: через тернии к звёздам!

Категория: Внеурочка
21.01.2019 16:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!