СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хороведение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хороведение

Хоровое творчество

Виды хоровой музыки.

Существуют два вида хорового исполнительства: пение a cappella – пение без инструментального сопровождения и хоровое пение с инструментальным сопровождением

Наиболее характерным для хорового искусства является пение a cappella. Эта музыка предполагает воплощение художественного замысла исключительно вокально-хоровыми средствами. Пение a cappella – исторически самый древний вид хоровой музыки как в народном, так и в профессиональном искусстве.

Инструментальное сопровождение вносит в хоровое звучание свои особенности. С одной стороны оно облегчает исполнение, создавая устойчивую интонационную поддержку. С другой, лишает хоровое пение с присущим ему нетемперированным, чисто вокальным строем интонационной остроты и тонкости. Наличие сопровождения значительно обогащает возможности хора: разнообразие выразительных средств, интонационная поддержка, возможность «отдыха» хора во время исполнения инструментальных эпизодов – все это способствует созданию масштабных композиций для хора с сопровождением.

Жанры хоровой музыки:

  1. Хоровая песня: народные песни, песни для концертного исполнения, хоровые массовые песни; несложная форма (преимущественно, куплетная), простота музыкально-выразительных средств. Примеры:

М. Глинка «Патриотическая песня»

А. Даргомыжский «Ворон к ворону летит»

А. Алябьев «Песня о молодом кузнеце»

П.Чайковский «Без поры, да без времени»

А.Новиков «Дороги»

Г.Свиридов «Как песня родилась»

  1. Хоровая миниатюра – наиболее распространенный жанр, для которого характерно богатство и разнообразие форм и средств музыкальной выразительности. Основное содержание – лирика, передача чувств и настроений, пейзажная зарисовка. Примеры:

Р. Шуман «Ночная тишина», «Вечерняя звезда»

С.Танеев «Серенада», «Венеция ночью», «Вечер», «Сосна»

П.Чесноков «Альпы», «Август»

Ц.Кюи «Уснуло всё»

В.Шебалин «Утес», «Зимняя дорога»

Ф.Пуленк «Грусть»

Ю.Фалик «Незнакомка»

  1. Хор крупной формы - характерно использование сложных форм (трех-, пятичастных, рондо, сонатной) и полифония. Основное содержание – драматические коллизии, философские размышления, лирико-эпические повествования. Примеры:

М Березовский «Не отвержи меня во время старости»

Д.Бортнянский «Хоровой концерт»

В.Калинников «На старом кургане», «Осень»

С.Рахманинов «Концерт для хора»

С.Танеев «На могиле», «Развалину башни», «Звёзды»

Г.Свиридов «Табун»

В.Салманов «Издалёка», «15 ран»

Ф.Пуленк «Мари»

  1. Ораториально-кантатный жанроратория, кантата, сюита, поэма, реквием, месса и др. Примеры:

Г.Гендель. Оратория «Самсон», «Мессия»

В.Моцарт «Реквием»

И.С.Бах Кантаты. Месса си минор

С.Танеев. Кантата «Иоанн Дамаскин»

С.Рахманинов. Поэма «Колокола»

Г.Саиридов «Патетическая оратория»

В.Салманов «Лебедушка» (хоровой концерт), Оратория- поэма «Двенадцать»

В.Гаврилин «Перезвоны» (хоровое действо)

К.Орф «Кармина Бурана» (сценическая кантата)

  1. Хоры из опер:

Х. Глюк «Орфей» («О, если в роще сей»)

Дж. Верди «Аида» («Кто там с победой к славе»)

М. Глинка «Иван Сусанин» («Родина моя», «Славься»), «Руслан и Людмила» («Лель таинственный»)

М. Мусоргский «Борис Годунов» (Сцена под Кромами), «Хованщина» (Сцена встречи Хованского)

П.Чайковский «Евгений Онегин» (Сцена бала), «Мазепа» («Я завью венок»)

Н.Римский- Корсаков «Псковитянка» (Сцена вече), «Снегурочка» (Проводы Масленицы)

  1. Хоровая обработка - обработка народной песни для хорового концертного исполнения.
  2. Хоровое переложениепереложение с одного состава на другой. Примеры: А. Лядов «Колыбельная» – переложение М. Климова

8. Переложение сольной песни для хора с солистом.

Пример: А. Гурилёв «Вьётся ласточка» - переложение для хора И. Полтавцева

9. Переложение инструментального произведения для хора

И.С.Бах-Ш.Гуно «Ave Maria»

Р.Шуман «Грезы» – переложение для хора М.Климова

С.Рахманинов «Итальянская полька» - переложение для хора М.Климова

Хоровая фактура

Три вида фактуры: монодическая (унисон, октавный унисон), гармоническая (аккордовая, гомофонно-гармоническая), полифоническая (имитация, подголосок, фуга).

Хоровое исполнительство

Формы современного хорового исполнительства: хоры профессиональные и любительские; хоры академические и народные; хоры a cappella и хоры с инструментальным сопровождением; хоры взрослые и детские; хоры, являющиеся самостоятельной исполнительской единицей или частью более крупного исполнительского ансамбля.

Форма хорового исполнительства определяется комплексом исполнительских задач: составом исполнителей; репертуаром; характером певческого звука.

В хоровом певческом искусстве принято различать два исполнительских направления: академическое и народное.

Академические хоры имеют единое условие работы – академическую манеру пения. Основные признаки академического хора:

  1. академическая манера пения основана на принципе смешанного типа звукообразования;
  2. академическому хору свойственно большое репертуарное разнообразие: хоровая миниатюра от эпохи Возрождения до музыки ХХI века; кантатно-ораториальный жанр всех стилей и направлений; обработки народных песен разных стран; аранжировки инструментальной музыки, а также хоровые сцены из оперных спектаклей;
  3. репетиционная работа и концертно-исполнительская деятельность осуществляется под руководством дирижера-хормейстера;
  4. формирование хоровых партий основывается на качественном и количественном равенстве голосов;
  5. академический хор на сцене находится, как правило, на станках и одет в строгие концертные костюмы.

Основные признаки народного хора:

  1. Народный хор - это певческий коллектив, в репертуаре которого только народные песни или сочинения композиторов в народном стиле.
  2. Народный хор создаётся в определённых регионах и призван сохранять особенности народного творчества в основном данного региона. Это обстоятельство определяет в полной мере исполнительскую манеру хора, основанную на интонационных особенностях народной песни этой местности и определяет выбор репертуара и концертных костюмов.
  3. Манера народного пения отличается резким разграничением регистров в певческих голосах.
  4. Обычно народное пение отличается «белым» открытым звуком.
  5. Нередко в состав народного хора входит танцевальная группа и ансамбль или оркестр народных инструментов.
  6. Отражая в своём исполнительском творчестве местные особенности и певческие традиции, народный хор ограничен в выборе репертуара.
  7. В народном хоре, как правило, нет разделения мужской группы на партии теноров и басов. Вся мужская группа исполняет одну хоровую партию, в которой периодически встречаются divisi, а диапазон ограничен октавой.
  8. Концертные выступления народного хора проходят без участия дирижёра. Роль руководителя в таком певческом коллективе выполняет солист-запевала или баянист, аккомпанирующий хору.

Хоровой коллектив

Основатель хороведения, П.Г. Чесноков даёт такое определение хора: «Хор – это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы …»

При характеристике состава хора, необходимого для исполнения данного произведения, учитывается:

  • его структура;
  • общее число участников;
  • определённые качественные признаки.

Структура хора определяется, прежде всего, его типом и видом.

Тип хора – это характеристика составляющих певческих голосов. Распространены следующие типы хоров:

  • однородные (женские, мужские, детские);
  • смешанные (женские + мужские).

Вид хора свидетельствует о количестве хоровых партий, входящих в его состав. Исходя из этого, хоры бывают одноголосные, двухголосные, трехголосные, четырёхголосные и т. д.

Хоровые партии и составляющие их голоса

Хоровая партия первых сопрано составляется в основном из лирических сопрано. Более тяжелые голоса помещаются в партии второго и третьего сопрано. Общий диапазон партий сопрано: до 1 октавы – до 3 октавы. Рабочий диапазон – ми-бемоль-ми 1 октавы – си-бемоль 2 октавы. Нижний регистр у сопрано звучит слабо, приглушенно. Верхний регистр у сопрано звучит ярко. блестяще. Сопрано часто выполняет функцию основного мелодического голоса, поэтому оно должно обязательно обладать ярким. красивым тембром.

Партия альтов состоит из меццо-сопрано и контральто.

Партия первых альтов состоит из лирических меццо-сопрано. Лучшая зона звучания: до 1 октавы – ре 2 октавы. Партия 2 альтов состоит из драматических меццо-сопрано и контральто. Наиболее выразительным и динамичным звучит эта партия от соль малой октавы до си 1 октавы. Технически она мало подвижна. Унисон альтовой партии дает ровное, полное, насыщенное звучание на протяжении всего рабочего диапазона от соль малой октавы до ми 2 октавы.

Тенора – высокие мужские голоса. Тенора-альтино – самые высокие, легкие и подвижные голоса с диапазоном от ре – ми малой октавы до ми – фа 2 октавы, наличие их в хоре способствует достижению яркой, звонкой, легкой звучности в верхнем регистре теноровой партии. Основу хоровой партии 1 теноров составляют лирические тенора, 2 теноров – драматические. Общий диапазон до малой октавы – до 2 октавы.

Басы – низкие мужские голоса. К хоровой партии относятся баритоны. Диапазон баритонов от ля большой октавы до ля-бемоль 1 октавы. Высокие басы отличаются от баритонов большой мягкостью, компактностью звучания в средней и верхней части диапазона. Общий диапазон басов ми-фа большой октавы – ми-фа 1 октавы. Особую группу партии 2 басов составляют октависты. В хоре их бывает один-два. Это очень низкие басы, тяжелые, малоподвижные голоса. Их диапазон от ля контроктавы до до 1 октавы, но используются только низкие звуки, редко фа контроктавы.

Детский голос

Выразительные и технические возможности детских хоров тесно связаны с возрастными особенностями состава. По возрастному признаку детские хоры можно разделить на 4 группы:

- дошкольный хор – 5- 7 лет;

- младший школьный – 1- 3 классы;

- средний школьный – 4 - 6 классы;

- старший школьный – 7- 10 классы.

Хор, состоящий из детей от 6 до 10 лет, характеризуется легким, фальцетным, небольшой силы звучанием от piano до mezzo forte. Голоса не имеют ярко выраженного индивидуального тембра. Нет различия голосов мальчиков и девочек.

Мальчики в профессиональных учебных заведениях имеют диапазон: дисканты – ми 1 октавы – соль, ля 2 октавы, альты – ля малой октавы до 2 октавы. В обычных школьных хорах рабочий диапазон детского хора составляет первую октаву. Репертуар состоит из одноголосных и двухголосных произведений. Хор, состоящий из детей среднего школьного возраста, отличается большей насыщенностью и динамичностью звука. У мальчиков хотя и преобладающим является головное звучание, серебристое, металлическое, появляется и грудное звучание.

На практике наблюдается разнообразие диапазонов голосов детей. Однако обычные школьные хоры имеют диапазон от ля, си малой октавы – до фа, соль 2 октавы.

Исполнительские возможности среднего школьного хора весьма широки. Репертуар разнообразен: от народных песен до произведений крупной формы многоголосного склада.

В старшем школьном хоре (15 – 17) у девочек, в основном заканчивается формирование голоса. У мальчиков, напротив. Идет активный процесс мутации. В период мутации происходит сложная перестройка всего организма – нервной системы, сердца, дыхательных органов. Считается, что петь в период мутации полезно, однако нельзя пользоваться крайними звуками диапазона, форсировать и напрягать голос. Диапазон теноров и басов в старшем школьном хоре бывает: от ре малой октавы до ре 1 октавы.

Практика показывает, что мутация у мальчиков протекает различно в зависимости от индивидуальных особенностей развития организма, но при правильной организации певческой работы сроки острого периода сокращаются до 3-4 недель, а течение проходит практически безболезненно. В послемутационный период голоса юношей не обладают большой громкостью и вокальной выносливостью.

Детским голосам в целом свойственны прозрачность, мягкость, острота интонирования, способность к идеальному строю и ансамблю. Детские хоры обладают большими исполнительскими возможностями.

Лучшие детские хоры: Московский хор мальчиков; Детский хор Радио и Телевидения; Хор мальчиков хорового училища Санкт-Петербургской Государственной Капеллы им. М.И. Глинки.

Категория: Искусство
18.02.2019 14:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!