СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как знакомить дошкольников старшего возраста с профессиями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.

Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Профессиональные интересы детей старшего дошкольного возраста не позволяют говорить о профессиональной направленности ребенка, так как в этом нет потребности.

Небогатый жизненный опыт ребенка позволяет ему судить о профессиях людей на основе представлений о труде взрослых ближайшего окружения (семья, детский сад, больница, магазин). В последнее время в словаре детей чаще присутствуют такие «модные» профессии как бизнесмен, менеджер, юрист. Но о них они знают весьма поверхностно. Между тем мир профессий настолько богат и разнообразен, что ориентация в нем является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.

Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.

Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях: ветеринар, архитектор, экономист, спасатель, художник, модельер, актер, автомеханик, фермер.

Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.

Знакомство с профессиями ребенок-дошкольник, прежде всего, получает в семье, узнавая о профессиях своих родителей, бабушек, дедушек, когда участвует в жизни семьи, в которой обсуждаются новости и проблемы профессионального труда взрослых, где косвенно и прямо родители рассказывают о труде. Поэтому мы решили побеседовать с детьми на тему «Что вы знаете о профессии своих родителей?», а также провести анкетирование родителей по данной проблеме.

Беседа с детьми об их представлениях о труде взрослых и профессиях показала, что только половина детей могут назвать, где и кем работают их родители, потому что родители не рассказывают детям о своей работе! Представление о труде взрослых у детей было размыто, они затруднились ответить, что делают их родители на работе.

Опрос родителей показал, что 80% из них напрямую не рассказывают детям о своих профессиях и сфере деятельности, 5% брали их с собой на работу, 15% родителей сообщили о том, что в косвенных сообщениях рассказывали детям о своей профессии. 35% обсуждали с детьми их будущую профессию, 45% родителей назвали «нужными» профессиями – «врач», «шахтер», «учитель».

На основании анализа результатов беседы с детьми и опроса родителей на предмет информированности о профессиях родителей, а также учѐта современных образовательных технологий мы определили, что основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаются за пределами понимания ребѐнка, немаловажную роль в решении этой проблемы играет создание соответствующей развивающей предметно - пространственной среды. На первом этапе занятия проводятся в форме беседы, где дети высказывают свои предположения на тему профессий. Дети пытаются найти ответы на вопросы «Что такое профессия?», «Какие профессии вы знаете?», «Кем работают ваши родители?», «Без каких профессий нельзя обойтись?» и др. Помимо известных профессий, детям предлагается познакомиться с «новыми» профессиями, такими как менеджер, стюардесса и другими. После знакомства детей с новыми профессиями и повторения уже известных профессий необходимо организовать дидактические игры с детьми. Использовать такие материалы и игры как: набор дидактических картинок «Профессии», «Кому какой инструмент?», «Четвертый лишний», «Угадай профессии по описанию», «Кто, чем занят?», «Кто, где трудится?», «Посмотри и назови профессию». Понимание общественной значимости труда взрослых оказывает влияние на поведение детей, их отношение к собственной практической деятельности, побуждает включаться в труд. Успех в воспитании положительного отношения к труду возможен только тогда, когда дети овладевают трудовыми навыками, помимо различного вида труда, это можно достичь при помощи игры. Для формирования положительного отношения к труду, правильного представления о действиях людей на работе, формированию трудовых качеств и трудолюбия, а также интереса к трудовым действиям необходима организация серий сюжетно-ролевых игр под педагогическим руководством. Для проигрывания каждого сюжета педагогом должно быть организовано пространство и подобрано игровое оборудование, чтобы дети закрепили знания о рабочих инструментах и рабочем месте. Например, для сюжетно-ролевой игры можно выбрать такие сюжеты, как «Магазин игрушек». Цель: расширять знания детей о труде работников магазина, вызвать интерес к профессии, формировать навыки культуры поведения. Игровые действия: грузчики привозят товар на склад, продавец раскладывает товар по полкам, покупатель выбирает товар, покупатель оплачивает покупку. «Приём у врача». Цель: учить детей уходу за больными, учить пользоваться медицинскими инструментами, воспитывать внимательность. Активизация словаря: окулист, терапевт, хирург, градусник, процедуры. Игровые действия: прием пациентов, врач выписывает рецепты, врач отправляет к другим специалистам, больной приходит в поликлинику, берет талон, идет на прием к врачу. Медсестра помогает врачу, делает уколы, накладывает повязки. «Водители». Цель: знакомить детей с работой транспорта, дать знания о дорожных работниках и их обязанностях. Игровые действия: водитель автобуса подбирает пассажиров, водитель такси довозит пассажиров до места, пассажиры расплачиваются за проезд, пешеходы переходят дорогу, полиция стоит на перекрестке и проверяет машины, регулирует движение. «Строим дом». Цель: формировать представления о строительстве, о рабочих инструментах, закреплять названия профессий. Игровые действия: выбор строительного материала, выбор места, строительство дома, оформление дома внутри. «Библиотека». Цель: закреплять правила поведения в общественном месте, воспитывать бережное отношение к книгам, знакомить с правилами пользования книгой. Игровые действия: читатель приходит за книгой, библиотекарь выдает книги, ставит их на место. Сюжетно-ролевые игры направлены на формирование ответственного отношения к труду, положительной установки, на целостное восприятие профессии, на желание трудиться и быть полезным. С этой целью был организован пример взрослых, показ способов действий. Так как в старшем дошкольном возрасте детям важен результат труда, то во время сюжетно-ролевых игр давать оценку детям на их действия через поощрение, одобрение вступать в игру и выполнять игровые действия, тем самым дети ещё больше хотят проигрывать данный сюжет, пробовать себя в разных ролях. Таким образом, проигрывая ролевые действия, переживая ту или иную роль, дети приходят к пониманию общественной значимости труда взрослых. Это оказывает влияние на поведение детей, их отношение к собственной деятельности, вызывает желание быть похожим на взрослых, подражать им, включаться в труд.

Повседневное приобщение всех детей группы к посильному труду приучает их быть занятыми, находить себе полезное занятие, что создает в группе дружескую атмосферу и способствует воспитанию правильного отношения к труду. Дети выполняют посильные действия, такие как дежурство, трудовые поручения на участке (уборка веток, упавших с деревьев; помощь в создании снежных построек), полив цветов и протирание листьев, помощь в подготовке к занятиям. Большое значение имеет чтение художественной литературы и стихотворений: С.Я. Маршака «Пожар», «Почта»; С.В. Михалкова «А что у вас?», «Дядя Степа-милиционер»; М. Придворов «Мир профессий»; И. Карпова «Кем быть?»; Н. Костарев «Профессии»; А. Доброта «Папины профессии»; К.И. Чуковский «Доктор Айболит». Для детей в «библиотеке» необходимо подобрать данные книги с иллюстрациями, разложить картинки с профессиями и инструментами, чтобы дети в свободное время могли обратиться к знакомому материалу. Данный комплекс мероприятий должен оказать воздействие на формирование у старших дошкольников представлений о труде, рабочих инструментах, важности профессий для людей и общества в целом. Сюжетно-ролевые игры направлены на формирование ответственного отношения к труду, положительной установки, на целостное восприятие профессии, на желание трудиться и быть полезным. С этой целью был организован пример взрослых, показ способов действий. Так как в старшем дошкольном возрасте детям важен результат труда, то во время сюжетно-ролевых игр давать оценку детям на их действия через поощрение, одобрение вступать в игру и выполнять игровые действия, тем самым дети ещё больше хотят проигрывать данный сюжет, пробовать себя в разных ролях. Таким образом, проигрывая ролевые действия, переживая ту или иную роль, дети приходят к пониманию общественной значимости труда взрослых. Это оказывает влияние на поведение детей, их отношение к собственной деятельности, вызывает желание быть похожим на взрослых, подражать им, включаться в труд. У дошкольников преобладает наглядное мышление. Поэтому необходимо включать в свою работу экскурсии. В процессе экскурсии дети могут наглядно познакомиться с различными производствами, техникой, увидеть, как трудятся люди.

По возвращению в группу с детьми можно поговорить об увиденном только спустя некоторое время. Беседу проводят только те люди, которые были на экскурсии. Можно организовать выставку рисунков по теме экскурсии. Полученные в процессе экскурсий представления благоприятно сказываются на развитие сюжета в игре. Так же для ознакомления с малоизвестными профессиями используют в своей работе виртуальные экскурсии. Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение - это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования.

В результате проведённой работы у детей расширяется кругозор и формируется система представлений о профессиях, повышается познавательная активность и желания выполнять трудовые поручения.

28.04.2022 09:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!