СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественная школа в современном культурном пространстве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественная школа в современном культурном пространстве Субержанская И.П. МБОУДОД «Детская художественная школа №1»

e-mail:artisticschool-one@yandex.ru

Из определения художественного образования, представленного в официальных документах Министерства культуры Российской Федерации следует, что художественное образование - самостоятельное социокультурное явление. Художественное образование с культурологических позиций рассматривается как социокультурный феномен, понимаемый как единство культуротворческой деятельности человека, развития социума и культурной преемственности. Способность человека к культуротворчеству позволяет не только осваивать, но и создавать культурные ценности. В процессе художественного образования происходит осмысление того, что уже стало достоянием общества, но пока еще неизвестно ребенку. Поэтому важным является формирование тех качеств, знаний и навыков, которые сделали бы человека «своим» в пространстве художественной культуры.

Художественное образование рассматривается как процесс не только образовательный, но и воспитательный. Общеизвестно, что целью художественного образования является не только приобретение специальных знаний, но и становление личности человека, его характера, мироощущения, интеллектуальной и эмоциональной сферы. Именно художественная школа является тем учреждением, предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию, творчеству и воспроизводству художественной культуры. В освоении результатов культурной деятельности человечества, в возможности творить мир, и заключается культуротворческая суть художественного образования. Поэтому художественное образование ориентировано не только на процесс подготовки профессионалов, но и на формирование аудитории, подготовленной к восприятию и освоению продуктов художественно-культурной деятельности.

Функции художественного образования связаны с воспроизводством культурных ценностей. Выполняя эти функции, художественное образование является средством накопления и актуализации образцов художественной культуры общества. Кроме того, в художественном образовании содержится потенциал эстетического воздействия на учащихся, которое тем выше, чем более развит уровень восприятия художественной культуры. Эстетические переживания в восприятии художественной культуры являются важными составляющими процесса воспитания, который неотделим от процесса художественного образования. Умение воспринимать произведения художественной культуры, воспитание ребенка как «человека культуры» является культурологической функцией детской художественной школы. По сути своей художественная школа готовит учащегося к чувственно-эмоциональному и интеллектуальному включению в реальную жизнь своего общества и всего человечества, поскольку именно художественное образование является наиболее сильным фактором формирования картины мира человека.

Сегодня на уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как консолидирующего фактора и важнейшего ресурса духовного преображения России. Культура не только отражается в образе жизни и умонастроении людей, но и сама выражает объективную действительность. Индустриальное общество, меняя сознание людей, меняет и преобладающую в обществе систему культуры, открывая новые ценности и меняя форму культуры. Примером тому является массовая культура.

Как самостоятельное явление массовая культура общества стала развиваться, в первую очередь, в качестве рынка сбыта для бизнеса, специализирующегося в области развлечений. Акцент в ней делается не на создании новых художественных ценностей, а на потреблении созданных. Усвоение культуры осуществляется на уровне развлекательных мероприятий, исключающих активное участие человека (кино, телевидение, массовые и спортивные зрелища). Особенно заметно превращение культуры в объект потребления в сфере искусства, так как оно превращается из способа самовыражения в способ получения дохода, начинает подчиняться экономическим соображениям. Творец озабочен не тем, чтобы донести до зрителя свое видение мира, а соответствовать вкусу покупателя и соответствовать уровню его восприятия.

Общая кризисная ситуация в обществе не могла не вызвать кризис и в художественном образовании, где проявились такие следствия кризисных тенденций, как экономические трудности, несовершенство законодательной базы, нехватка кадров, недостаточное материальное и методическое обеспе-чение учебного процесса и т.д, Кроме того, наблюдается разрушение престижа художественного образования, утрата интереса к получению знаний. Поэтому одной из важнейших проблем последнего десятилетия стала проблема сохранения и развития системы художественного образования. В связи с экономической политикой государства постоянно возникает угроза закрытия школ искусств или передачи их в органы управления образования, что уже происходит в некоторых регионах страны. Кризисная ситуация, возникшая в современной культуре, требует поиска конкретных решений для выхода из кризиса.

Основное направление художественного образования должно быть ориентировано на становление человека в культуре, на раскрытие его глубинных способностей. Благодаря вхождению в среду художественной школы, дети активно включаются в процесс вхождения в культурное пространство, осознают и осваивают свою творческую культурную среду

Творческая среда, создавая предпосылки для определения предрасположенности человека к тем или иным видам деятельности, способствует выявлению и реализации способностей, а также возможности личного роста учащихся. Именно среда художественной школы является одним из инструментов, который способствует раскрытию врожденных творческих способностей детей. Выявление и реализация способностей при помощи художественного образования – это способ познать себя, научиться воспринимать новое и осваивать новые идеи и действия, не бояться перемен и всегда действовать сообразно обстоятельствам. Именно художественное образование больше чем какое-либо другое способствует достижению названных целей.

Понятие художественного образования в настоящее время связана с понятием «образование личности», которое рассматривается как процесс деятельности самого учащегося, развития собственной индивидуальности. По мере роста ребенка образование становится самообразованием, т.е. образованием самого себя. Существование в каждом человеке стремления к творчеству как естественному двигателю культуры, как потребности человека творчески осмысливать действительность - путь к духовному развитию личности. Таким образом, обращение образования к культуре – это стремление перейти от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры», которое позволило выявить взаимосвязь образования, культуры, искусства и личности.

В процессе освоения пространства культуры у ребенка складывается такое мировоззрение, которое можно считать культуротворческим. Культу-ротворческое мировоззрение не является отдельной чертой характера, а представляет собой качество, которое включает в себя комплекс эмоциональных и интеллектуальных свойств. – умение понимать и ценить художественную культуру, иметь собственные ценностные ориентации, умение пользоваться плодами культуры, иметь социальные навыки общения с предметами культуры; участвовать в развитии культурных процессов через собственное творчество; эмоциональное отношение к произведениям искусства и культуры, способность получать наслаждение от общения с художественными произведениями. К этому перечню необходимо добавить возможность через приобретенные знания совершенствовать личностную культуру и применять полученные знания для понимания окружающего мира.

Результат образовательного процесса в детской художественной школе складывается в процессе приобщения ребенка к художественной культуре общества и является важной частью общих требований к содержанию художественного образования. Уровень подготовки выпускника – это достигнутая степень индивидуального развития, сформированности определенных качеств личности и способностей решать разнообразные задачи определенной степени сложности. Следовательно, понятие «выпускник» не сводится к объему усвоенных знаний, умений и навыков, а включает опыт творческой деятельности по решению новых проблем, требующих самостоятельности и заинтересованности. Выпускник детской художественной школы как конечный результат процесса школьного художественного образования и воспитания, направленного на развитие культуротворческого потенциала, является человеком культуры. Формируясь как человек культуры, учащийся школы учится понимать и ценить многообразие художественной культуры как общечеловеческой ценности. Кроме умения воспринимать культурные ценности, выпускник школы также приобретает специальные знания и умения, дающие не только возможность творческой реализации и профессионального определения, но и возможность постоянного самообразования и самовоспитания.

30.09.2018 16:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!