СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека дидактических игр по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания. Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка- дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу. Дети должны понять, что их город, лес, река, поле - частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие заводы есть в родном городе; о лучших людях родного края. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что и в родном городе можно побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной край интересен всем, кто сюда приезжает, побуждает гордость и уважение. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы, воспитатели, всегда обращаемся к дидактической игре. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. Пояснительная записка Обучающие задачи: - обогащать словарный запас и образный строй речи; - формировать и расширять представление детей о нравственных категориях: добро-зло, согласие-вражда, трудолюбие лень и т.п.; - формировать чувство бережного отношения к родной природе и всему живому. Развивающие задачи: - развивать интерес к русским традициям и промыслам; - развивать навык связной речи детей и навыков речевого общения в деятельности. Воспитательные задачи: - воспитывать у ребенка чувства любви и привязанности к родной улице, городу, родной стране; - воспитывать чувство целостности, сопричастности к живому миру. Дидактические игры структурированы по следующим направлениям: - отражающие ценности отечественной культуры, родной страны; - отражающие культурный облик родного города; - отражающие семейные ценности; - отражающие мир природы; - отражающие жизнь и деятельность известных людей России, в том числе и наших земляков. Картотека дидактических игр состоит из 5 разделов: 1. Россия – родная страна. 2. Родной город. 3. Природа родного края. 4. Моя семья. 5. Они прославили Россию. СОДЕРЖАНИЕ: РАЗДЕЛ I. «РОССИЯ – РОДНАЯ СТРАНА» 1. Иностранец 2. Узнай наш флаг (герб) 3. Кто в какой стране живёт 4. Скажи красиво о России 5. Оденем куклу в народный костюм 6. Собери узор 7. сложи картинку 8. Русский народный костюм 9. Подбери головной убор к сарафану 10. 11. 12. Праздники Какие праздники ты знаешь Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Русские богатыри С кем бились богатыри Служу России Что нужно артиллеристу Кем я буду в армии служить Кто защищает наши границы Отгадай военную профессию Соберём картинку Как прадеды мир отстояли РАЗДЕЛⅡ. «РОДНОЙ ГОРОД» 1. Где я живу? 2. Улицы родного города 3. Гости города 4. Собери картинку 5. Наш детский сад 6. Как найти дорожку в детский сад 7. Погуляем по городу 8. Где находится памятник 9. Герб города Острова 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Узнай герб своего города Ленты дорог Район, в котором мы живём Загадки о городе Особенности жизни в современном городе Ассоциации Найди пару Сложи картинку Путешествие из прошлого в настоящее РАЗДЕЛ III: «МОЯ МЕМЬЯ» 1. Дом, в котором я живу 2. Мой адрес 3. Помощники в семье 4. Родословное дерево 5. Расскажи о своей семье 6. Моих родителей зовут… 7. Волшебный цветок («Как я дома помогаю», «Кто я в семье») 8. Дом добрых дел 9. Кто живёт в квартире 10. 11. 12. Кто прячется за дверью (загадки) Угадай, о ком я говорю Моя семья – самая… РАЗДЕЛ IV: «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ» 1. Что за ягодка такая 2. Малая Красная книга 3. Зелёная аптека 4. С какого дерева листок 5. Птицы нашего края 6. Узнай по описанию, кто это 7. У кого какой домик 8. Богатства недр земли 9. Природа и человек 10. 11. 12. Животные нашего края Третий лишний Думаем о родном городе РАЗДЕЛ V: «Они прославили Россию» 1. Великие соотечественники 2. Назови кто 3. Слава земли Русской РАЗДЕЛ I. РОССИЯ – РОДНАЯ СТРАНА «Иностранец» Цель игры:в игровой форме закрепить знания детей о России, о Москве. Ход игры Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к ним в гости придет иностранец, который ничего не знает о нашей. (стране, столице). Дети должны рассказать иностранцу самое главное. В роли иностранца выступает приглашенное лицо, незнакомое детям (например, воспитатель из другой группы с соответствующими атрибутами: фотоаппарат, очки, яркая одежда туриста, дорожная сумка). «Иностранец» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказывать: О России: название нашей страны, столицы, особенности климата, растительного и животного мира, символическое значение цветов флага и герба, знаменитые россияне. О Москве: что такое столица, как называется столица России, чем она знаменита? В конце игры «иностранец» благодарит детей за рассказ и дарит сладкий приз. «Узнай наш флаг (герб)» Цель игры: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран. Ход игры Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг РФ, назвать, из полотен каких цветов он состоит. Затем на наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза; в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других. Игра повторяется несколько раз. «Кто в какой стране живет» Цель игры: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран. Ход игры Воспитатель. Давайте вспомним жителей разных стран. Воспитатель задает вопрос, дети отвечают. На наборном полотне выставляется картинка с изображением ребенка, который держит в руках соответствующий национальный флаг. Воспитатель. Кто живет в Америке? — Американцы. Кто живет в России? — Россияне. Кто живет в Японии? — Японцы. Кто живет в Китае? — Китайцы. Кто живет в Украине? — Украинцы. Кто живет в Грузии?— Грузины. Кто живет в Англии? — Англичане. Кто живет в Испании? — Испанцы. Кто живет в Литве? — Литовцы. Кто живет в Бразилии? — Бразильцы. «Скажи красиво о России» Цель: упражнение в умении дополнять предложения; упражнение в установлении причинно-следственных связей; составление предложения с использованием двух разных картинок. Материал: иллюстрации с изображениями различных городов страны, природных пейзажей. Вариант 1. Игровые действия: дополнить предложения, подобрать слова-определения. Воспитатель. Ребята, наша страна очень красивая, в ней много озер, рек. Я люблю нашу страну. А теперь расскажите мне, как вы любите свою страну. Помогут вам в этом предложения, которые нужно дополнить. Я рад, что живу в России, потому что. Я люблю свою страну за то, что. Города страны становятся красивее, потому что. Мне нравится отдыхать в России, потому что. Я люблю свой народ за то, что. Я горжусь тем, что Россия… Я уверен, что Россия… Вариант 2. Игровые действия: подобрать две картинки, составить на их основе предложения. Воспитатель. Я приготовила для вас необычное задание: вам нужно рассказать о нашей стране, опираясь на картинки, иллюстрации. «Оденем куклу в русский народный костюм» Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения. Игровое задание: Одеть куклу. Правила игры: В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Играющие выбирают силуэты вырезных кукол, находят понравившийся бумажный костюм, «одевают» куклу, и рассказывают, почему именно этот костюм выбран, описывают части костюма, вышивку, цвет. «Собери узор» Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов Дети собирают картинки из фрагментов. «Сложи картинку» Цель: Формировать представления о народных головных уборах. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память. Игровое задание: 1 вариант: Составить картинку в точности по образцу. 2 вариант: Составить картинку в точности по памяти. Правила игры: 1 вариант: В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения барышень с кокошниками. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно и по образцу составить полное изображение из частей ( по типу «пазл»). Выигрывает тот, кто закончит сбор первым. 2 вариант В игру могут играть от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения барышень с кокошниками. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно, после6 просмотра изображение изымается, и ребенок самостоятельно, по памяти воспроизводит изображение из частей. "Русский народный костюм" Цель игры: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ. Активизация словаря детей: "кокошник", "кафтан", "лапти", "душегрейка". Ход игры: Игра рассчитана на то, что дети знакомы со сказками (А.С.Пушкин). Предварительная работа проводилась и по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов (Рачев, Билибин), с картинами художника Васнецова. Педагог читает отрывок из сказки и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма. Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев русских народных сказок и героев зарубежных сказок. «Подбери головной убор к сарафану» Цель: учить различать между собой и называть предметы женских костюмов; воспитывать интерес к русскому народному костюму. Ход игры. Детям предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных уборов, перемешанные в произвольном порядке. Затем дети подбирают пары и дают названия каждому предмету (сарафан, кокошник и др.) Таким образом, опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности. «Праздники» Цель: - ввести детей в круг основных праздников жизни своего народа; - развивать логику и мышление. Ход игры Карточки лежат на столе у детей. Дети внимательно смотрят и подбирают соответствующие друг другу картинки. Игровое правило: Выигрывает тот, кто первым осуществить подбор соответствующих карточек. Игровое действие: Подбор нужных карточек. В комплект игры входит 12 карточек: 4 с видом праздников и по 2 карточки - с основными атрибутами к ним. В игре могут участвовать два игрока и более. «Какие праздники ты знаешь ?» Цель: Развивать у детей сообразительность,, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах. Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам. Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку. «Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке,….» Цель: воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами других. Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков. Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует Преподносить и когда. «Русские богатыри» Цель: Закрепить представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былин. Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам, уважение к истории и культуре русского народа. Ход игры На карте - портреты богатырей под цифрами. У детей цифры на столах. Воспитатель: - Отгадайте, о ком идет речь, и поднимите соответствующую цифру. Вопросы: 1.О чьей силе говорится в былине: «Борозды кладет, как рвы глубокие, из земли дубы вывертывает, камни – валуны в сторону отбрасывает» (2) (Микула Селянинович) 2. Знаменитый гусляр из Великого Новгорода. Он играл на гуслях, пел голосом таким дивным, что однажды царь морской заслушался его и в гости к себе пригласил. (4) (Садко) 3.Какого богатыря поразил своей силой Микула Селянинович? (5) (Святогор) 4. Юный богатырь, в 15 лет со своей дружиною уничтоживший огромную Салтанову силу в Золотой орде? (1) (Вольга Всеславьевич) 5. Какому богатырю передал Святогор свой меч – кладенец? (3) (Илья Муромец) (6,7) «С кем бились богатыри» Цель: Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам, уважение к истории и культуре русского народа. Ход игры В игре участвствуют 2 команды: у каждой команды карта (вложена в файл А3) и даны маркеры. За 1 минуту дети должны стрелками соединить богатырей с героями (Змей Горыныч, Соловей разбойник, Тугарин Змей) с которыми они бились. Получается игра многоразового использования. «Служу России» Цель: Учить подбирать воинскую должность к виду войск (например: танк танкист). Воспитывать любовь и уважение к Российской армии. Игровое действие: Разложить карточки на столе, изображением вниз. Ребенок (или группа детей) выбирает карточку. Рассказывает, что на ней изображено, и подбирает к изображению военную профессию. «Что нужно артиллеристу» Задачи: Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию. Ход игры Дети выбирают фотографии или картинки с изображением военной техники, атрибутики (танк, военный самолёт, флаг, пистолет, лошадь, фляжка, бинокль, пушка и т.д.). Выбранные картинки должны соответствовать военной профессии артиллерист. Ребёнок аргументирует свой выбор (для чего нужен этот предмет артиллеристу). «Кем я буду в Армии служить?» Задачи: Закрепить знания детей о военных профессиях; развивать воображение; воспитывать гордость за нашу Отчизну. Ход игры Перед детьми располагают картинки или фотографии с изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых военными. По тому выбору, что сделал ребёнок, следует определить военную профессию. Назвать в каких войсках хочет служить ребёнок, когда вырастет. «Кто защищает наши границы» Задачи: Закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов своей страны. Ход игры: На карте воспитатель показывает границы нашей страны. Обращает внимание детей на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде. Уточняет, что по воздуху пересекать границу тоже нельзя. Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, на каком виде военного транспорта охраняют границы. Обосновывают свой ответ. Например, если враг нападёт с моря, границу защитят военные корабли, катера. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника. «Отгадай военную профессию» Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине. Ход игры Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий. Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим. «Соберём картинку» Задачи: Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию. Ход игры Детям предлагаются разрезные картинки танка, военного самолёта, военного вертолёта, военного Предложить катера, собрать подводной лодки, военной машины. из частей целое изображение. Варианты игры: дети собирают из частей целое изображение в паре, составляют целое из частей на время, на скорость. «Как прадеды мир отстояли» Задачи: Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас. Ход игры Ребёнок выбирает картинку с изображением военной профессии. В соответствии с выбранной профессией подбирает военный транспорт. Далее в соответствии с выбранным военным транспортом «встаёт» на границе нашей страны. Например, профессия – военный моряк, транспорт – военный катер, граница – морская акватория. РАЗДЕЛⅡ. РОДНОЙ ГОРОД «Где я живу?» Цель: Учить детей свободно использовать свои знания о родном городе, его своеобразии, достопримечательностях. Формировать желание как можно больше узнать о своей Родине, воспитывать чувство любви к ней и гордости за нее. Игровое задание: заинтересовать других рассказом о родном городе. Материал: Художественные открытки или рисунки детей, изображающие город, где живут дети; картинки с изображением достопримечательностей: 1. Спасо – Казанский Симанский женский монастырь 2. Цепные мосты через реку Великую 3. Собор Троицы Живоначальной 4. Церковь Николая Чудотворца 5. Церковь Жен Мироносиц 6. Островский краеведческий музей. 7. Памятник Герою Советского союза партизанке Клавдии Ивановне Назаровой 8. Воинское кладбище и мемориал Великой отечественной войны. 9. Памятник Павлику Морозову. 10. Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны 11. Обелиск Победы в городском парке 12. Кирха Святого Иоанна 13. Усадьба Валуевых – Неклюдовых 14. Остатки Островской Крепости 15. Дом Купца Антипова. 16. Усадьба купца Ф.В.Семендяева и др. по выбору воспитателя. Ход игры Воспитатель показывает детям картинки с изображением тех товаров, которые производятся местной промышленностью. Просит вспомнить все, что они знают о родном городе (селе). Предлагает им представит себя взрослыми и решить, где бы они хотели работать. Просит рассказать об этом так, чтобы другим тоже захотелось работать там же; проводится конкурс рассказов: побеждает тот, кто интереснее других расскажет о родном городе, придумает больше вариантов. Как быть полезным родному городу. Игровое правило: Не повторять предыдущий ответ. Рассказывать увлекательно.

20.02.2025 16:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя