СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Каким хотят видеть учителя дети?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какой учитель нужен школе? Опрос учащихся, проведенный мной, показал, что среди положительных качеств педагогов они отмечают следующие: доброту, справедливость, понимание, юмор, ум, искренность, строгость, общительность. К отрицательным качествам они отнесли: несправедливость, крик, грубость, занижение оценок, старость. То есть дети большее предпочтение отдают человеческим, а не профессиональным качествам педагогов.

Модель учителя глазами учащихся

Специалист

Человек

Работник

1.Знание педагогической теории

2. Владение педагогическим мастерством

3. Знание психологии

4. Владение технологиями обучения и воспитания

5. Умение рационально организовать труд

6. Любовь к делу

7. Любовь к учащимся

8, Вера в человека

9. Педагогические способности

10. Общая эрудиция

1.Высокие моральные качества

2.Активное участие в общественной жизни

3. Активная жизненная позиция

4.Личный пример во всём

5.Уважение к законам государства

6.Терпеливость

7.Оптимизм

8.Эмпатия

9.Сдержанность

10.Находчивость

11.Душевная щедрость

12.Эмоциональная уравновешенность.

13.Умение слушать

14.Крепкое здоровье

1.Умение поставить цель и достигнуть её

2. Умение распределять время

3. Систематическое и планомерное повышение квалификации

5.Нацеленность на повышение производительности труда

6.Способность к творчеству

7.Всесторонняя образованность

8. Разумный оптимизм

9. Желание трудиться

10.Преданность делу

11.Умение работать в коллективе

12.Дисциплинированность

13.Ответственность

14.Готовность взять на себя ответственность

Настоящий педагог должен быть таким, о котором дети слагали бы стихи:

Вы нас учили столько лет,

Когда мы малышами были

И на уроки к Вам ходили,

Боясь неверный дать ответ.

И мы взрослели, мы смелели,

Но даже много лет подряд

Мы видели Ваш добрый взгляд,

Который детям Вы дарили.

Любимый мой учитель самый,

Вас не забыть мне никогда,

И я, меняя города,

Смогу вернуться к Вам, во что бы то не стало!

Какими же качествами должен обладать педагог, чтобы найти отклик в сердцах детей?

По моему мнению, важными профессиональными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда. Обязательное для педагога качество — гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, помощи ему, уважения его мнения. Как говорил ещё в прошлом веке немецкий педагог-демократ Д. Дистервег, «ВОСПИТАТЕЛЕМ И УЧИТЕЛЕМ НАДО РОДИТЬСЯ». Научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Знания можно приобрести, любовь же — внутренняя потребность человека отдавать себя людям, детям, делиться и ними всем хорошим, что у тебя есть, думать, заботься о них. Любовь — чувство индивидуальное, и у всех оно возникает по-разному. Но чтобы такое чувство возникло, необходимо одно обязательное условие: учитель должен обладать общечеловеческими, гуманными качествами. Прирожденное чувство такта не позволит учителю унизить даже самого маленького ребенка, подскажет ему, как поступить в затруднительной ситуации. Педагог — всегда активная, творческая личность. Пробуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство детским коллективом обязывает учителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Педагог — образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на доступный для подражания образец. Также я считаю, что профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах, обязан сохранить за собой ведущее положение. Никаких срывов, растерянности и беспомощности учителя учащиеся не должны чувствовать. Ещё А. С. Макаренко указывал, что учитель без тормозов — испорченная, неуправляемая машина. Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на учащихся. По роду своей деятельности учитель вынужден систематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Поэтому важно, что педагог был справедлив со всеми. Мне кажется, что важнейшим условием успешной работы учителя является требовательность к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам.

Я бы выделила несколько важнейших качеств, которыми должен обладать педагог:

1. Организованность.

2. Дисциплинированность.

3. Трудолюбие.

4. Аккуратность.

5. Вежливость.

6. Скромность.

7. Доброта.

8. Справедливость.

9. Требовательность.

10. Знание предмета.

11. Умение излагать материал.

12. Умение организовывать работу.

13. Чуткость.

14. Доброжелательность.

15. Доверие к учащимся.

16. Авторитет учителя.

Я попросила учеников 10 классов расположить эти качества педагога в порядке значимости. И вот результат:

1 место-справедливость;

2 место- требовательность;

3 место-знание предмета.

Из опроса видно, что наиболее важными для учеников являются не профессиональные, а личностные качества педагога. Я считаю, что педагог должен быть, прежде всего, личностью, служить примером для учащихся. Только уважаемый им человек способен оказывать на учащихся огромное влияние. Он постоянно находиться в поле зрения учащихся. Любимому педагогу начинают подражать, копировать манеру его поведения, жесты, мимику. На результаты обучения и воспитания значительно влияют взаимоотношения педагога с детьми. Корень всех трудностей и неудач на уроках, в подавляющем своем большинстве, кроется в том, что урок — это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется, в первую очередь, теми отношениями, которые складываются между преподавателем и учеником. Боязнь за свой авторитет, желание показать учащимся разницу в общественном положении приводят подчас к общению — дистанции. Если учитель не умеет увлечь учащихся своим предметом, если у него не ладится с дисциплиной в классе, если нет навыков в организации деятельности учащихся на уроке, он часто прибегает к такому испытанному средству, как общение — устрашение. Это самый легкий, но не самый эффективный путь к управлению деятельностью учащихся. Учитель добивается послушания, дисциплины, выполнения определенных его требований, но теряет при этом самое главное — любовь детей, их увлеченность предметом, доверие. Обычно, каков учитель на уроке, таков он и вне урока. Дети видят перед собой не просто учителя, а, в первую очередь, человека. Равнодушного отношения к себе дети не прощают. А когда рушится авторитет учителя, рушится и его воспитательная сила. Как только нравственное доверие потеряно, тогда то, что прежде делалось охотно и радостно, достигается уже не иначе как наказаниями и принуждениями. «Человек может совершенствоваться всю жизнь, самообразование и самосовершенствование человека заканчивается только с его смертью. Нет предела и границ в движении вперед, как не может быть остановки в самой жизни», — писал Л. Н. Толстой. Никогда нельзя забывать простую истину:хороший учитель тот, у кого хотят учиться. Педагоги воспитывают нового чело­века - всесторонне и гармони­чески развитого, образованного, подготовленного к жизни. Учи­тель преподает, организует уче­ние детей, воспитывает их, помогает детским общественным организациям и, конеч­но, поддерживает постоянную связь с родителями. Много сил, знаний, душевной теплоты от­дают педагоги детям. Но их великий труд не заменяет труда родителей. Есть еще отста­лые люди, которые рассуждают так: «Мы заняты на работе, по дому, нам недосуг заниматься во­спитанием детей, есть школа - пусть она воспитывает». Такие представления приносят большой вред детям. Школа и семья проводят единую линию в воспитании, осущест­вляют ее совместно. Настоящий педагог всег­да поможет отцу и матери понять сильные и слабые стороны ребен­ка, даст необходимый совет. Чутко и внимательно прислуши­ваться к совету педагога-учителя- святая обязанность родителей. В этом ключ к правильному воспитанию детей и усовершенствованию са­мих родителей как воспитателей. Дух любви и искреннего уважения к школьному педагогу должен царить в каждой семье. Свои чувства признатель­ности к тому, кто открывает мир растущему человеку, и родители и дети проносят через всю жизнь. В современном мире, где профессия педагога стала менее престижной (все хотят быть юристами, экономистами и бухгалтерами), совсем немногие стремятся посвятить себя этой профессии. Я решила провести опрос среди учащихся 9-11 классов, чтобы выяснить, хотят ли выпускники стать педагогами. Я задала учащимся вопрос «Хочу ли я быть педагогом?» Проанализировав результаты, я была, мягко говоря, удивлена. Приятно удивлена.

74% опрошенных ответили «да»;

10% ответили «нет»;

16% ответили «не знаю».

Я, конечно, знала, что профессия педагога очень почётна. Но я не думала, что она настолько важна и значима именно для школьников. Ведь многие дети планируют стать юристами, бухгалтерами и экономистами. Я решила спросить детей, почему они хотят стать именно учителями? Ответы были такими: «Интересно работать с детьми, хотя и трудно». «С детьми можно проводить различные мероприятия, праздники». «Можно передавать свои знания и опыт, учить чему-то хорошему». «Наши родители тоже педагоги, поэтому мы тоже хотим ими стать». Так что это ещё раз подтверждает важность и актуальность профессии педагога в наши дни. Очень приятно, что не все выбирают профессии, более престижные и благополучные в материальном плане, а многие всё же отдают предпочтение профессии педагога. А те, кто выбрали эту профессию осознанно, даже слагают стихи:

Моя профессия – педагог

Я выбор сделала сознательно и твердо! Хочу своим трудом добро творить! Чтоб дети шли по жизни гордо, Умея думать, создавать, любить! Пусть мир идёт дорогой созиданья! На том пути я свой оставлю след! Я знаю, что с начала мирозданья Профессии моей важнее нет!

Категория: Всем учителям
08.09.2021 13:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!