СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Художественная литература как средство развития лексического запаса ребёнка-дошкольника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь в XXI веке диктует свои правила: человек должен овладевать компьютерными технологиями, осваивать виртуальные средства коммуникации. Это имеет положительную сторону – удобство. Для связи с людьми, находящимися в другом городе, стране, на другом континенте достаточно просто достать мобильный телефон из кармана и нажать пару кнопок. Но вместе с глобальной виртуализацией мы всё чаще обращаемся к интернет-ресурсам, забывая о самом ценном ресурсе человеческого познания – книге. Большинство дошкольников держат в руках мобильные телефоны чаще, чем бумажное издание. В связи с этим, речь детей постепенно пополняется иностранными словами, услышанными, увиденными или прочитанными ими на просторах интернета. Всё у́же и беднее становится детский лексический запас.

На огромное значение родного языка указывали К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, считая его основой для нравственного и гражданственного воспитания. О важности усвоения словаря детьми говорил А.Н. Леонтьев, выделяя его важным условием умственного развития. Исследованиями проблем пополнения словарного запаса дошкольников занимались В.В. Гербова, Е.А. Аркин, М.М. Кольцова, Н.Х. Швачкин и другие педагоги и психологи.

Обращаю ваше внимание на то, что художественная литература выступает как базой, так и движущей силой для развития лексического запаса человека. Именно литература служит источником знаний, иллюстрирует нам полноту, красочность, глубину и яркость нашего родного языка.

Важность воспитания ребёнка средствами художественной литературы подчёркивали такие авторы, как: Р.И. Жуковская, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, О.И. Соловьёва, М.М. Конина.

Каким образом, вы, наши студенты, как будущие профессионалы в сфере воспитания детей можете благоприятно воздействовать на обогащение детской лексики с помощью художественной литературы?

В.И. Яшина и М.М. Алексеева выделяют следующие методы работы с художественной литературой:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть.

Чтение книг детям можно проводить во второй половине дня. Важен выбор художественного произведения: его соответствие возрасту детей, программному содержанию, воспитательным задачам. Перед прочтением книги воспитатель готовиться: выделяет слова, пока неизвестные детям, подбирает определения. Чтение полезно сопровождать иллюстрациями, знакомством с автором произведения, музыкой.

Чтение стихотворений наизусть во время прогулки положительно влияет на художественно-эстетическое развитие детей. При использовании этого метода важно передать мысли автора произведения, художественность его слов, подтолкнуть ребёнка к размышлениям.

О продолжительности чтения: М.М. Конина считала, что в течение дня не следует читать больше одного раза. Детям 3-4 лет не дольше 10-15 минут, дошкольникам 5-6 лет – 25 минут, ребятам 6-7 лет – 30-35 минут.

2. Рассказывание воспитателя.

Это относительно свободная передача авторского текста. В последние годы этот метод используется всё реже. Но именно он помогает воспитателю совершенствовать и контролировать не только речь детей, но и собственную. Важно помнить не только о развитии детей, но и саморазвитии. Воспитатель является образцом, примером, авторитетом в детских глазах. Поэтому обогащению лексики детей должно предшествовать обогащение собственной речи.

3. Инсценирование.

Данный метод используется как закрепление пройденного художественного произведения, вторичное знакомство с ним. Благодаря инсценированию воспитывается и формируется: интерес детей к художественному произведению, интерес к театрализованным действиям, звуковая выразительность речи, связная речь.

4. Заучивание наизусть.

При использовании этого метода центральное значение имеет индивидуальный подход. Плодотворно сказывается заучивание стихотворения с каждым ребёнком: проявляется его индивидуальность, уникальность детского мышления и восприятия. При отборе материала обращаем внимание на характер ребёнка, его интересы, наличие дефектов звукопроизношения.

Рассмотренные методы способны оказать положительное влияние не только на обогащение детской речи, но и на гармоничное развитие личности в целом. Дорогие студенты, в ваших руках будущее наших детей, нашего народа. От нас с вами зависит полнота и красочность детских высказываний. Хотелось бы видеть детей общительных, любознательных, любящих и знающих наш богатый русский язык.

24.10.2020 11:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!