СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химический анализ воды истоков реки Северский Донец (родник) Шубина Дарья, обучающаяся 7-а класса МБОУ «Прохоровская гимназия Прохоровского района Белгородской области

Нажмите, чтобы узнать подробности

Северский Донец берёт начало на Среднерусской возвышенности, около с. Подольхи в Прохоровском районе Белгородской области. Река Северский Донец относится к бассейну Азовского моря, является правым притоком реки Дон. Северский Донец — важнейший источник пресной воды для востока Украины. Главный источник воды для городов Харьков, Донецк, Луганск и др. С начала XX века в бассейне Северского Донца начала ощущаться нехватка пресной воды, что инициировало ряд гидрологических проектов. Будучи одной из крупнейших рек Украины, Северский Донец очень интенсивно используется в хозяйстве. Он сильно пострадал ещё в XVIII веке, когда были вырублены вековые дубы, растущие вдоль его русла. В XIX веке разработка полезных ископаемых Донбасса снизила уровень подземных вод. Суммарно эти два фактора привели к обмелению реки и прекращению судоходства. Также подавляющее большинство лугов вдоль берегов реки, на которых росли сотни видов разнообразных диких трав, были распаханы к XX веку. На здоровье человека и на удовлетворение его жизненных потребностей в любых проявлениях оказывают воздействие не столько отдельные химические вещества, содержащиеся в поверхностных водах, сколько комплекс веществ, одновременно присутствующих в воде водных объектов.

Во время экологической практики мы провели химический анализ воды реки Северский Донец.

Исследования проводились с 19 по 29 июня 2019 года.

1.Первое, что мы делали-определяли запах (органолептический метод)

- ощущением воспринимаемого запаха (землистый, хлорный, нефтепродуктов). Отмерив 100 см3 испытуемой воды с температурой 20 С в колбу, закрыли её пробкой, содержимое колбы несколько раз перемешали вращательными движениями, после чего открыли и определили характер и интенсивность запаха. Сравнили полученные данные с таблицей. Запах был очень слабый – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами. Интенсивность запаха равна1 баллу.

Характеристика запаха

Интенсивность запаха (балл)

Отсутствие ощутимого запаха

0

Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами

1

Сладкий запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание

2

Запах легко обнаруживается

3

Отчётливый запах – неприятный и моЖет быть причиной отказа от питья

4

Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья

5

2.Определяли водородный показатель рН

Для этого в пробирку налили 5 мл исследуемой воды, 0,1 мл универсального индикатора, перемешали и по окраске раствора оценили величину рН. Окраска была светло- зелёная, величина рН равна 7.

Приближённое определение величины рН

Окраска

Величина рН

Розово-оранжевая

5

Светло- жёлтая

6

Светло- зелёная

7

Зеленовато-голубая

8

3. Определяли содержание хлоридов в воде, для этого налили в пробирку 5 мл исследуемой воды, добавили 3 капли 10% - ного раствора нитрата серебра, появилась слабая муть с концентрацией хлоридов от 1 до 10 мг/л.

Определение содержания хлоридов

Осадок или помутнение

Концентрация хлоридов, мг/л

Слабая муть

1-10

Сильная муть

10-50

Образуются хлопья, но осаждаются не сразу

50-100

Белый объёмистый осадок

Более 100

  1. Для определения содержания сульфатов в пробирку налили 10 мл исследуемой воды, 0,5 мл соляной кислоты и 2 мл 5% - ного раствора хлорида бария, перемешали

Наблюдали слабую муть, появившуюся сразу после добавления хлорида бария, концентрация сульфатов равнялась от 10 до 100 мг/л.

Определение содержания сульфатов

Осадок или помутнение

Концентрация сульфатов, мг/л

Отсутствие мути

Менее 5

Слабая муть, появившаяся не сразу, а через несколько минут

5-10

Слабая муть, появившаяся сразу после добавления хлорида бария

10-100

Быстро оседающая муть

Более 100

  1. Для определения содержания в воде железа нам потребовался 50% р-р роданида калия и 24% р-р соляной кислоты.

К 10 мл исследуемой воды прибавили 1-2 капли соляной кислоты и 4 капли 50% р-ра роданида калия. Перемешали и наблюдали за развитием окраски, получилось едва заметное желтовато-розовое окрашивание с примерным содержанием ионов железа от 0,05 до 0,1.

Приближённое определение ионов железа

Окрашивание, видимое при рассмотрении пробирки сверху вниз на белом фоне

Примерное содержание ионов железа

Отсутствие

Менее 0,05

Едва заметное желтовато-розовое

От 0,05 до 0,1

Слабое желтовато-розовое

От 0,1 до 0,5

Желтовато-розовое

От 0,5 до 1,0

Желтовато-красное

От 1,0 до 2,5

Ярко-красное

Более 2,5

  1. Для определения ионов свинца добавляли в пробирки с пробами воды, уксусную кислоту и дихромат калия. Если в воде содержатся ионы свинца, то должен выпасть желтый осадок дихромата свинца. Осадка не наблюдалось, значит в воде ионов свинца нет

7. А также определяли температуру воды в источнике. Она равнялась (+7*С).

В этой таблице представлены результаты наблюдений при исследовании воды в роднике.

Дата 19.06.2019г

№ п/п

Определяемые показатели

Результаты исследований

ПДК(предельно допустимые концентрации); ед.измерения

1.

Запах

1 балл

2 балла

2.

рН

7,0

6,0-9,0

3.

Содержание хлоридов

1-10 мг/л

350 мг/дм3

4.

Содержание сульфатов

10-100 мг/л

500мг/дм3

5.

Железо

от 0,05 до 0,1

0,3 мг/дм3

6.

Свинец

Не обнаружено

Результаты наблюдений при исследовании воды в верхнем течении реки Северский Донец по тем же показателям.

Дата 19.06.2019г

№ п/п

Определяемые показатели

Результаты исследований

ПДК; ед.измерения

1.

Запах

1 балл

2 балла

2.

рН

7,0

6,0-9,0

3.

Содержание хлоридов

1-10 мг/л

350 мг/дм3

4.

Содержание сульфатов

5-10 мг/л

500мг/дм3

5.

Железо

от 0,1 до 0,5

0,3 мг/дм3

6.

Свинец

Не обнаружено

Таким образом вода в источнике реки Северский Донец и в самой реке отличается содержанием сульфатов, ионов железа и температурой, по остальным определяемым показателям различий не было выявлено. При изучении водоемов развивается настоящая любовь к родной природе, забота об охране и бережном отношении к ее богатствам.

Категория: Биология
08.02.2020 19:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!