© 2018 93
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В случае «агрессии» России страны Балтии, принятые в НАТО, будут ожидать гарантий безопасности от этого самого альянса. Причём не бумажных, а реальных. То есть правительства этих мини-государств желают получить чисто военные гарантии безопасности со стороны Брюсселя. А это требует размещения на территории Прибалтики серьезного воинского контингента. Дальше самое интересное: наличие Калининградского эксклава делает ненадёжным снабжение данной группировки, что по морю, что по суше.
В случае начала военных действий на данном театре нельзя гарантировать, что прибалтийская группировка войск НАТО не окажется частично изолированной. Далее: обеспечить надёжную оборону прибалтийских государств, как уже было сказано, можно только крупными силами. Однако из-за величины этих самых Латвии, Эстонии и Литвы размещение крупных контингентов там предоставляется проблематичным. Ещё более проблематичным представляется снабжение крупной группировки сил НАТО на территории Прибалтики. И чем крупнее эта группировка, тем проблематичней её размещать и снабжать.
Вот такая ловушка, в которую натовские стратеги сами себя загнали. Они не могут гарантировать безопасность Прибалтики. Это технически невозможно. Очень уж они маленькие, эти Прибалты. Во всех смыслах маленькие. Единственный путь для обеспечения их военной безопасности: наступательный. По-другому не получается. Пытаться строить надёжную оборону на 300 километров в глубину от русской границы до Риги вариант интересный, но опасный. В случае неудачи — готовый мешок. И не факт, что кого-то удастся эвакуировать по морю.
Когда Латвию, Литву и Эстонию принимали в НАТО, об этом как-то никто не задумывался. Видимо, «военные эксперты НАТО» думали о чём-то совсем другом. Такая вот ловушка, такая вот засада: малые силы на территории Прибалтики бесполезны, а крупные будут иметь большие проблемы с размещением и снабжением. И вот только сейчас это поняли многозвёздочные натовские генералы. То есть вопрос принятия прибалтов в военный блок решался чисто с политической точки зрения. Военные аспекты не рассматривались. Забавно, да? То есть они сначала с каждого фонаря кричали о том, что НАТО обеспечит безопасность прибалтийских государств. А потом… после принятия, задумались: а как это делать? Технически?
И вот тут на Балтике начинает раскручиваться спираль военного противостояния. С точки зрения того самого «Международного права» Россия имеет полное право перемещать войска по своей национальной территории. И она активно начинает это делать. Но сегодня практически противостояние с НАТО по суше проходит по границе со странами Балтии. Создать «с той стороны» границы адекватную группировку невозможно в принципе. Тупо негде.
Проблема НАТО в том, что территория Прибалтики очень небольшая. Высокая концентрация там военных объектов — это высокая уязвимость этих объектов. То есть потолок для наращивания группировки у НАТО гораздо ниже, чем у России. И плюс Калининград «в тылу», который «перерезает» линии коммуникаций, как по суше, так и по морю. Ситуация для НАТО неприятная. Именно поэтому в последние годы наблюдаются серьезные усилия по втягиванию Финляндии и Швеции в блок НАТО. Зачем двум нейтральным странам влезать в чужой конфликт? Им незачем. Есть другие «заинтересованные лица», которым нужны дополнительные базы флота и ВВС для контроля над бассейном Балтики.
На сегодняшний день в России строятся два типа МРК — проекта 21631 «Буян-М» и «Буяны-М» начали строить в 2010 году, с тех пор три корабля этого типа получила Краснознамённая Каспийская флотилия, а два — Балтийский флот. До 2020 года будут построены ещё семь изделий этого проекта (четыре для Черноморского флота, три для Балтийского флота). Корабли этого проекта отличают небольшие габариты, водоизмещение и осадка, всего 2,6 метра, позволяющие ходить в том числе и по многим рекам. Как следствие их мореходность несколько ограничена и позволяет использовать «Буяны» лишь вблизи от берега. Основным вооружением корабля являются восемь крылатых ракет «Калибр», установленные в вертикальные ячейки.
В отличие от «Буяна-М», МРК типа «Каракурт» имеет заметно более высокую мореходность, в том числе за счёт большей осадки — 4 метра. Главное вооружение кораблей этого типа такое же, как у проекта 21631, — восемь крылатых ракет «Калибр» или противокорабельных ракет «Оникс», установленных в УКСК 3С14. Начиная с третьего корабля серии, «Каракурты» начнут получать достаточно серьёзную систему противовоздушной обороны — зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-М», которая ещё больше повысит возможности корабля действовать вдали от своих берегов.
Сейчас вся Европа, от Португалии на Западе, до Ирландии и Англии на Севере попадает под удар ракет «Калибр». Создав и построив малые ракетные корабли с ракетами «Калибр» Россия решила проблему отсутствия ракет среднего радиуса действия не нарушая договор о ликвидации РСМД. Расстояние 500-1000 км с успехом перекрываются ракетами комплекса «Искандер». Для России проблема ракет малого и среднего радиуса действия закрыта. В Балтийске, бывшем Пиллау, находится главная база Балтийского флота, командованию которого несколько лет назад были подчинены все сухопутные войска, авиация и ПВО, дислоцирующиеся на территории области. Пока еще это достаточно мощная группировка. Тем не менее, концепция «форпоста» весьма уязвима
Проходящие сейчас в Норвегии широкомасштабные военные учения НАТО «Единый трезубец 2018» призваны не только наладить взаимодействие войск альянса в северных условиях и повысить его мобилизационные возможности, но и сплотить страны-участницы, вернув им веру в несокрушимую мощь блока. В геополитических планах Запада прибалтийским республикам отведена роль наживки. Об этом довольно цинично сообщает ряд западных аналитиков. При этом добавляя, что при нынешних мобилизационных возможностях Североатлантического альянса наживка может быть съедена раньше, чем НАТО успеет выдернуть удочку. Тут, конечно, больше подошла бы другая метафора.
Прибалтийские лимитрофы выполняют роль малолетнего провокатора, которого более взрослая шпана посылает задирать прохожего. И когда тот, возмущенный наглостью и хамством малолетки, собирается надрать ему уши, на него с криком «кто здесь маленьких обижает!» налетает вся шайка.
Однако в нашем случае ситуация выглядит так, что малолетний хулиган отправлен провоцировать прохожих еще до того, как собралась вся банда. В силу чего до того момента, пока шпана окажется боеготовой, прохожий не только успеет надрать уши наглецу, но и спокойно уйти по своим делам.
В настоящее время боеготовность и мобилизационные возможности армий европейских стран НАТО невелики. И если предположить, что в Европе начнется обычная война с применением сухопутных войск и обычных вооружений, в которой первый удар будет нанесен Россией, велика вероятность того, что задолго до развёртывания сил быстрого реагирования альянса, как минимум половина континента будет занята войсками России. Именно об этом говорят многочисленные доклады западных аналитических центров
В том, что Россия рано или поздно «поведется» на злобные провокации лимитрофов и Польши, в НАТО не сомневаются. Запад пытается использовать ту же схему, с помощью которой Лондон и Париж в 1939 году заставили Гитлера двинуться на восток. Тогда подстрекаемая Англией и Францией Польша делала буквально все возможное, чтобы спровоцировать Германию: от закрытия немецких школ и провокаций в Данцигском коридоре до прямых репрессий и убийств польских немцев.
Но в этих расчетах не учитывается, что Россия – не гитлеровская Германия. И не нуждается в «жизненном пространстве». Не собирается возрождать «священную Римскую империю германского народа» и не вынашивает агрессивных планов ни на Западе, ни на Востоке. Кроме того, если, не дай Бог, вооруженный конфликт на территории Европы все же разгорится, то он будет очень мало напоминать войны прошлого с необходимостью занятия и удержания значительных территорий.
Но, как бы то ни было, усилиями США и лимитрофов, о приеме которых в НАТО старая Европа сегодня горько сожалеет, европейцы утратили уверенность в своей безопасности и ощущают себя заложниками агрессивной политики Вашингтона. Но при всем своем недовольстве американцами страны Европы отнюдь не торопятся отправиться в свободное плавание, покинув все еще комфортную для них систему. К этому европейцев может подтолкнуть осознание неспособности США и НАТО их защитить в случае войны. Спровоцированной или развязанной американцами.
Ситуация «усугубляется» тем, что в ряде стран старой Европы всерьез сомневаются в том, что Россия намеревается на них напасть. Зато опасаются, что участие в ряде американских агрессивных программ может их превратить в цель для российских ракет. Так, намерение США выйти из ДРСМД вызвало немалую тревогу у их союзников. В частности, в Германии ряд политиков заговорил о необходимости запретить американцам размещать на территории ФРГ свои ракеты, чтобы не ставить себя под удар. В возможности американской ПРО перехватить российские ракеты европейцы уже не верят. Это совсем не тот результат, к которому стремился Вашингтон, раздувая миф о российской угрозе и большой опасности, исходящей от нашей страны. И чтобы в корне подавить даже мысли европейцев относительно возможности «постоять в сторонке» в назревающей драке, им необходимо убедить их в неизбежности победы Запада в случае войны с Россией
Это и является одной из главных пропагандистских задач, наряду с военными и военно-техническими, которые Вашингтон и Брюссель стремятся достичь серией учений у границ России, прошедших в течение последнего времени. А «Единый трезубец 2018», самые большие со времен «Холодной войны» учения НАТО, должны стать своего рода венцом всех этих усилий. И показать миру единство, боеспособность и готовность альянса нанести сокрушительное поражение России. В том, что учения направлены именно против нашей страны, никто не сомневается, вопреки уверениям руководства альянса об их исключительно мирном и оборонительном характере.
Россия, главный потенциальный противник НАТО, в последние годы провела масштабные и весьма эффективные мероприятия по молниеносной переброске и разворачиванию воинских группировок. Причем речь идет не только об учениях, но и операциях в Крыму и в Сирии, которые буквально огорошили Запад, застав его врасплох.
Собственно, учения НАТО «Единый трезубец 2018» должны показать, что и Североатлантическому альянсу вполне по силам провести нечто подобное и осуществить стремительное развертывание ударной группировки в нужном месте. Выбор Норвегии далеко не случаен. Во-первых, близость к двум потенциальным ТВД: к Прибалтике и арктической зоне, где НАТО также собирается сдерживать Россию. Во-вторых, до недавнего времени Норвегия, несмотря на свое членство в альянсе и важное стратегическое положение, категорически возражала против размещения на своей территории иностранных военных. И нынешние маневры знаменуют пересмотр Осло своей позиции по этому вопросу. Это должно стать примером для других «сомневающихся» членов. И, наконец, в-третьих, география учений облегчала масштабное учение в них «нейтральных» Швеции и Финляндии, которых НАТО усиленно втягивает в свои программы. В силу всего этого очень важно, чтобы «Единый трезубец 2018 показал высокую боевую выучку и боеспособность участников, чтобы все прошло без сучка без задоринки. Впрочем, учения начались как раз с ЧП, заставившего переигрывать сценарий мероприятия. И произошло это именно с теми, которые должны были быть самыми безукоризненными, — с американцами.
За день до официального старта учений четверо военнослужащих США осуществлявших логистические перевозки, обеспечивающие учения, получили ранения в результате дорожно-транспортного происшествия. «Авария произошла, когда три машины столкнулись, а четвертое транспортное средство соскользнуло с дороги и опрокинулось, пытаясь увернуться от столкновения с другими тремя машинами», — говорится в официальном комментарии Объединенного информационного центра США.
А 26 октября американский десантный корабль-док USS «Gunston Hall» получил повреждения, попав в шторм, и вынужден был прекратить участия в «Едином трезубце». Сообщалось так же о том, что десятки членов экипажа и морских пехотинцев получили «травмы мягких тканей». В результате корабль вместо Норвегии отправился в порт Рейкьявика, а являющаяся одной из центральных частей сценария учений десантная операция оказалась сорвана. И теперь командование «Единым трезубцем» вынуждено на ходу переигрывать план учений и решать, как раньше времени эвакуировать войска и технику, которые должны были отражать высадку десанта. Относительно несостоявшейся высадки американского десанта напрашивается сакраментальное: «А если бы они несли патроны?»
Хотя оперативно-тактическая фаза «Единый трезубец 2018» продлится до 7 ноября, уже сейчас можно констатировать, что демонстрация несокрушимой силы и решимости альянса не получилась. Непобедимость НАТО — это иллюзия. В частности, указывается, что 50 тысяч солдат, участвующих в «Едином трезубце», несмотря на кажущуюся внушительность количества, это всё, что в настоящий момент может выставить НАТО. Так, восемь тысяч военнослужащих бундесвера, направленных в Норвегию, оснащались за счет других подразделений, где собирали необходимую экипировку и оборудование. Вся военная подготовка НАТО проходит под знаком неверия в то что Россия когда-нибудь на них нападет. Отсюда весь этот бардак. у нас наоборот. Учитывая исторический опыт. Раз в сто лет Европа ходит к нам получить по морде. Приходиться быть готовым.
© 2018 93