СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ММО учителей математики Посещая урок, перед нами каждый раз встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество? К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством просвещения Научно обоснованный анализ урока – важный фактор оптимизации учебно-воспитательного процесса. Посещая урок, перед нами каждый раз встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество? К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством просвещения. Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать • само построение учебного процесса на уроке, • выявить оптимальность задач, • рациональность избранного учителем содержания урока, форм и методов обучения. Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач – образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников. Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачейпри этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся. Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. · Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока; · Краткий - достижения основных целей и задач; · Комплексный - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока; · Аспектный - отдельных элементов урока. Каждый из указанных типов анализа может иметь виды: • дидактический, • психологический, • методический, • организационный, • воспитательный и т.д. Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие основные положения. С этой целью можно предложить следующую схему анализа урока. Схема анализа урока • Общие сведения: дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока. • Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером. • Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепление материала, способы. • Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение. • Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника. • Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов: • научность - учет новейших достижений в информатике на уроке (понятие исполнителя, синтаксические диаграммы, доказательство правильности алгоритмов и т.п.); • наглядность — использование графической информации, таблиц исполнения алгоритмов, записи текстов с отступами и т.д.; • последовательность — логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий; • связь с практикой - прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в компьютерном обществе. • Методы деятельности учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете. • Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу урока). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке. • Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения — усвоение смысла действий за ЭВМ. Доступность — стандартность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения. • Эффективность обучения - насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора ПС. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке - отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника. • Обратная связь. Система контроля знаний у данного учителя. Использование компьютера для проверки знаний — контролирующие программы, самоконтроль запуском программы, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Критерии оценок данного учителя (известны ли они учащимся?). Возможность автоматизации такой системы контроля. Оценка трудоемкости типичного домашнего задания (выполните сами и «замерьте» время). • Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы, замеченные Вами. • Выводы. • выполнение плана урока; • достижение целей урока; • особенно интересное и поучительное на уроке; • что произвело на уроке наибольшее впечатление; • какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему; • оценка урока. Анализ Посещенного Урока
2 Вариант Общей Схемы Анализа Урока. • Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке. • Тема урока; образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока. • Организационное начало урока: • готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий , инструментов и т.д.; • подготовленность учащихся - дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.; • подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д. • Организационная структура урока: • мобилизующее начало урока; • последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока; • насыщенность урока и темп его проведения и т.д • Анализ содержания учебного материала урока: • обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке; • соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету; • соотношение практического и теоретического материала; • связь с жизнью и практикой и т.д. • Общепедагогические и дидактические требования к уроку: • цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели; • обоснование выбора методов обучения; • пути реализации дидактических принципов в обучении; • индивидуализация и дифференциация в обучении; • взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока. • Деятельность учителя; • научность и доступность изложения новых знаний; • использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки; • организация закрепления учебного материала; • организация самостоятельной работы учащихся; • проверка и оценка знаний и умений учащихся; • вопросы учителя и требования к ответам учащихся; • отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала; • задание на дом и проявленное учителем внимание к нему; • пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся; • эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения; • контакт учителя с классом и т.д. • Деятельность учащихся: • подготовка рабочего места; • поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.; • интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся; • состояние их устной и письменной речи; • знание учащимися теории , умение применять полученные знания; • отношение учащихся к учителю; • степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д. • Выводы: • выполнение плана урока; • достижение целей урока; • особенно интересное и поучительное на уроке; • что произвело на уроке наибольшее впечатление; • какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему; • оценка урока. С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшиетрудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. Приведем один из возможных ее вариантов: • Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь? • Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? • Как учитывались возможности учащихся при планировании урока? • Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока? • На каком материале или этапе урока делается главный акцент? • Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания? • Как отбирались для урока формы обучения? • Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован? • Чем обоснованы выбранные формы проверки я контроля знаний учащихся? • За счет чего >обеспечивалась работоспособность: учащихся в течение всего урока? • Каким образом предупреждались перегрузки учащихся? Рекомендации по наблюдению за ходом урока и оценкой его рациональности. При наблюдении за опросом школьников можно рекомендовать обратить внимание на такие моменты: • в какой форме был организован опрос (в индивидуальной или фронтальной, устной, письменной или лабораторной); • оценка рациональности избранной формы опроса, • правильно ли было определено место опроса среди других этапов урока, • оптимальными ли оказались затраты времени на опрос в ходе этого урока, • четко ли была поставлена цель опроса (подход к новой теме, проверка знаний, проверка умений), • удалось ли ее реализовать в полной мере, • стремился ли учитель обеспечить обучающий характер опроса, • активное участие в нем всех учеников, • умело ли исправлялись неточности, ошибки, привлекались ли к этому ученики, • насколько объективно были выставлены и убедительно аргументированы оценки, • как обращалось внимание на усвоение главного, • на логичность плана ответа, • на прочность знаний и умение их применять на практике. При наблюдении за изучением на уроке нового материала важно обратить внимание на следующее: • были ли поставлены перед учениками основные задачи изучения темы урока, причем насколько конкретно и четко, • доступность изложения учебного материала, • выделялось ли в нем главное, существенное и концентрировалось ли на нем внимание учеников, • оптимальным ли был темп изучения нового, • проверялась ли степень понимания учениками нового материала по ходу его объяснения. При закреплении изученного материала необходимо обратить внимание на то, что • содействовали ли подобранные упражнения на усвоение главного в данной теме, • оказывалась ли дифференцированная помощь ученикам во время выполнения заданий, • дополнительные задания для наиболее подготовленных учеников, • выявлялись ли типичные ошибки и затруднения, способы их устранения При сообщении домашнего задания обратить внимание • оптимален ли его объем, сложность, выполнят ли его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы • прокомментировано ли домашнее задание, • требования к оформлению, • дифференцировано ли домашнее задание. В центре анализа должно быть содержание и результаты, которые проявляются в полученных учениками знаниях, умениях и навыках. Самоанализ Проведенного Урока.
|
© 2016, Вторникова Татьяна Николаевна 1794