СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поликультурное образование как условие качественного современного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полиэтничность является объективной составляющей структуры российского общества и имеет принципиальное значение для системы образования как одного из главных государственно-общественных институтов, ответственных за функционирование и развитие общества, за подготовку индивида и поколения в надэтнической реальности.

Поликультурность, как один из основных культурных компонентов образования, – способствует усвоению учащимися знаний о других культурах; пониманию общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем; формированию толерантности школьников.

Под поликультурностью в образовании понимается построение образования на принципах культурного плюрализма, признания равноценности и равноправия всех национальных, этнических и социальных групп, недопустимость дискриминации людей по признакам национальной и религиозной принадлежности, понимания разнообразия общества как значимого фактора его развития, обеспечение адаптации человека к меняющимся условиям существования, формирование более многогранной картины мира.

Именно поликультурное образование призвано разрешить на социально-педагогическом уровне между правом человека на социально-культурное самовыражение в этнически поляризованном мире и умением взаимодействовать в поликультурном социуме, приходить к согласию и кооперироваться для достижения общих целей.

Цель поликультурного образования: формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Проблема поликультурного образования становится на современном этапе основным компонентом российского образования. Необходимость построения образовательных стандартов с учетом современных социальных ориентиров определяется полиэтничностью и многокультурностью российского общества.

Организация многокультурного образования предусматривает реализацию следующих принципов:

  1. Принцип диалектической включенности национальной культуры в систему российской и мировой культуры, выражающий систему общекультурных нравственных ценностей.
  2. Принцип историко-культурной и цивилизованной направленности национального образования, предполагающий необходимость раскрытия исторической обусловленности явлений прошлого и настоящего, изучения фольклора, национального искусства, обычаев и традиций.
  3. Принцип поликультурной идентификации и самоактуализации личности, основанный на включении в содержание образования знаний о человеке и обществе.
  4. Принцип глобальности культурно-образовательного процесса, отвечающий за развитие целостного многокультурного мировоззрения, коммуникативных особенностей личности в современном мире, включающих преодоление языковых, расовых, религиозных, национальных барьеров.
  5. Принцип толерантности и интерообразовательной перспективы.

Поликультурный подход обеспечивает создание воспитывающей поликультурной среды за счет наполнения ее ценностями общечеловеческой национальной и индивидуальной культуры, которая включает обучаемого в активный процесс ее познания и созидания путем диалогового общения, сотрудничества и самореализации сущностных сил и способностей личности в ее культурной идентификации на основе воспитания у учащихся толерантного поведения по отношению к другим культурам.

Особенно актуален вопрос поликультурности образования на современном этапе.

В последние два десятилетие Россия, Республика Дагестан в том числе, переживает один из сложных периодов своего развития. Из-за распада привычной системы идеалов и ценностных ориентиров в обществе новый курс российской образовательной политики, направленный на демократизацию и гуманизацию процесса обучения и воспитания, ускорил пробуждение самосознания народа. В Дагестане и в других регионах, где совместно проживают люди различных национальностей, учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях стал осложняться распадом единого геополитического пространства. Вспыхнувшие во многих регионах (и на Кавказе) межнациональные конфликты стали инициировать обострение национальных чувств, приводящих к возникновению и развитию этноцентрических тенденций в сознании и поведении подрастающего поколения. Это вызывает необходимость кардинальных преобразований в системе современного образования в многонациональных регионах.

В то же время в крупных населённых пунктах, где сложилась и развивается полиэтническая социокультурная среда, в самосознании большей части растущего поколения стало формироваться безразличное отношение к национальным ценностям, культуре самобытной этнической общности. В связи с этим, осуществляя перестройку системы образования, реализуя новые концепции и установки, в числе других необходимо принимать и такие меры, которые способствовали бы как адекватному проявлению этнонационального самосознания в личности, так и гармоничному развитию межкультурных связей каждого учащегося.

В актуализации этнической культуры, росте уровня национального самосознания каждого народа ведущая роль отводится образованию. Образование является транслятором культуры. Именно в культурном пространстве человек погружается в этнонациональную культуру, а через неё приобщается к мировой общечеловеческой культуре.

В связи с усилением процессов всемирной глобализации в сфере культуры наблюдаются две взаимосвязанных, взаимообусловленных тенденции: с одной стороны, из-за взаимопроникновения и интеграции различных культур и складывается единое культурное пространство, с другой стороны - процесс усиления уникальности и самобытности некоторых культур, особенно в закрытых традиционных обществах.

Поэтому современная действительность ставит перед образованием сложную задачу воспитания молодёжи в духе мира и уважения всех народов, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, вероисповеданий, социальных групп, понимать и ценить своеобразие культур других народов без потери своей самобытности Таким образом, проблема подготовки молодёжи к жизни в многонациональной, поликультурной среде, является актуальной и занимает одно из приоритетных мест среди проблем современного образования.

В сложившихся условиях поиск путей развития национальных культур и бесконфликтного их сосуществования представляется для России и, в особенности, для Дагестана важнейшей государственной задачей.

Одним из эффективных средств достижения этой цели является система образования, в рамках которой государство способно целесообразно направлять развитие поликультурных процессов в обществе. Реформирование образования в России предполагается осуществлять с учётом национального многоязычного состава, социальной структуры и религиозных отличий населения РФ.

Одним из важнейших принципов реформы высшей и средней школы признана гуманизация современного образования. Это обусловливается введением в учебные планы общеобразовательной, в том числе начальной, школы дисциплин культурологического цикла (история культуры, культурология, мировая художественная культура, а также предметы по изучению национальной культуры в регионах, в частности "Культура и традиции народов Дагестана" в начальной школе).

В Дагестане широко распространённым явлением стали школы с многонациональным составом учащихся. Обучение и воспитание в этих школах ведётся на русском языке, по программам и учебникам для обычных русских школ. До недавнего времени родной язык в таких школах не изучался даже как учебный предмет. Все эти и другие явления зачастую приводят к игнорированию национального самосознания в личности. Возникла необходимость принять меры, обеспечивающие гармонию развития национального и общечеловеческого в личностных качествах учащихся школ.

В 90-е годы XX в. на новый уровень выходит проблема познания и исследования межнациональных контактов. Вводится в научный оборот определение подходов к воспитанию культуры межнационального общения, идейной основой которых являются ценности гуманизма. В педагогических кругах растёт осознание важности поликультурного образования как механизма идентификации личности.

Национальное - это одна из форм проявления общечеловеческого. В национальных ценностях народов много общего, очень мало взаимоисключающего. Значительный вклад в разработку общих проблем изучения родного языка, принципа народности национальной школы внесли педагоги прошлого: Я.А. Коменский, Г.И. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо, А.Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, СТ. Шацкий,, А.А. Тахо-Годи и др. Они указывали на необходимость развития национальной школы.

Постоянные социальные перемены в обществе заставили иначе взглянуть на национальные и общечеловеческие ценности как на фактор возрождения национальной школы. Перед школой встаёт задача интеграции научной и народной педагогики. Изучение национальных традиций как социального фактора процесса социализации остаётся актуальной проблемой становления и развития личности. Назрела необходимость в возрождении традиционных видов народного творчества, форме их бытования, приобщение молодёжи к различным жанрам народного искусства. От культурного уровня личности во многом зависят темпы дальнейшего развития каждого народа и общества в целом. Обращение к прогрессивному прошлому своего народа позитивно влияет на развитие национального самосознания учащихся. Без учёта и анализа созидательной деятельности предшествующих поколений нет смысла говорить о достижениях культуры, образования и воспитания в настоящем.

К.Д.Ушинский говорил, что народ создаёт сам свою систему воспитания и что наибольшего внимания заслуживают его духовные ценности.

Как указывает в своём исследовании О.В. Аракелян, основой решения задач поликультурного образования и воспитания в многонациональном коллективе является принцип активизации внутренней готовности школьника каждой национальности познать, учесть и тактично отнестись к этническим особенностям человека иной национальности, иной культуры, который требует постоянно отрабатывать нормы социально-этического поведения, основанные на принципе гуманизма и необходимые для совершенствования межкультурной коммуникации, межнациональных отношений и межличностного общения.

Таким образом, поликультурное образование - это интеграция человека в культуру, возможность его самореализации при сохранении взаимосвязи с родным языком, культурой, что в итоге способствует бесконфликтной идентификации личности в многокультурном обществе и его интеграции в поликультурное мировое пространство.

Категория: Всем учителям
27.03.2017 18:07


Рекомендуем курсы ПК и ПП