СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Категория 450+

Нажмите, чтобы узнать подробности

450 лет, которые уже совсем скоро отметит Орёл, – дата эпическая и фантастическая. Эти четыре с половиной столетия, стоящие за городом и его жителями, не каменная стена истории, а сплетение судеб, событий, надежд. Взрослому трудно представить себе громаду былого. Что уж говорить о детях. Но ведь праздник общий – и тех «кому за…», и тех, кто относится к категории 0+. Поэтому весенняя премьера Орловского театра кукол «Сказание об Орле» заслуживает самого обстоятельного внимания.

Не кукольный театр

Если кто-то забыл, давно распрощавшись с детством, или не знает, ещё не обзаведясь собственным чадом: спектакли Орловского театра кукол всегда очень яркие, милые, забавные и по-своему серьёзные. Они, как и полагается, учат: зло – плохо, а добро всегда побеждает. Но при этом в постановках нет банальности и много юмора.

Перед режиссёром Олесей Черкашиной стояла непростая задача – угодить маленькому, но уже искушенному и избалованному хорошими спектаклями орловскому зрителю, а при этом ещё и сделать интересными, поучительными, познавательными уроки «давно минувших дней». Пьеса Натальи Захаровой, лёгшая в основу современной театральной былины, очень лирична и «литературна»: глубокая мысль, хороший слог, доступные образы. Яркие идеи и режиссёрские находки сделали предложенный материал динамичным, постановочным.

На сцене одновременно пересекаются как бы несколько измерений, пронзающих пласты столетий. Утверждено своеобразное правило перспективы. Герои дня сегодняшнего, близкие и видимые с совсем небольшого временного расстояния, отличаются огромными симпатичными масками. Их предки, отделённые веками и воскрешенные сказительницей, более привычны для театра кукол. «Преданья старины глубокой» и вовсе лишь просвечивают силуэтами теней.

Вслушиваясь в историю семьи Орловых и древнего города, зритель понимает, откуда есть пошла земля Орловская, с чего начинается любовь к Родине, к своим корням. Бабушка рассказывает внуку о его прапрадеде. И модный планшет сразу становится неинтересен. Бывает же такое!

Орлята учатся летать

Переход от фамильного древа Орловых к легендарному орловскому дубу очень гармоничен. Тут не надо слов и объяснений, сердцем понимаешь, насколько мы взаимосвязаны. Ради этой живой нити целые поколения способны на любые подвиги – кто на что горазд: умыться за пять минут, дать отпор неприятелю в жестокой схватке, согреть теплом своей души осиротевшую птицу.

Спектакль выносит на суд зрителя знакомую, но всё же творчески модифицированную легенду об основании Орла, связанную с судьбами двух детей – Маруси и Вани, овеянную крылами гордой птицы. Но, главное, он напоминает, что каждый из нас способен разуметь по-орлиному, что женщина – это мудрость и любовь, мужчина – сила и опора, сколько бы им ни было лет.

Очень интересно наблюдать за куклами-актёрами и реальными артистами, которые смеются и плачут, спорят, разгорячившись, обижаются, любят, верят.

«История-то наша из жизни, а в жизни всё непросто: в ней радость и беда, свет и тень рука об руку идут, друг в друга обращаются».

Сколько эмоций в монологе Маруси, пронизанном тоской плача Ярославны, вдовьими слезами и дочерними страданиями. Сколько нежности и силы в языческой по сакральности и христианской по просветлённости молитве Матери – Сырой Земле…

Как трогателен первый шаг в небо, совершённый птенцом, как величественна и печальна его судьба.

Всякое бывает: горечь потерь и дыма, забавный пушок ещё не оперившегося орлёнка, холод топора, огонь стрелы, радость открытий. Драматург и режиссёр не скрывают от маленьких зрителей всех оттенков, из которых соткана жизнь.

Есть в спектакле и такое, от чего невольно улыбнёшься: ох и непросты же мы, орловцы! Ни меча не боимся, ни острого слова. Всё сдюжим. И в силе, и в хитрости не сыскать равных. Не случайно Иван Грозный в постановке хоть и грозным был, да всё равно лишь гостем на Орловской земле. Знай наших!

Заветными тропами

Материал подан настолько трепетно, что сразу понимаешь: автор самой орловской детской пьесы Наталья Захарова, композиторы Андрей и Полина Ковыршины – коренные орловцы. В спектакле и места наши родимые, «первопрестольные» представлены: слияние Оки и Орлика, легендарный дуб-великан.

Олеся Черкашина, которая ныне служит завлитом Орловского государственного академического театра имени И. С. Тургенева, тоже прочно связана с городом. Здесь делала свои первые самостоятельные творческие шаги после училища. Над созданием детских спектаклей, кстати сказать, ей доводилось трудиться и как художнику, и как постановщику.

Олеся Васильевна признаётся, над «Сказанием об Орле» шла очень кропотливая работа. Ведь спектакль должен был стать (и стал) гимном нашему городу, исполненным для детей.

Режиссёрский опыт Черкашиной на этой орловской сцене привнёс немало нового в кипучую жизнь театра кукол. Во-первых, актёрам, обычно творящим свое живительное волшебство за ширмой, довёлось предстать перед зрителями во всей красе мастерства и костюма, сыграть «живым планом»: в постановке задействованы планшетные куклы, которые умеют сами «ходить» по сцене.

Существует такая легенда: если при рождении Бог поцелует младенца в уста, из него вырастет прекрасный оратор, если в руки – скульптор, если в лоб – великий мыслитель. Будущих «кукольников» Всевышний очень щедро расцеловывает. Кто же ещё смог бы былину сделать современной, а сказку – реальной?!

В спектакле заняты заслуженная артистка РФ Галина Самойлова, а также Татьяна Легкобит, Зоя Серова, Светлана Комарова, Раиса Овсянникова, Владимир Козлов, Михаил Коновалов, Сергей Фроликов.

Щедра на удивления и сценография Галины Шеховой: компактный вселенский кубик Рубика, перемещающийся во времени и пространстве. Главное, куда бы взгляд героев и зрителей не устремился, перед ними открывается очень уютный и родной мир.

Девчонкам и мальчишкам, а также их родителям

Как бы пафосно это не звучало, «Сказание об Орле» учит, что такое настоящий патриотизм, как крепка связь поколений. Вот только взрослые должны хоть немного, но подготовить ребят к этому зрелищу, может, рассказать о прабабушках и прадедушках, обратить внимание, насколько красив и самобытен наш город. Уж точно следует запастись ответами на вопросы, которые непременно последуют после просмотра.

Театр кукол – это ведь тоже история Орла. Он был основан в непростом 1943 году. Люди, измученные тяготами войны, с надеждой смотрели в будущее, всеми силами старались наполнить радостью жизнь окружающих. Когда город был фактически в руинах, когда голод и страх грозили стать основной мотивирующей силой, актриса Александра Воскресенская решила организовать что-то наподобие театральной студии… Так всё и началось.

Новый спектакль открывается песней об орлике, мечтающем скорее вырасти, «чтоб летать дозором над страной своей». Мотив очень символичен для маленьких зрителей.

Наш 450-летний город, по сути, тоже только на старте пути.

И взор остёр, и крылья крепки, и сердце его горячо!

В постановке сама Мать-Земля помогала орлёнку. Знаете, нас тоже кто-то незримо оберегает, ведь все мы дети родного города, большой страны.

Орёл, с днём рождения! Все только начинается!

Источник: Ольга Сударикова. Категория 450+. Орловский вестник. № 16 (1174), 25/05/2016. – С. 8.

Категория: Всем учителям
12.07.2016 20:09


© 2016 395

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!