СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Художественная открытка – модный во второй половине XIX века культурный проект: посылать открытые письма с иллюстрацией выглядело свежо и стильно. В то же время общество и государство сразу усмотрели в ней просветительские, информационные и пропагандистские возможности. Известны точные даты начала таких почтовых отправлений – в 1869 году в Австрии, а затем и в других странах Старого Нового света. Россия присоединилась к «тренду» в 1872 году.
К делу подключились известные художники. В частности, среди создателей первой русской открытки был Николай Николаевич Каразин. Живописец-баталист, писатель и иллюстратор, он по-настоящему сильно проникся идеей.
1898г
Что более всего вдохновляло мастера? В первую очередь — тема русского села. Причём явное предпочтение было отдано зимним пейзажам. В его работах частенько встречается тема лихой конной тройки или крестьянской лошадки, запряженной в повозку/сани. Вот один из ярких моментов, схваченных мастером: лихой бег коня, погоняемого возницей, на фоне паровоза. Забавно: живописец постарался представить дело так, будто конь легко обгоняет «стального монстра».
Частые «гостьи» полотен Каразина - селянки в нарядных сарафанах, участницы деревенских праздников. Однако, вместе с весёлыми свадебными гуляниями изображались и чинные, благообразные религиозные торжества. Особое место в творчестве Каразина заняла мистика рождественских праздников. Такие композиции хранят особый акцент на отечественной традиции старинных, дохристианских обрядовых элементов. Акварели, созданные для таких карточек, несут в себе отчётливое желание творца познакомить своего зрителя с жизненным укладом простого русского люда, продемонстрировать уважение к его тяжёлому труду. Среди необъятных полей кипит и спорится работа: пашут, сеют, обмолачивают зерно, собирают и везут с поля урожай, ловят рыбу, охотятся, накрывают щедрый стол для гостей. Городские мотивы представлены куда скуднее: Петербург и Москва в исполнении Каразина выглядят не столь живыми и привлекательными.
1898
«Отдельной строкой» в творчестве Каразина проходит тема русского Севера, а также Сибири и Средней Азии. Вот трогательное изображение сломанной повозки и путников у дороги в бескрайней степи — «Катастрофа в пути». Тема дальней, полной трудов и опасностей дороги живо перекликается со старинными народными песнями о странниках, ямщиках, морозах.
1899, «Катастрофа в пути»
Сегодня такие зарисовки имеют вполне определённую историческую ценность. В наше время в этом и заключается самая важная роль старых видовых, поздравительных и прочих открыток, бережно хранящихся в коллекциях филокартистов: живопись, смыкаясь с Историей, хранит память об ушедших поколениях соотечественников.
1898
В наш суетный век электронных сообщений мы всё реже заходим на почту, чтобы выйти из неё с красивой открыткой в руках. Жанр «оцифровался» и «переселился» на просторы социальных сетей. Открытка — по-прежнему отличный способ поздравить родных и знакомых. Но яркое фото, китч, сверкающий блестками «гламур» вытеснили с их лицевой стороны нежную акварель. А жаль. Возможно, когда-нибудь в интернете появится новый жанр – художественного поздравления. Как знать.
«Хивинский поход 1873 г. Через мёртвые пески к Колодцам Адам-Крылган», 1888
© 2020, Лященко Людмила Егоровна 490