СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика и особенности применения программы ScratchJr в младшем школьном возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

Scratch - среда программирования, появившаяся относительно недавно, даёт возможность учащимся младшего и среднего школьного возраста создавать игры, фильмы, анимированные истории и многое другое.

Одной из главных концепций языка Scratch, является развитие собственных задумок с первой идеи до конечного программного продукта.

Главным достоинством данной программы является ее адаптированность под младшего школьника. С помощью Scratch ребенок может уже программировать простейшие задачи.

Цель работы – выделить основные достоинства программы Scratch для младшего школьника.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • Рассмотреть программу Scratch;
  • Выделить характеристики программы;
  • Рассмотреть особенности программы для младшего школьника.

Что такое Scratch?

Scratch - это новая среда программирования, которая позволяет детям создавать свои собственные анимированные интерактивные истории, игры и модели. В Scratch вы можете играть с различными объектами, изменять их внешний вид, перемещать их по экрану, определять формы взаимодействия между объектами. Это объектно-ориентированная среда, в которой программные блоки собираются из цветных блоков инструкций, на основе интересной идеи конструкторов Lego.

Язык программирования Scratch был создан в 2007 году. Разработан небольшой группой исследователей из Массачусетского технологического института во главе с Митчеллом Резником. Известной предыдущей разработкой этой группы была популярная серия LEGO Mindstorms - набор деталей для создания программируемых роботов.

Когда учащиеся создают проекты в Scratch, они приобретают многие навыки 21 века: творческое мышление, системный анализ, свободное владение технологиями, дизайном и непрерывное обучение.

Таким образом, ученик погружается в познавательную среду творчества и познавательной деятельности, где помимо знания предмета он приобретает качества, необходимые каждому человеку для успешной жизни и профессиональной карьеры.

Особенности Scratch для младшего школьника

Интерфейс программы очень простой и доступный. Чтобы научиться работать в среде разработки Scratch, не нужно проходить какие-то специальные курсы или перечитывать огромное количество книг по программированию. Можно написать свою первую программу в считанные минуты после изучения этой среды.

В среде программирования Scratch представлено множество различных мультимедийных инструментов, которые, по словам Л. Л. Босовой, «способствуют формированию у учащихся привычки систематизировать информацию; выбор подходящего варианта костюма из соответствующей папки способствует приобретению навыков поиска данных в иерархической организации их хранения. Кроме того, возможность выбора изображений одушевленных и неодушевленных предметов (например, букв) в качестве внешнего вида главного героя дает учащимся более общее представление о том, кто в принципе может быть исполнителем - кто-то, кто может выполнить определенный набор команд».

Одним из основных преимуществ программы является то, что это бесплатный продукт, который позволяет школьным учреждениям бесплатно скачать программу с сайта разработчика и использовать ее в учебном процессе. Кроме того, каждый ребенок может не только скачать и установить эту среду дома, но и поработать на Scratch онлайн. Онлайн-версия допускает сетевое взаимодействие, что позволяет загружать свои проекты в сеть и просматривать проекты других пользователей, узнавать что-то новое и обсуждать.

Этот язык программирования имеет ряд преимуществ, а именно для развития младшего школьника. Он развивает:

  • Умение мыслить логически. Скретч содержит множество логических блоков, которые помогут ребенку освоить законы логики.
  • Математические способности.
  • Возможность запоминать и держать в голове большое количество информации.
  • Способность планировать свои действия.
  • Умение рисовать с помощью графического редактора.
  • Фантазию.
  • Аналитические способности. Возможность разобраться в чужом проекте.
  • Знакомство с программированием в начальной школе позволит ему лучше понимать, как устроен наш сложный мир

К особенностям учебной деятельности, организуемой с помощью объектно-ориентированной среды Scratch, можно отнести: выполнение как индивидуальных, так и групповых проектов; уровень сложности задания ребёнок может выбрать сам; неограниченный выбор тематики проектов; свободный обмен мыслями в групповых проектах, и так же просто со своими сверстниками.

Применение Scratch в младшем школьном возрасте

В Scratch можно создавать фильмы, играть с различными объектами, видоизменять их вид, перемещать их по экрану, устанавливать формы взаимодействия между объектами. Это объектно-ориентированная среда, в которой блоки программ собираются из разноцветных кирпичиков команд точно так же, как собираются из разноцветных кирпичиков конструкторы Лего. При этом блоки Scratch позволяют собирать только синтаксически верные конструкции, исключая ошибочные. Разные типы данных в среде обозначаются визуально различными формами и цветами, а значит, среда сама не допустит, чтобы пользователь создал неверно работающий код.

Многие считают, что программированием могут заниматься дети старшего школьного возраста, но учащиеся начальных классов не хуже старшеклассников справляются с поставленными задачами.

Младшие школьники могут создавать проекты, не требующие сложной алгоритмической структуры. При этом они могут выразить свои творческие способности в сочинении сценария проекта, подготовке графических и звуковых компонент. Scratch не просто среда для программирования, через нее можно выйти на многие другие темы школьной информатики. Создавая свои собственные игры и мультфильмы, дети учатся разрабатывать проекты, ставить цели и задачи. Чтобы оформить это, нужно поработать в текстовом редакторе. Потом надо нарисовать героя, окружение. Разработать алгоритм действий героя, алгоритмы его реакций на события. Надо будет озвучить героя и события (записать, обработать звук). Также ребенок знакомится с новыми понятиями: координата точки, переменная, выбор случайного числа, градусная мера угла, что создает базу для дальнейшего использования и осмысления этих понятий в школьном курсе. Важно и то, что ребенок имеет возможность поделиться результатами своего творчества с друзьями.

На занятиях можно использовать как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: занятие с использованием игровых технологий; занятие-исследование; творческие практикумы (сбор скриптов с нуля); занятие-испытание игры; занятие-презентация проектов.

Учащиеся очень быстро ориентируются в программе, у них возникает множество идей, которые они стараются воплотить с помощью программы в реальность. Очень хорошо они понимают, как найти ту или иную координату, и их ни сколько не смущает, что существуют отрицательные и положительные числа, они знают, что знак минус может очень много значить если неправильно введешь координату, то твой спрайт окажется совсем не там где планировалось. Рассматривая градусную меру угла, сначала изучаем наглядно в классе, что поворот налево, направо или кругом, на плоскости можно заменить определенным значением. Сначала экспериментируем с блоками перо при построении того или иного рисунка, а затем уже переходим к использованию в создании более сложных проектов.

Заключение

Scratch - это современная объектно-ориентированная свободно распространяемая среда, специально созданная для обучения программированию детей от 7 лет. К особенностям учебной деятельности, организуемой с помощью объектно-ориентированной среды Scratch, можно отнести: выполнение как индивидуальных, так и групповых проектов; уровень сложности задания ребёнок может выбрать сам; неограниченный выбор тематики проектов; свободный обмен мыслями в групповых проектах, и так же просто со своими сверстниками.

Во многих странах мира дети и взрослые, учителя и школьники используют Scratch, чтобы учиться программированию, развивать творческие способности, создавать игры и интерактивные анимации, а также общаться между собой, изучать и использовать проекты друг друга.

Список использованной литературы

  1. Вордерман, К. Программирование для детей. Иллюстрированное руководство по языкам Scratch / К. Вордерман. – М.: Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 224 с.
  2. Голиков, Д. Scratch для юных программистов / Д. Голиков. – М.: Издательство: БХВ-Петербург, 2018. – 192 с.
  3. Денисова, Л. В. Среда Scratch в практике учителя начальной школы / Л. В. Денисова. – М.: Начальная школа, 2012. – 135 с.
  4. Еремин, Г. Среда Scratch - первое знакомство / Г. Еремин. – М.: Газета Информатика, 2008. – 30 с.
  5. Зорина, Е. М. Юный скретчер как средство повышения интереса школьников к программированию / Е. М. Зорина. – М.: Информатика в школе, 2017. – 164 с.

02.06.2021 02:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!