СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ХАНУКА – ПРАЗДНИК, О КОТОРОМ ЗНАЕТ КАЖДЫЙ ЕВРЕЙСКИЙ РЕБЕНОК
Из дигитального учебника традиции программы Хефциба для 7-х и 8 -х классов в школах ОРТ
Говоря об этом празднике, сразу же вспоминают о зажигании ханукальных светильников со свечками или с оливковым маслом, о традиционных ханукальных блюдах – пончиках и картофельных оладьях (латкес), о традиционной игре в волчок.
Ханука – это чудо при освящении Храма. Это победа слабых над сильными, горстки восставших над многочисленными врагами. Это свет, разгоняющий тьму, в период (конец месяца кислев – начало месяца тевет), который приходится на самое темное время года.
Откуда нам известно о событиях, связанных с этим праздником? О празднике Песах, об Исходе из Египта рассказывает Тора в книге Шмот. Другие праздники – такие, как Шавуот и Суккот – также упомянуты в Торе. А события праздника Пурим подробно изложены в одной из книг Танаха – в Книге (Свитке) Эстер, и этот свиток читают в Пурим каждый год.
Праздник Ханука упомянут в Талмуде – в трактате Шабат (21б). Там, в контексте обсуждения различных видов масла, используемых для освещения, говорится о чуде с кувшином масла, совершившемся в Храме.
Другой традиционный источник – это молитвы Шмоне-Эсре ( «Амида») и Биркат а-Мазон (благословение после трапезы), содержащие специальную вставку о чудесах, добавляемую в Хануку и Пурим. В дни праздника Ханука в молитву добавляется следующий текст:
«За чудеса, и за избавление, и за могущество (Твое), и за спасение, и за войны (победоносные), которые свершил Ты отцам нашим в те дни, в это время (года).В дни Матитьяу, сына Йоханана Хашмонея, первосвященника, и его сыновей, когда поднялось злодейское греческое царство против народа Твоего, Израиля, чтобы заставить его забыть Твою Тору и отвратить его от исполнения постановлений, выражающих волю Твою, – и Ты, по великому милосердию Твоему, стал на их сторону в их беде, вел (за них) борьбу их, был судьей на их суде, мстил за них. Предал сильных в руки слабых, и многочисленных – в руки немногих, и нечистых – в руки чистых, и нечестивых – в руки праведных, и злодеев – в руки занимающихся Торой Твоей. И прославил Ты имя Свое святое в мире Твоем, и народу Твоему, Израилю, свершил спасение великое и избавление в тот день. И после этого пришли сыны Твои в Святилище Дома Твоего, и выбросили (идолов) из Чертога Твоего, и очистили Храм Твой святой, и зажгли светильники во дворах Святилища Твоего, и установили эти восемь дней Хануки, чтобы возносить благодарность и хвалу Твоему великому Имени!»
Как мы видим, в отличие от упоминания в Талмуде, вставка в молитвы делает акцент не на чуде с кувшином с маслом, а на победе Маккавеев: «слабых над сильными, немногих над многочисленными, чистых над нечистыми».
Ни Талмуд, ни молитвы не сообщают почти никаких подробностей о событиях, имевших место во время восстания Маккавеев. Эти сведения мы черпаем из других источников – исторических свидетельств.
Основной из них – это так называемые Книги Маккавеев. С точки зрения еврейской традиции, эти книги не носят сакрального характера, они не входят в состав книг Танаха. Книги Маккавеев представляют собой ценность в качестве исторического свидетельства – повествования о тех отдаленных от нас временах. Наиболее важное место среди них занимает Первая Книга Маккавеев, написанная предположительно современником событий на иврите и впоследствии переведенная на греческий.
Монета Антиоха ЭпифанаАвтор книги начинает повествование с описания процессов, происходивших в еврейском народе, которые и привели к восстанию Маккавеев: «В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия. И добрым показалось это слово в глазах их. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие. Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому, и отказались от обрезания, и отступили от святого завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло» (глава 1:11-15).
Таким образом автор сочинения подчеркивает, что виной всему было поведение части евреев, которые захотели быть «как все народы», отступили от соблюдения заповедей и, обратившись к Антиоху, спровоцировали его на проведение политики преследований. Они обратились к эллинистическому мировоззрению правителя, согласно которому обособленность народа и религии от других была неприемлема.
БЫТЬ ФОНАРЩИКОМ
Ханука не случайно приходится на разгар зимы – самое темное время в году. Когда вокруг царит тьма, люди больше всего тянутся к свету. Ханукальные свечи ставят на окно или напротив двери, чтобы они освещали тьму за окном, делали мир светлее. Конечно, речь идет не только о физических тьме и свете. Ханукальные свечи – это символ. Символ чего? Об этом говорит хасидская история-притча, которую рассказывают про пятого лидера Хабада, адмора Рашаба.
Во время встречи р.Шалом Дов Бера с хасидами спросил его один из хасидов: «Ребе, что такое хасид?» Ответил ему ребе: «Хасид – это фонарщик. Он ходит по улицам с длинной палкой, на верхушке которой – огонь, но он знает, что огонь этот – не его. Его задача – использовать этот огонь, чтобы зажигать фонари». Спросил хасид: «А если фонарь находится в безжизненной пустыне? Нужно ли стараться зажечь также и его?» Ответил ребе: «Да. Нужно зажечь его, чтобы было видно, что вокруг безжизненная пустыня. Она устыдится света фонаря». «А если фонарь в море?» – не унимался хасид. «Надо скинуть одежду, броситься в море, доплыть и зажечь его», – ответил ребе. «Но я не вижу фонарей»! – воскликнул спрашивавший. «Это потому, что ты не фонарщик», – ответил р. Шалом Дов Бер. «А как стать фонарщиком?» – спросил тот. «В первую очередь, нужно работать над собой. Когда ты увидишь свой собственный фонарь, ты увидишь фонари и в других», – ответил мой отец.
История, которую ты прочитал(а) – это притча, иносказание. Каждая вещь в ней – cимвол, означающий что-то другое. Попробуй догадаться, что означают в этой истории понятия «фонарщик» и «фонарь». Попробуй пересказать своими словами (не пользуясь символами из притчи), что хотел сказать хасиду ребе Рашаб.
Послушай песню В. Ланцберга «Маленький фонарщик». Обсудите эту песню в классе и сравните ее с притчей о фонарщике. Чем их идеи похожи и чем отличаются?
______________
Возможно, автор сочинил эту песню по мотивам одной очень знаменитой повести. Не догадываешься, какой? Советуем ПОСЛЕ урока прочитать (перечитать) фрагмент из нее. Ссылка – в дополнительных материалах на стр.7.
Ханука – это празднование победы Маккавеев (армии еврейских мятежников), отбивших у сирийских греков Храмовую гору
Если сравнивать с другими еврейскими праздниками, Ханука отличается тем, что в течение 8 дней торжества не существует практически
никаких ограничений или запретов на работу. Первые минуты после зажжения свечи должны быть проведены в покое, а в остальном нет причины устраивать выходные.
Сегодня евреи по всему миру, даже в самом Израиле, стали почитать Хануку как один их самых главных праздников в году, хотя так было далеко не всегда. Ханука чаще всего переводится как очищение или обновление жертвенника, хотя существует версия, что название праздника расшифровывается как «отдохнули от врагов 25 кислева (месяц)». В Торе нет упоминания Хануки.
Торжество длится 8 дней, поскольку по преданию после битвы за Храм произошло настоящее чудо. После освобождения горы Маккавеи должны были очистить святилище ритуальным зажжением меноры, но подходящего масла для этого процесса было слишком мало для проведения обряда. Евреи думали, что светильник будет гореть не дольше суток, но произошло чудо, и менора освещала жертвенник и очищала Храм целых 8 дней подряд.
Свечи для меноры бывают не только разных цветов, но и разных запахов. Каждый день Хануки зажигается новая свеча, дополняя остальные, зажженные ранее в предыдущие дни. Выходит, что на весь период праздника за все 8 дней семье нужно сжечь 44 свечи. Девятая ветвь (подсвечник) меноры называется шамаш, и по традиции ею пользуются, чтобы поджигать все остальные свечи. Ханукальные меноры (светильники) – это канделябры, состоящие из 9 подсвечников, которые зажигают все 8 дней праздника. Ханука всегда начинается 25-го числа еврейского месяца кислева (3-ий месяц еврейского года). Дети на Хануку по традиции получают гелт – шоколадки в форме монеток, обернутые в золотистую фольгу. В былые времена вместо подарков многие евреи дарили на этот праздник только
Поскольку праздник связан именно с еврейским календарем, для Хануки не существует четкого дня по григорианской системе исчисления, которой пользуется почти весь мир. Во время Хануки готовят сразу несколько традиционных угощений, включая
В Израиле-4 буквы из иврита, читающиеся как нун, гимель, хей и пей(нес гадоль хайя по).так проиизноят в России-звучат как фраза «Нес гадоль хайя шам» (чудо великое было там)
Во время Хануки еврейские дети играют с традиционными дрейдлами (маленькие вертушки или волчки с буквами).
Как гласит легенда, во время гонения евреев, они притворялись, что играют в савивон-дрейдл, а на самом деле с помощью этих ханукальных игрушек учили запрещенную диктаторами азбуку.
Традиционное блюдо на Хануку – это почти любые продукты, пожаренные на масле. Таким образом евреи отмечают важность чуда, произошедшего с храмовым маслом, предназначенным для священной меноры.
https://bugaga.ru/ материалы
-80%
© 2022, Рахман Шмуэль Романович 705