№ п/п Тема занятия. Содержание Текст Виды деятельности учащихся Кол-во часов. Дата
1 Вводное занятие. Умею ли я читать? Знакомство с задачами и целями внеклассной работы по смысловому чтению, со способами чтения, способами смысловой обработки текста.
Вступительная беседа о значимости внеклассной работы по смысловому чтению. Анкета «Люблю ли я читать?»
1
2 Входной контроль. «Интегрированное задание по выявлению уровня сформированности УУД (работа с текстом)»
Выполнение комплексной работы Вариант 1 «Первый полет»
Вариант №2 «Первая надпись» Комплексная работа 1
3-8 Учимся читать учебные тексты.
Обучаем школьников при чтении текста ставить себе вопросы: с какой целью написан текст? что автор хотел донести до читателя?
Учим работать с ключевыми словами, несущими основную тематическую информацию текста
Учим соотносить информацию из текста с предложенными заданиями
Учим составлять опорный конспект, схему по данному тексту
«Бесценный дар» Первичное чтение текста;
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части; Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 6
«Ломоносов»
«Имя прилагательное»
«Синонимы»
«Инфинитив»
«Орфограмма»
9-12 Учимся читать и решать учебные тесты Ориентировка в выделении смысловых частей текста, выделение опорных слов. Формирование исполнительских умений (воссоздание содержания текста с опорой на словесную картину), умения корректировки и контроля (умения перечитать текст с целью уточнения его содержания, соотнести с первичным представлением, проверка по тексту выделенных смысловых частей, адекватности словесной картины авторскому тексту).
Представление общей картины. Работа по формированию основных читательских умений.
Тестовые задания с выбором ответа Постановка к тексту обобщающих вопросов. Деление текста на смысловые части. Выделение опорных слов. Раскрытие темы. Выполнение тестовых заданий разного типа. 4
Тестовые задания с краткой записью ответа
Тестовые задания с развернутым ответом
«Учимся логически мыслить»
13-24 Учимся читать и понимать тексты разных стилей Отличие научно-популярного текста от художественного (сопоставление двух видов текстов). Эмоциональный настрой научно-популярного текста.
Сравнение публицистического текста с научно-популярным. Выявление особенностей написания публицистического текста. Языковые средства, используемые при написании публицистического текста, его особенности. Коллективное составление статьи в детскую газету. «Орел и кошка» Сопоставление текстов разных жанров. Первичное чтение: определение темы текста, умение выделить запомнившиеся факты, вопросы на восприятие. Вторичное чтение: определение опорных слов и смысловых частей, отражение содержания статьи с помощью смысловой модели, составление плана текста, краткий пересказ прочитанного по составленному плану.
Нахождение языковых средств в текстах различных жанров.
Составление статьи в школьную газету. 12
«Для чего ветер?»
«Ветер, ветер, ты могуч…»
«Язык мой»
«Необычный пацан»
«Дятел»
«Душистый табак»
«Олимпиада»
«Текстовые связи»
«Москва»
«Зарайск»
«Углич»
25-26 Составление памятки работы с текстом Учащиеся под руководством учителя составляют памятки: «Как подготовиться к выразительному чтению», «Как нарисовать словесную картину к рассказу». Использование памятки в работе (работа в парах).
Коллективное составление «памятки» - последовательности действий при подготовке к выразительному чтению произведения.
2
27-28 Работа со стихотворением Способность понять замысел автора, находить слова, отражающие эмоциональное состояние, определить своё отношение к читаемому, определение интонационных средств для передачи произведения при чтении вслух.
Эмоциональный настрой стихотворения, варианты чтения одного и того же текста; наблюдение за изменением оттенков смысла и выбор варианта, адекватного авторскому пониманию текста.
В.Бочарникова «Водополица», стихотворения К.Бальмонта
Самостоятельное чтение лирического стихотворения. Прослушивание образца (грамзаписи) с последующим его анализом Чтение любимых стихотворений или стихотворений собственного сочинения. 2
29-30 Формирование выразительного чтения Определение скрытых чувств, подтекста. Наблюдение за эмоциональным состоянием двух героев, их отношение друг к другу. Изменение эмоционального состояния героя на протяжении действия. И Бунин «Листопад» Анализ произведения, нахождение интонационных средств выразительности. Выявление эмоционального восприятия поступка, состояния героев текста. Построение речевого высказывания: Стремление донести до слушателей то, что понимает и чувствует ученик, что наиболее интересно и важно с его точки зрения. 2
31-32 Поэтическая пауза и логическое ударение Умения пользоваться паузой и логическим ударением, которые рассматриваются как сложные, включающие два связанные между собой умения: определять их в тексте и соблюдать при чтении.
Первый этап: наблюдение за паузой с опорой на знаки препинания в конце и внутри предложения.
Второй этап: наблюдения и практические упражнения в расстановке пауз между синтагмами, словосочетаниями.
Третий этап: рассматривание роли поэтической паузы. Сопоставление вариантов пауз, определение их смысловой роли. (Наиболее трудный случай – это постановка пауз внутри предложения, содержащего несколько словосочетаний).
2
33-34 Проверь себя. Практикум Проверка знаний учащихся, полученных на занятиях курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Тестовая работа 1
Итоговый контроль. «Интегрированное задание по выявлению уровня сформированности УУД (работа с текстом)»
Вариант №1 «Муром»
Вариант №2 «Святая Мария» Комплексная работа. Использование полученных знаний работы с текстами разных жанров на практике. 1