СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Карта инновационного опыта участника.
1.Общие сведения. |
|||
Сафронова Алина Алексеевна |
МОБУ СОШ №20
|
Учитель истории и обществознания |
Стаж работы в должности - 26 года |
2.Сущность характеристики опыта. |
|||
1.Тема. |
Деятельностный подход в преподавании истории и обществознания. |
||
2.Источник изменений. |
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации . Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. Все это – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. |
||
3. Идея изменения. |
Желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов на овладение способами взаимодействия с миром, пришли к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. |
||
4.Концепция изменения. |
При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др.. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может задать определённую траекторию жизненного пути. Основные принципы концепции “учения через деятельность”: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество. Таким образом, учебный процесс представляет собой: 1. взаимодействие, 2. решение коммуникативных (проблемных) задач. В результате анализа формируемой деятельности учитель должен решить следующие задачи:
Исходя из потребностей и целей учебного процесса, учитель создает:
Новизной опыта является применение интерактивных методов обучения: проектного подхода, коллективное обучение, кейс – технология и др. Ограничения определяются тем, что в рамках одного урока очень трудно уложится во все этапы необходимой деятельности,т.к. объем минимально необходимых для этого знаний большой, отсутствием ИКТ ( недостаточное количество компьютеров нет интернета, медиатеки), финансовые затраты на создание авторских средств обучения (краска для принтера, бумага и прочее). Трудоемкость связана с созданием большого объема учебных материалов, большие временные затраты ложатся на учеников во время подготовки к урокам (работа в ИНТЕРНЕТЕ, создание синквейнов, подбор интересного материала, и т.д.). Риски объясняются следующими обстоятельствами: риск оттеснить знания на последний план, существующие сегодня учебники и учебные пособия пока недостаточно отвечают поставленным задача, занятость детей и родителей и зачастую их не желание выполнять поставленные задачи. |
||
5.Условия изменений. |
- профессиональный уровень- учитель высшей категории - целостность, системность, доступность, научность методики; - необходимо учитывать возрастные особенности учащихся; - наличие материальной базы. |
||
6.Результат изменений. |
Высшая степень результата обучения когда ученик: •сам формулирует проблему, •сам находит ее решение, •решает, •самконтролирует правильность этого решения. Достигнутые результаты: - три победителя муниципальной научно – исследовательской конференции и один призер; - победы в муниципальных олимпиадах и участие вобластной (есть номинанты); - хорошие показатели сдачи ЕГЭ и ГИА. |
||
3.Описание инновационного опыта учителя. |
|||
Цель обучения: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Основные задачи обучения: ? Обучение деятельности; ? Формирование личностных качеств и системы ценностей; ? Формирование целостной картины мира. Решение этих задач не может проводиться в отрыве от исследований, посвящ?нных особенностям мышления школьников. Поэтому в практике обучения руководствуюсь результатами психолого – педагогических исследований Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова, В.В,Давыдова и других. Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны ,а по сути. Ещ? одной особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания: ? Постановка учебной задачи.В список задач, актуализирующих знания детей, включается проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. ? «Открытие» нового знания. Учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог. ? Первичное закрепление.Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия. ? Обучающая самостоятельная работа. Учащиеся самостоятельно выполняют задания, проверяют их в классе и исправляют допущенные ошибки. ? Выполнение заданий на повторение. Таким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки.
Нахожусь на стадии практического применения данного подхода. Каждый урок требует создания разнообразных дидактических, практических и контрольных материалов. К большинству тем (70%) мною уже накоплен подобный материал. Затрудняет работу отсутствие компьютеров и Интернета в кабинете, которые позволили бы применять базу ФЦИОР, что значительно бы повысило качество обучения. Все этапы работы, кроме последнего учащиеся выполняют коллективно. Анкетирование детей показало, что им комфортней работать в группах, чем индивидуально. Но есть учащиеся, не желающие работать в группах по разным причинам, или те, кто намного опережают остальных в темпах работы и понимании материала – в этом случае им дается возможность работать индивидуально. Учитель при такой системе обучения получает возможность больше времени уделить каждому ребенку, дифференцировать обучение. Личностно- ориентированное обучение, о котором много говорили, но мало что получалось, теперь можно реализовать на деле. Постановка учебной задачи обеспечивает мотивацию . Первичное закрепление обеспечивает прохождение этапа внешней речи –дети проговаривают вслух и одновременно выполняют в письменном виде установленные алгоритмы действия. В обучающей самостоятельной работе действия уже не сопровождаются речью. Алгоритмы действия учащиеся проговаривают «про себя» . И, наконец, в процессе выполнения заключительных тренировочных упражнений действие автоматизируется. Таким образом деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний. |
© 2015, Сафронова Алина Алексеевна 1046