СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кем на самом деле является Балда из Сказки Пушкина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказка Пушкина "О попе и о работнике его Балде" не про то, как Балда сделал попа безумным (а может даже и убил) и ему ничего за это не было, и не про жадность поповскую (кто ж о ней не слышал и не знает) и даже не про то, какими "хитроумными" способами Балда обманул чертей. Это всё на поверхности и о таких глупостях Пушкин писать бы не стал. Эта Сказка гораздо глубже и её истинный смысл открывается лишь «добрым молодцам».

Давайте рассмотрим эту Сказку с точки зрения Семиступенчатого Триединства - великого божественного Закона, о котором Пушкин, несомненно, знал и писал свои Сказки именно об этом.

Для тех, кто с ним не знаком (на моём канале все статьи посвящены этому Закону), поясню вкратце.

Этот Закон гласит:

Человек – это совокупность или триединство тела, души и духа. Рождаясь на земле, он имеет возможность развиваться и совершенствовать своё тело, душу и дух. В процессе своего развития у него возникает Любовь к себе, которая в дальнейшем трансформируется в Любовь к ближнему, затем в Любовь к миру и в заключение, в Любовь к Богу. Достигнув конечного результата, человек выполняет свою задачу на земле и становится Бессмертным. Это Семеричный Путь достижения Цели. Все остальные суждения, Учения, религии основаны и (или) вытекают из этого Закона. Этот Закон зашифрован во многих творениях рук человеческих и, конечно же, в русских народных Сказках. Сказки А.С.Пушкина также абсолютно точно описывают этот Закон.

Сказка начинается с того, что некий персонаж по имени Поп - толоконный лоб пошёл искать себе дешёвых работников – конюха, повара и плотника и встретил Балду, который шёл «сам не зная куда».

Давайте рассмотрим этот сюжет более внимательно.

Персонаж первый – Поп.

Поп – это не простой, а очень важный («уважаемый») и успешный человек. Он ищет «не слишком дорогого» (глупого) работника, который один будет выполнять работу за троих. У него толоконный лоб, т.е. это довольно крепколобый и упёртый персонаж (толокно – мука из толчёного зерна). А может, Пушкин намекал на то, что поп - бестолочь. Как вы уже догадались, этот персонаж олицетворяет Эго человека.

Персонаж второй – Балда, идущий «сам не зная куда».

Какими эпитетами наделяют недалёких и неразумных людей? Их сравнивают с большими, тяжёлыми, неповоротливыми предметами. Например,

Балда – тяжёлый молот, полено.

Дура (к) - крупный, увесистый, громоздкий объект.

Пень - прикорневой остаток дерева после его спила.

Дубина (стоеросовая) – кусок дерева, часто используемый в качестве оружия (для битья).

Чурбан (чурка) – кусок ствола дерева, полено.

Болван - «деревянная голова», на него натягивали шапку-горланку.

Болванка – заготовка, шаблон, черновой вариант чего-либо.

В русских народных Сказках один из самых распространённых героев – это Дурак и зовут его чаще всего Иван. Он олицетворяет Сущность (существующее физическое тело) из навИ (Иван наоборот), т.е из потустороннего мира, из которого мы приходим и куда уходим после своей смерти. А название известной Сказки «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» перекликается с действиями Балды, который тоже шёл "сам не зная куда".

У Сказочного Ивана, Балды или Сущности много синонимов, которые часто встречаются в различных притчах, сказаниях и Учениях – Искатель (Бога, истины, смысла жизни), Философ, Идущий по Пути, … и так далее.

Персонаж третий – «конюх, повар и плотник» в одном лице, которого искал Поп.

В русских Сказках, символом Тела часто является Конь или то, что переносит героя с места на место (Сапоги-скороходы). С Душой и удовольствиями связана еда (Скатерть-самобранка), а предметы, олицетворяющие Дух, наделяют героя силой и властью. Например, в русской Сказке «Конь, скатерть и рожок».

В Сказке Пушкина «конюх, повар и плотник» также означают три уровня (тело, душа, дух) человека.

«До светла все у него пляшет.

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет да сам и облупит».

Здесь говорится о том, что человек встал на Путь самосовершенствования и начал развиваться умственно, душевно и телесно.

Следующие герои Сказки – Попадья, Поповна, Попёнок, любящие Балду.

«Попадья Балдой не нахвалится,

Поповна о Балде лишь и печалится,

Попенок зовет его тятей:

Кашу заварит, нянчится с дитятей».

Этот эпизод о Любви к себе на всех трёх уровнях.

Следующий эпизод: Поп, посоветовавшись с Попадьёй даёт Балде Службу и посылает его за оброком к чертям.

Попадья говорит: “Знаю средство,

Как удалить от нас такое бедство: Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь, А требуй, чтоб он её исполнил точь-в-точь. Тем ты и лоб от расправы избавишь И Балду — то без расплаты отправишь”.

Балда без лишних разговоров, берётся эту Службу выполнить. Это пятый уровень, который называется Служение или Любовь к ближнему.

«Балда, с попом понапрасну не споря,

Пошел, сел у берега моря;

Там он стал веревку крутить

Да конец ее в море мочить».

Если мы вновь обратимся к русским Сказкам, то увидим, что нитка, верёвка, клубочек, ленточка – это символы четвёртого уровня (Любви), а море, прорубь, глубина, рыбы, … символ шестого уровня, который связан со смертью и потусторонним миром. Символом шестого уровня в русских Сказках традиционно является Баба-Яга. Пушкин заменил её Старым Бесом.

Три испытания, которые надо было пройти Балде, чтобы достичь шестого уровня развития.

Испытание 1.

Из моря вылез маленький чертёнок, который предложил Балде побегать с ним на перегонки.

Вот здесь начинается какая-то несуразица. Чертёнок верит (!), что Заяц является братом Балды и соглашается соревноваться с ним. При чём здесь Заяц, спросите вы? А посчитайте персонажей в Сказке «Теремок». Каким по счёту в этой Сказке является Заяц?

Зайчик-побегайчик – это пятый уровень, олицетворяющий Служение.

Испытание 2.

Чертёнок предложил бросать палку.

«Видишь ты палку эту?

Выбери себе любимую мету.

Кто далее палку бросит,

Тот пускай и оброк уносит».

Вы думаете дядюшка Фрейд изобрёл фаллический символ? Это придумали задолго до него. В русских Сказках олицетворением этого символа является Столб («Семь Симеонов»), Дуб («Царевна-лягушка»), а в этой Сказке Пушкина Палка является подобным символом.

Балда пообещал чертёнку «забросить палку на тучу». Тот поверил (!) и признал своё поражение.

«Забросить палку на тучу» означает усмирить свои страсти, освободиться от них.

Испытание 3.

В этом испытании чертёнок вновь поверил (!), что Балда пронёс кобылу между ног.

«Сел Балда на кобылку верхом

Да версту проскакал, так что пыль столбом».

Балда прошел испытания шестого уровня, сохранив своё Тело (Кобыла) в целости и сохранности. Победить Смерть можно лишь перехитрив её!

Следующий (заключительный) эпизод – расплата.

«С первого щелка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка,

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика».

На этом повествование заканчивается, как и во всех русских Сказках, ведь дальше говорить уже не о чем.

Роли исполняли:

Балда – истинная Сущность человека.

Поп – Эго.

1. Конюх, Кобыла – Тело.

2. Повар – Чувства.

3. Плотник – Ум.

4. Попадья, Поповна, Попёнок (мысли, эмоции, физические ощущения) – Любовь к себе.

5. Зайцы – Служение.

6. Черти, море – Потусторонний мир, Смерть (Навь).

7. Смерть попа – Просветление.

«Забросить палку на тучу» - усмирить свои страсти.

«Снести кобылку промеж ног» – пройти через умирание и сохранить тело в целости.

16.02.2022 23:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!