СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карта инновационного опыта участника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карта  инновационного опыта участника.

1.Общие сведения.

Сафронова Алина Алексеевна

МОБУ СОШ №20

 

Учитель истории  и обществознания

Стаж работы в должности - 26 года

                                           2.Сущность характеристики опыта.

1.Тема.

Деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

2.Источник изменений.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации . Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. Все это – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач.

3. Идея изменения.

Желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов на овладение способами взаимодействия с миром, пришли к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

4.Концепция изменения.

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др.. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может задать определённую траекторию жизненного пути. Основные принципы  концепции “учения через деятельность”:  учет интересов учащихся;  учение через обучение мысли и действию;  познание и знание - следствие преодоления трудностей;  свободная творческая работа и сотрудничество.

Таким образом, учебный процесс представляет собой:

1. взаимодействие,

2. решение коммуникативных (проблемных) задач.

В результате анализа формируемой деятельности учитель должен решить следующие задачи:

  • постановка и разработка системы целей обучения;
  • разработка и описание структуры формируемой деятельности;
  • определение уровней усвоения учебного материала.
  • должно быть выявлено содержание обучения, то есть должен быть дан ответ на вопрос: «Чему учить?».
  • разработка структуры  и соответствующих учебных материалов дает ответ на вопрос: «Как учить?».

Исходя из потребностей и целей учебного процесса, учитель создает:

  • информационно-справочные;
  • информационно-ознакомительные;
  • тренировочные (задачники, практикумы);
  • контролирующие;
  • обучающие – учебно-методические комплексы;
  • лабораторно-исследовательские;
  • другиеучебные материалы.

 

Новизной опыта является применение интерактивных методов обучения: проектного подхода, коллективное обучение, кейс – технология и др.

Ограничения  определяются тем, что в рамках одного урока очень трудно уложится во все этапы необходимой деятельности,т.к. объем минимально необходимых для этого знаний большой, отсутствием ИКТ

( недостаточное количество компьютеров нет интернета, медиатеки), финансовые затраты на создание авторских средств обучения (краска для принтера, бумага и прочее).

 Трудоемкость связана с созданием большого объема учебных материалов, большие временные затраты ложатся на учеников во время  подготовки к урокам (работа в ИНТЕРНЕТЕ, создание синквейнов, подбор интересного материала, и т.д.).

Риски объясняются следующими обстоятельствами: риск оттеснить знания на последний план, существующие сегодня учебники и учебные пособия пока недостаточно отвечают поставленным задача,  занятость  детей и  родителей и зачастую их не желание выполнять поставленные задачи.

5.Условия изменений.

- профессиональный уровень- учитель высшей категории

 - целостность, системность, доступность, научность методики;

-  необходимо учитывать возрастные особенности учащихся;

-  наличие материальной базы.

6.Результат изменений.

Высшая степень результата обучения когда ученик:

•сам формулирует проблему,

•сам находит ее решение,

•решает,

•самконтролирует правильность этого решения.

Достигнутые результаты:

 - три победителя муниципальной научно – исследовательской конференции и один призер;

-  победы в муниципальных олимпиадах и участие вобластной (есть номинанты);

- хорошие показатели сдачи ЕГЭ и ГИА.

3.Описание инновационного опыта учителя.

Цель обучения: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

Основные задачи обучения:

? Обучение деятельности;

? Формирование личностных качеств и системы ценностей;

? Формирование целостной картины мира.

Решение этих задач не может проводиться в отрыве от исследований, посвящ?нных особенностям мышления школьников. Поэтому в практике обучения  руководствуюсь результатами психолого  – педагогических исследований Л.С.Выготского,

П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова, В.В,Давыдова и других.

Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной

исследовательской деятельности. Учитель  лишь направляет эту деятельность  и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким

образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны ,а по сути.

Ещ? одной особенностью использования деятельностного метода является необходимость

предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности.

Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:

?   Постановка учебной задачи.В список задач, актуализирующих знания детей, включается проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы.

? «Открытие» нового знания. Учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий,

подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог.

? Первичное закрепление.Выполняются тренировочные упражнения с обязательным

комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.

? Обучающая самостоятельная работа.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, проверяют их в классе и исправляют допущенные ошибки.

? Выполнение заданий на повторение. Таким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки.

 

Нахожусь на стадии практического применения данного подхода. Каждый урок требует создания разнообразных дидактических, практических и контрольных материалов. К большинству тем (70%)  мною уже накоплен подобный материал. Затрудняет работу отсутствие компьютеров и Интернета в кабинете, которые позволили бы применять базу ФЦИОР, что значительно бы повысило качество обучения.

Все этапы работы, кроме последнего учащиеся выполняют коллективно. Анкетирование детей показало, что им комфортней работать в группах, чем индивидуально. Но есть учащиеся, не желающие работать в группах по разным причинам, или те, кто намного опережают остальных в темпах работы и понимании материала – в этом случае  им дается возможность работать индивидуально.

 Учитель при такой системе обучения получает возможность больше времени уделить каждому ребенку, дифференцировать обучение. Личностно- ориентированное обучение, о котором много говорили, но мало что получалось, теперь можно реализовать на деле.

Постановка учебной задачи обеспечивает мотивацию .  Первичное закрепление обеспечивает прохождение этапа внешней речи –дети проговаривают вслух и одновременно выполняют в письменном виде установленные алгоритмы действия. В

обучающей самостоятельной работе действия уже не сопровождаются речью. Алгоритмы действия учащиеся проговаривают  «про себя» . И, наконец, в процессе выполнения заключительных тренировочных упражнений действие автоматизируется.  Таким образом

деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного  развития детей, так  и с  позиций качества

усвоения знаний.

 

Категория: История
05.01.2015 15:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!