СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какие ошибки допускают начинающие учителя в отношениях с детьми? Как их избежать?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Молодые специалисты часто жалуются на то, что дети их не слушают, не уважают, не соблюдают дисциплину на уроках, забывают о поручениях, грубят. Практически всегда причина кроется в неправильной модели педагогического поведения. Учитель отстраняет себя от учеников вместо того, чтобы выстраивать с ними партнерские отношения.

Модели ошибочного поведения начинающих педагогов могут быть разными. Вот самые распространенные из них:

  • «Начальник». Такой педагог ставит себя выше детей, требует от них идеального послушания. Он постоянно подчеркивает свою силу и власть, правильность собственной точки зрения. Эта модель взаимодействия учителя с учениками характеризуется стремлением наставника давить на страхи и возможные ошибки детей. В итоге отношения между педагогом и детьми неискренние, в классе постоянно возникают бунты, конфликты и обиды.
  • «Компьютер». Это закрытый, холодный педагог, который считает, что его главная цель – давать детям знания. Он не стремится выстроить с детьми близкие отношения, вникнуть в их проблемы, не раскрывается сам. Учитель-компьютер не дает оценки событиям, не высказывает свое мнение и не интересуется мнением учеников. В результате у детей снижается самооценка, из-за отсутствия положительных эмоций пропадает интерес к учебе, падают дисциплина и успеваемость.
  • «Мученик». Такая модель взаимодействия учителя и учеников характеризуется стремлением избежать любых конфликтов. Ее выбирают педагоги, которые больше всего боятся душевного напряжения при разрешении спорных ситуаций. Учитель всегда выступает в качестве миротворца, взваливает на себя чужую работу и все равно испытывает постоянное чувство вины. Дети же реагируют на такое поведение педагога по-разному, но всегда деструктивно. Одни начинают манипулировать им, а другие, наоборот, скрывают свои проблемы, чтобы не расстроить учителя.
  • «Приятель». Выбравший эту модель специалист хочет, чтобы дети относились к нему хорошо. Поэтому он всегда снисходителен, прощает любые проступки, противопоставляет себя другим взрослым, которые требуют, контролируют и наказывают. В результате у учеников не развивает чувство ответственности, они не хотят и не умеют планировать свою деятельность, отвечать за ошибки.

Сегодня оптимальным считается демократический стиль педагогического общения, и именно к нему нужно стремиться начинающему учителю. Такой подход формирует у детей положительное отношение к личности педагога и к школе в целом, развивает их самостоятельность, активизирует учебно-познавательную и творческую деятельность. Учитель-демократ доброжелателен, терпелив, на его уроках царит деловая, но теплая и дружественная атмосфера. Дети точно знают, чего от них хотят, но не боятся ошибиться, проявить инициативу, ведь контроль учителя ненавязчив, а вместо наказаний практикуются разъяснительные беседы. Учитель-демократ выстраивает отношения с детьми по типу «субъект-субъект», но при этом выступает не приятелем, а наставником, старшим товарищем, образцом для подражания.

Категория: Всем учителям
09.06.2024 23:12


Рекомендуем курсы ПК и ПП