СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Полиэтничность является объективной составляющей структуры российского общества и имеет принципиальное значение для системы образования как одного из главных государственно-общественных институтов, ответственных за функционирование и развитие общества, за подготовку индивида и поколения в надэтнической реальности.
Поликультурность, как один из основных культурных компонентов образования, – способствует усвоению учащимися знаний о других культурах; пониманию общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем; формированию толерантности школьников.
Под поликультурностью в образовании понимается построение образования на принципах культурного плюрализма, признания равноценности и равноправия всех национальных, этнических и социальных групп, недопустимость дискриминации людей по признакам национальной и религиозной принадлежности, понимания разнообразия общества как значимого фактора его развития, обеспечение адаптации человека к меняющимся условиям существования, формирование более многогранной картины мира.
Именно поликультурное образование призвано разрешить на социально-педагогическом уровне между правом человека на социально-культурное самовыражение в этнически поляризованном мире и умением взаимодействовать в поликультурном социуме, приходить к согласию и кооперироваться для достижения общих целей.
Цель поликультурного образования: формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Проблема поликультурного образования становится на современном этапе основным компонентом российского образования. Необходимость построения образовательных стандартов с учетом современных социальных ориентиров определяется полиэтничностью и многокультурностью российского общества.
Организация многокультурного образования предусматривает реализацию следующих принципов:
Поликультурный подход обеспечивает создание воспитывающей поликультурной среды за счет наполнения ее ценностями общечеловеческой национальной и индивидуальной культуры, которая включает обучаемого в активный процесс ее познания и созидания путем диалогового общения, сотрудничества и самореализации сущностных сил и способностей личности в ее культурной идентификации на основе воспитания у учащихся толерантного поведения по отношению к другим культурам.
Особенно актуален вопрос поликультурности образования на современном этапе.
В последние два десятилетие Россия, Республика Дагестан в том числе, переживает один из сложных периодов своего развития. Из-за распада привычной системы идеалов и ценностных ориентиров в обществе новый курс российской образовательной политики, направленный на демократизацию и гуманизацию процесса обучения и воспитания, ускорил пробуждение самосознания народа. В Дагестане и в других регионах, где совместно проживают люди различных национальностей, учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях стал осложняться распадом единого геополитического пространства. Вспыхнувшие во многих регионах (и на Кавказе) межнациональные конфликты стали инициировать обострение национальных чувств, приводящих к возникновению и развитию этноцентрических тенденций в сознании и поведении подрастающего поколения. Это вызывает необходимость кардинальных преобразований в системе современного образования в многонациональных регионах.
В то же время в крупных населённых пунктах, где сложилась и развивается полиэтническая социокультурная среда, в самосознании большей части растущего поколения стало формироваться безразличное отношение к национальным ценностям, культуре самобытной этнической общности. В связи с этим, осуществляя перестройку системы образования, реализуя новые концепции и установки, в числе других необходимо принимать и такие меры, которые способствовали бы как адекватному проявлению этнонационального самосознания в личности, так и гармоничному развитию межкультурных связей каждого учащегося.
В актуализации этнической культуры, росте уровня национального самосознания каждого народа ведущая роль отводится образованию. Образование является транслятором культуры. Именно в культурном пространстве человек погружается в этнонациональную культуру, а через неё приобщается к мировой общечеловеческой культуре.
В связи с усилением процессов всемирной глобализации в сфере культуры наблюдаются две взаимосвязанных, взаимообусловленных тенденции: с одной стороны, из-за взаимопроникновения и интеграции различных культур и складывается единое культурное пространство, с другой стороны - процесс усиления уникальности и самобытности некоторых культур, особенно в закрытых традиционных обществах.
Поэтому современная действительность ставит перед образованием сложную задачу воспитания молодёжи в духе мира и уважения всех народов, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, вероисповеданий, социальных групп, понимать и ценить своеобразие культур других народов без потери своей самобытности Таким образом, проблема подготовки молодёжи к жизни в многонациональной, поликультурной среде, является актуальной и занимает одно из приоритетных мест среди проблем современного образования.
В сложившихся условиях поиск путей развития национальных культур и бесконфликтного их сосуществования представляется для России и, в особенности, для Дагестана важнейшей государственной задачей.
Одним из эффективных средств достижения этой цели является система образования, в рамках которой государство способно целесообразно направлять развитие поликультурных процессов в обществе. Реформирование образования в России предполагается осуществлять с учётом национального многоязычного состава, социальной структуры и религиозных отличий населения РФ.
Одним из важнейших принципов реформы высшей и средней школы признана гуманизация современного образования. Это обусловливается введением в учебные планы общеобразовательной, в том числе начальной, школы дисциплин культурологического цикла (история культуры, культурология, мировая художественная культура, а также предметы по изучению национальной культуры в регионах, в частности "Культура и традиции народов Дагестана" в начальной школе).
В Дагестане широко распространённым явлением стали школы с многонациональным составом учащихся. Обучение и воспитание в этих школах ведётся на русском языке, по программам и учебникам для обычных русских школ. До недавнего времени родной язык в таких школах не изучался даже как учебный предмет. Все эти и другие явления зачастую приводят к игнорированию национального самосознания в личности. Возникла необходимость принять меры, обеспечивающие гармонию развития национального и общечеловеческого в личностных качествах учащихся школ.
В 90-е годы XX в. на новый уровень выходит проблема познания и исследования межнациональных контактов. Вводится в научный оборот определение подходов к воспитанию культуры межнационального общения, идейной основой которых являются ценности гуманизма. В педагогических кругах растёт осознание важности поликультурного образования как механизма идентификации личности.
Национальное - это одна из форм проявления общечеловеческого. В национальных ценностях народов много общего, очень мало взаимоисключающего. Значительный вклад в разработку общих проблем изучения родного языка, принципа народности национальной школы внесли педагоги прошлого: Я.А. Коменский, Г.И. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо, А.Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, СТ. Шацкий,, А.А. Тахо-Годи и др. Они указывали на необходимость развития национальной школы.
Постоянные социальные перемены в обществе заставили иначе взглянуть на национальные и общечеловеческие ценности как на фактор возрождения национальной школы. Перед школой встаёт задача интеграции научной и народной педагогики. Изучение национальных традиций как социального фактора процесса социализации остаётся актуальной проблемой становления и развития личности. Назрела необходимость в возрождении традиционных видов народного творчества, форме их бытования, приобщение молодёжи к различным жанрам народного искусства. От культурного уровня личности во многом зависят темпы дальнейшего развития каждого народа и общества в целом. Обращение к прогрессивному прошлому своего народа позитивно влияет на развитие национального самосознания учащихся. Без учёта и анализа созидательной деятельности предшествующих поколений нет смысла говорить о достижениях культуры, образования и воспитания в настоящем.
К.Д.Ушинский говорил, что народ создаёт сам свою систему воспитания и что наибольшего внимания заслуживают его духовные ценности.
Как указывает в своём исследовании О.В. Аракелян, основой решения задач поликультурного образования и воспитания в многонациональном коллективе является принцип активизации внутренней готовности школьника каждой национальности познать, учесть и тактично отнестись к этническим особенностям человека иной национальности, иной культуры, который требует постоянно отрабатывать нормы социально-этического поведения, основанные на принципе гуманизма и необходимые для совершенствования межкультурной коммуникации, межнациональных отношений и межличностного общения.
Таким образом, поликультурное образование - это интеграция человека в культуру, возможность его самореализации при сохранении взаимосвязи с родным языком, культурой, что в итоге способствует бесконфликтной идентификации личности в многокультурном обществе и его интеграции в поликультурное мировое пространство.
© 2017, Алиева Раисат Садыковна 11630