СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Вокально-хоровая работа на уроках музыки».

Нажмите, чтобы узнать подробности

При всем разнообразии направлений работы современной школы с большой настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания. Приобщение  школьников к музыкальному искусству, воспитание нравственно-эстетических чувств, формирование взглядов, убеждений, духовных потребностей осуществляется на уроках музыки и является в настоящее время особенно актуальным. Так в пении, во время слушания музыки, на занятиях ритмикой, в игре на детских музыкальных инструментах учащиеся знакомятся с произведениями, учатся понимать их, усваивают знания, приобретают навыки и умения, необходимые для их эмоционально – осознанного восприятия и выразительного исполнения.

Сохранить сегодня певческие традиции без учителя музыки практически невозможно. Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств.

Цель  данной  темы, это обучения  вокально-хоровому  пению, воспитание  у  детей первоначальных основ музыкально-певческой культуры, развитие личности школьников  средствами  хорового искусства и на этой основе создание условий для формирования и развития интеллектуальных, творческих способностей, гражданских и коммуникативных компетенций учащихся с учетом индивидуально-дифференцированного подхода в обучении и воспитании.           На   самых  первых  уроках  музыки  проводится  прослушивание  детей. Его  цель - установление  исходного  уровня общего, музыкального и певческого развития учащихся. Во время прослушивания, предварительно побеседовав с ребенком, установив с ним контакт и вызвав доверие, надо попросить его выполнить несколько заданий: спеть песню, повторить голосом за учителем небольшую попевку (в разных тональностях), запомнить и воспроизвести  несколько несложных ритмических фигур, передать движениями рук характер играемой учителем музыки, прочитать стихотворение. В процессе выполнения этих заданий определяются:  *диапазон  *окраска  певческого голоса  * качество  интонирования  (устанавливаются  причины  неточного  пения)  * степень развитости  чувства  ритма, памяти  * музыкальность  * эмоциональность  * уровень  воспитанности  и  общего  развития  учащихся .            Содержание  и  методы  работы:  ? распевание,  ? разучивание и исполнение песен,  ? творческие задания,  ? слушание музыки,  ? игры.           Урок музыки начинается с распевания или допустим с музыкального приветствия. Его назначение - разогревание, настройка голосового аппарата, развитие певческих навыков. Важно, чтобы учащиеся осознали, что распевание совершенно необходимо на уроке и с полной отдачей, интересом участвовали в нем. Задача учителя - сделать так, чтобы распевание не было нудной, скучной технической работой, а являлось одухотворенным и увлекательным музицированием.           В зависимости от состояния класса, места урока в школьном расписании, задач, решаемых на данном уроке продолжительность распевания может быть различной и составлять от 3 до 10 минут. Распеваться лучше стоя.  В процессе распевания проводится работа по четырем основным направлениям:  V. Развитию звуковысотного  V. Динамического диапазона голоса  V. Тембра  V. Подвижности.  Распевание обычно начинается с выстраивания унисона на примарных тонах (фа - ля первой октавы), отработки мягкой точной атаки звука, постепенного расширения певческого диапазона через исполнение (секвентно) восходящих и нисходящих попевок, поступенных звукорядов, трезвучий. Распевание проводится в разных динамических оттенках, постепенно вводятся подвижные нюансы, варьируется темп исполнения (от среднего к медленному, затем подвижному). Развитие различных сторон голоса может осуществляться комплексно на одних и тех же примерах.  Обоснованная последовательность упражнений, их постепенное усложнение, свободное, в меру активное не форсированное пение - таковы основные требования к проведению распевания.  Центральное место на уроке музыки занимает разучивание и исполнение произведений.  На одном уроке целесообразно проводить работу сразу над несколькими (3 - 5) различными по характеру и сложности песнями, ясно осознавая, что, сколько и как нужно сделать в каждой их них именно на данном уроке.  Методика разучивания песни.           Работа над школьной песней — процесс многоплановый. Чтобы воплотить в исполнении художественный замысел композитора, учителю необходимо не только овладеть репетиционным жестом для лучшего общения с детьми, с целью подчинения их своей воле, но и провести большую и трудоемкую предварительную работу.  А именно:  выявить эмоционально-смысловое содержание песни  поставить учебно-воспитательные задачи  определить трудности, которые могут возникнуть при разучивании песни  составить ее исполнительский план  подобрать упражнения на материале песни.  Все это — подготовительная работа учителя.           В обычной общеобразовательной школе учителю приходится преодолевать значительные трудности, связанные с неразвитостью музыкальных способностей и голосового аппарата ребят, их неумением петь. И, несмотря на это, при работе со школьной аудиторией задачи достижения качества звучания, стройности, выразительности исполнения не снимаются. Я ставлю не только учебные задачи — научить петь, брать дыхание, формировать звук, петь интонационно верно в небольшом диапазоне, преимущественно с постепенным движением, связно, тянуть звук, но и педагогические — научить детей петь выразительно, развивать у них музыкальный слух и память, прививать любовь к музыке и пению. По мере решения этих задач выдвигаются новые, более дифференцированные (научить пению на «опертом» дыхании, добиться правильного формирования гласных, не допускать форсирования звука, петь каноном).           В разучивании песни можно выделить три этапа:  1. ознакомление и усвоение первого куплета  2. разучивание всей песни  3. закрепление и художественное исполнение песни.  Важен выбор песни. На первых порах песни должны отвечать следующим требованиям:  а) по форме — крайне лаконичные, не более одного периода;  б) по мелодии — яркие, выразительные, напевные;  в) по ритму — весьма простые, чередование не более 2 — 3 видов длительностей; г) голосоведение — ясное, естественное, склад диатонический;

д) диапазон голосовых партий не должен превышать октавы.           Если песня нравится детям, то легче преодолеваются трудности по ее разучиванию, поэтому песни надо выбирать мелодичные, веселые, запоминающиеся, с интересным текстом. Нужно учитывать, что постепенное нарастание трудности поставленных учителем задач должно сочетаться с включением в работу более сложных песен и непременно привлекательных для детей своей мелодией и текстом. Это обеспечит атмосферу увлеченности вокально-хоровым  пением на  уроках  музыки  в школе. 

В кратком вступительном слове учителю следует сообщить детям название песни, рассказать о том, кто ее сочинил. В зависимости от характера песни необходимо сказать несколько слов о ее содержании. Пояснения должны быть очень краткими и образными, тогда ученики, достигнут своей цели.  Показ учителем песни лучше начинать со слов: «Послушайте песню, которую мы будем разучивать».  Основные требования к показу песни учителем:  играть аккомпанемент на нюанс тише, чем петь мелодию, тогда более понятен текст песни. Нельзя допускать ошибок, остановок, незнания слов при игре и пении. Песня должна быть выучена и исполнена эмоционально, с хорошей дикцией, выразительно по нюансам, агогике, в соответствии с собственной трактовкой учителя. Аккомпанемент песни, звучащий на фортепиано, следует играть мягко, неназойливо, выделяя наиболее сложные мелодические скачки или ритмические фигурации. Показывая песню, учитель должен смотреть на детей. Исполнение в целом должно создавать яркий, впечатляющий художественный образ. Только тогда оно вызовет у детей желание выучить прослушанную песню. Необходимо, чтобы пение учителя соответствовало детскому пению, было легким и звонким по характеру звука, точным по интонации, четким по ритму и осмысленности фразировки. Если показ песни не произведет на школьников должного впечатления, не станет образцом, к достижению которого они будут стремиться, то работа над песней вряд ли будет успешной.  Важный момент в работе учителя — беседа о песне. Она должна строиться с учетом возрастных особенностей учащихся и предполагает знакомство с другими сочинениями авторов музыки и поэтического текста песни, разбор эмоционально-смыслового содержания песни, использование наглядности, обращение к воображению детей. Поэтому беседа о песне имеет большое воспитательное и образовательное значение. После ее прослушивания у детей может возникнуть желание высказать свои впечатления о характере и содержании песни, о мелодии и движения (направление) голосов, о динамических оттенках и темпах. Целенаправленность и объем этих высказываний всецело зависят от качества песенного материала, от музыкального развития учащихся и от исполнительского искусства учителя. Первое время дети не располагают нужными знаниями и опытом анализа песни, поэтому учитель должен помогать им в этом наводящими вопросами. Не следует, однако, перегружать беседу излишними подробностями. Поэтический текст песни читается педагогом выразительно, чтобы помочь ребятам понять смысл, идею песни. Объяснение непонятных слов и стилистических особенностей текста должно быть заранее продумано учителем и передано детям в кратких и понятных выражениях. Затем учитель предлагает всем вместе выразительно прочитать текст. Учащиеся должны читать текст песни, негромко, ясно и отчетливо выговаривая слова. Для ознакомления с содержанием песни рекомендуется использовать распечатанные тексты. Грубейшей ошибкой является заучивание текста с детьми методом скандирования. Выразительное чтение текста способствует более глубокому проникновению в его эмоционально-смысловое содержание, что, в свою очередь, помогает более выразительно петь песню.  Разучивание песни на уроке обычно начинается ее повторным исполнением учителем. В процессе репетиционной работы над песней используются учебно-ролевые игры и учебные задания, разучивание по фразам. В этот период работы преподавателю следует обращать внимание детей на правильность звуковысотного интонирования мелодии песни, ритмическую четкость, правильность певческого дыхания и звукообразования, выразительность динамики и дикции. Несложные одноголосные запевы в народных песнях лучше разучивать полностью, не разделяя на фразы. Сначала учитель пропевает фразу или целиком запев песни 2—3. раза. Дети внимательно слушают, а затем сами поют этот же фрагмент песни. Перед началом пения необходимо интонационно чисто выстроить первый звук. Нужно помнить, что у многих детей в школе плохо развиты музыкальные слух и память. Поэтому необходимо многократное повторение учащимися одной и той же фразы. Но при этом нужно выдвигать разные учебные задачи. Выученные детьми фразы соединяются в предложения, предложения — в периоды.  Образцы учебных заданий при разучивании песни:  ? прослушайте первый куплет песни, первую фразу;  ? прослушайте, как фраза звучит на инструменте, когда учитель споет ее;  ? кто запомнил фразу, подпевайте на слог «лё»;  ? поем вместе на слог «лё»;  ? показывайте рукой направление мелодии;  ? поем как один человек (решается задача — достижение унисона);  ? спойте на слог «та», точно интонируя мелодию;  ? медленно поем со словами;  ? прослушайте вторую фразу, определите, есть ли в ней сходство с предыдущей фразой;  ? округлите звук, дыхание берем через нос и т.д.  1. Поскольку певческие задачи постоянно меняются, мелодия при повторениях не надоест детям. Формулируя задания, учитель должен быть предельно лаконичен. Каждое предлагаемое им задание — это результат активной аналитической работы. Он анализирует звучание, выявляет его недостатки, выбирает, что нужно устранить в первую очередь, решает, каким приемом это устранить.  2. Вторая фраза выучивается так же, как и первая, затем обе фразы соединяются. Выучиваются следующие фразы и соединяются. Затем исполняется весь первый куплет. Обычно труднее всего усваивается первая фраза, дальше учащиеся запоминают мелодию быстрее. Чтобы закрепить выученный первый куплет, нужно повторить его 2 — 3 раза, предлагая послушать, как споет один ряд, другой ряд школьников. В это время часть учеников оценивают пение поющих. Важно, чтобы на уроке работали все дети. Затем разучивают второй куплет. Все вместе выразительно читают текст куплета, потом поют, соединяя две фразы вместе и повторяя их 3 — 4 раза. При этом учитель добивается правильного певческого дыхания, округлой формы рта и единого звуковедения. Работа ведется уже не столько над запоминанием песни, сколько над качеством ее исполнения.  В процессе разучивания можно использовать не только показ учителя, но и пение хорошо интонирующих детей. Для индивидуального контроля за певческим развитием детей рекомендуется прием пения «по цепочке», когда дети бережно передают друг другу мелодию, пропевая песню по фразе. С целью развития слухового контроля полезно поделить класс на группы и попеременно исполнять отдельные фрагменты песни либо сочинение в целом. Если песня написана в куплетной форме, целесообразно начинать ее разучивание с припева. Разучивание песни — процесс длительный, поэтому важен переход количества повторов в качество, от сложного, незнакомого — к простому и понятному, затем от простого — к привычному и от привычного — к прекрасному.  Процесс разучивания песни включает последовательность трех этапов:  1) Эскизного (ознакомление, разбор произведения). привычной, удобной легкости исполнения, фаза доведения исполнения до автоматизма, без напряжения).  2) Технологического (собственно разучивание, самый продолжительный по времени, когда возникают черты условных периодов..)  3) Заключительного («впевание» произведения, корректировка элементов хоровой звучности и достижение художественной одухотворенности).           Как правило, работа над одним произведением рассчитана на несколько уроков. На первом дети знакомятся с песней и выучивают первый куплет, на втором — повторяют первый куплет и учат текст следующих куплетов, на третьем — выстраивают с учителем исполнительский план.  Из-за недостаточного произвольного внимания младших школьников (особенно учащихся 1 и 2 классов) на каждом уроке следует работать не над одним произведением, а как минимум — над двумя, контрастными по характеру и трудности. Так, если одна из песен знакома детям по предыдущему уроку, вторая может быть новой; если первая — оживленная по характеру, то вторая — спокойная и неторопливая и т. п.           Если предлагаемая для разучивания песня двухголосная, учитель при показе песни должен исполнить поочередно оба голоса. Затем с каждым голосом по фразам разучивается хоровая партия. Когда дети познакомятся с музыкальным материалом, можно предложить в момент пения одного из голосов другому голосу мысленно (про себя) пропевать свою мелодию. После чего следует предложить детям пропеть оба голоса с условием слушать друг друга, при этом учитель одному голосу подпевает, a  другому подыгрывает на фортепиано. Значительно облегчает процесс разучивания двухголосного произведения нотная запись, мобилизующая сознательное отношение учеников к пению.           На уроках музыки учащиеся должны приобрести первоначальный опыт творческой деятельности, умение не только воспроизводить созданное другими, но и создавать свое. Развитию этого ценнейшего качества помогут различные виды творческих заданий:  * нарисовать рисунок к песне;  * придумать название к каждому ее куплету;  * закончить мелодию, начатую учителем;  * найти подголосок к заданному мотиву;  *придумать собственную мелодию на определенный текст.  Развитию творческого навыка у детей способствуют импровизации: вокальные, двигательные, ритмические.  Следует всячески поддерживать творческую инициативу детей в процессе хоровой работы - при выяснении образного содержания песни, средств его выражения, при выстраивании драматургического плана исполнения произведения, оценке качества певческого звука и др. Созданию творческой атмосферы может способствовать и введение на уроке ситуаций проблемного, поискового характера.  На уроках музыки постоянное внимание должно уделяться слушанию музыки. Пение и слушание - две взаимосвязанные, обогащающие друг друга формы постижения музыкального искусства. Систематически проводимая работа по слушанию музыки благотворно сказывается на певческом развитии детей. Слушаются песни, которые разучиваются в классе (в исполнении учителя, в записи), другие хоровые и инструментальные сочинения, доступные и интересные детям.

В работе уместны игры - для разрядки, отдыха.  Игра является одним из эффективных средств развития у детей интереса к пению. Созданию обстановки увлеченности хоровым музицированием может способствовать пение по ролям, инсценирование песен, соединение пения с движением и танцем (особенно в работе над народными песнями), введение простейших музыкальных инструментов, использование приема свободного дирижирования и др. Детям интересно, когда их интересно учат. Поэтому главное - увлеченность, заинтересованность самого учителя, светлый мажорный тон его занятий.   Игровые  приемы  в  работе  над  песней.  Пение по цепочке.  Самый точный.  Узнать песню по ритму.  Ритмический аккомпанемент.  Ритмическое эхо.  «Уши — назад!»

 В процессе обучения хоровому пению из урока в урок должна проводиться систематическая, хорошо продуманная работа по нескольким основным направлениям. Это:  ? развитие певческого голоса детей (его звуковысотного и динамического диапазона, тембра, полетности, плавности, звонкости, ровности, дикции, выразительности);  ? формирование вокальных навыков (звукообразования, певческого дыхания, включая певческую установку, артикуляции, навыков эмоционального и выразительного исполнения музыки);  ? воспитание музыкального слуха во всех его проявлениях (звуковысотного, гармонического, вокального и др.) как основы музыкально-певческого развития детей.           В течение первых лет обучения проводится систематическая работа по подготовке к двухголосному пению, которое будет постепенно вводиться в дальнейшем. Эта работа должна привести к достижению в хоре чистого унисона и развитию у учащихся необходимых качеств музыкального слуха (прежде всего, способности дифференцированно различать голоса в музыке).  Развитию хора и отдельных его участников эффективно способствует пение без сопровождения музыкальных инструментов. Уже на начальном этапе обучения ему следует отводить значительное место, особенно при работе над народными песнями.           Формы  демонстрации  результата.           Составной частью работы хора являются концертные выступления. Принцип здесь один - не часто, но качественно. Не следует практиковать наспех подготовленных выступлений. Каждый концерт для детей должен стать событием - ярким, запоминающимся. Практика работы  показывает, что наиболее запоминающиеся и востребованы выступления хора на общешкольных праздниках, КВНах, мюзиклах, музыкальных постановках в масштабе класса и др. Хорошая традиция - проведение отчетного выступления в  IV четверти, как итога за учебный год.  Использованная  литература:

1. Астафьев Б. О хоровом искусстве: [сборник] – Л.: Музыка, 1980 – 215 с.

2. Чесноков П. Г. Хор и управление им.: Пособие для хоровых дирижеров. – 3-е изд. – М.: Музыка, 1961. – 238 с.

3. Самарин В. А. Хороведение: Учебное пособие. – М.: Академия, 1998. – 200 с.

4. Локшин Д. Н. Руководство смешанным хором старших школьников: - М., 1960.

5. Детский голос: Экспериментальные исследования / Под редакцией В. Н. Шацкой – М.: Педагогика, 1970. – 231 с.

6. Малинина С. Вокальное воспитание детей. – М.: Музыка,1967. – 87 с.

7.Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. – Л.: Музыка,1986. – 68 с.

8. Петрова Е. О динамике звука певческого голоса. – М.: Музгиз,1963. – 47 с.

9. Теория и практика работы с детским хором среднего школьного возраста в общеобразовательной школе: [учебное пособие] / Владимирский государственный педагогический институт им. П.И. Лебедева-Полянского. – Владимир, 1987. – 71 с.

10.Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. – М.: Музгиз,1987. – 100 с.

11. Зеленский П. Е., Киселевская И. Н., Сергеева П.А. Использование солистов и солирующих партий в работе школьного смешанного хора. – Таганрог, 1988. – 44 с.

Категория: Музыка
21.01.2015 19:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!