СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Киселева А.Г.: «Общие и частные задачи урока физической культуры. Оздоровительная направленность урока физической культуры. Комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый урок является одним из элементов учебно-воспительного процесса и обладает всеми, свойственными этому сложному явлению признаками. Содержание определяется задачами, которые четко отражают предмет и направленность занятий, характер деятельности преподавателя и занимающихся, а также проектируемые (ожидаемые) сдвиги в состоянии организма, в знаниях, умениях и навыках, качествах и поведении занимающихся.

Уроки физической культуры имеют образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Образовательные задачи заключаются в обучении детей выполнению физических упражнений, предусмотренных программой, в совершенствовании изученных упражнений, а также в развитии умений и навыков применять изученные упражнения в изменяющейся обстановке. Последовательное выполнение образовательных задач приводит к систематическому, прочному и полному изучению всего учебного материала программы. Для разрешения одних образовательных задач необходимо относительно длительное время (ряд последовательных уроков), а для решения других – достаточно лишь одного урока.

Образовательные задачи могут быть общими, поставленными на урок, и частными, решаемыми в конкретном уроке.

Частные задачи определяют, что должно быть получено в процессе работы в данной ситуации это задачи по обучению и со­вершенствованию осваиваемого двигательного действия, а также не­большие по своему содержанию дополнительные задачи, решаемые парал­лельно с прохождением основного материала урока. Решение тех или иных частных задач предусматривается во всех трех частях урока.

Примеры частных задач. Подготовительная часть урока: а) сообщить задачи урока; б) разучить отдельные строевые приемы; в) содействовать формированию правильной осанки и т.п. Основная часть урока: а) со­здать у занимающихся представление об изучаемом двигательном дей­ствии; б) разучить отдельные элементы двигательного действия (напри­мер, разбег и отталкивание от мостика при опорном прыжке); в) до­биться мягкого и устойчивого приземления при опорных прыжках; г) оз­накомить с основными правилами подвижной (спортивной) игры и т.п.

Примеры общих задач. Формирование жизненно необходимых и спортивных двигательных навыков; развитие физических и морально-волевых качеств занимающихся. На каждом уроке эти задачи решаются параллельно. Овладевая техникой упражнений или изучая какой-либо способ преодоления препятствий, занимающиеся одновременно с этим развивают свои физические качества.

Выполнение образовательных задач обычно сочетается с решением воспитательных и оздоровительных задач. На уроках физической культуры воспитывается внимание, дисциплинированность, воля, аккуратность, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, целеустремленность, самостоятельность и настойчивость в преодолении трудностей.

Оздоровительные задачи, как и воспитательные, должны решаться на каждом уроке. Правильное построение и проведение уроков физической культуры, занятия в соответствующих костюмах, необходимое санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, проведение уроков на открытом воздухе – все это создает благоприятные условия для решения оздоровительных задач.

И если совсем недавно главной задачей были фи­зическое развитие и совершенствование учащихся, то теперь на первый план выдвинута забота о поддержа­нии здоровья, сохранении того, что есть. Поэтому урок физической культуры в массовой школе должен нести оздоровительную направленность за счёт оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных методик и систем оздоровления, которое во многом поможет предуп­редить то или иное заболевание, скорректировать функциональное состояние организма школьников, повысить устойчивость организма к воздействию не­благоприятных факторов внешней среды.

Цель урока с оздоровительной направленностью – достижение здоровья естественным путем с учетом интересов, желания учащихся, с помощью как традиционных, так и нетрадиционных средств и методов, используемых в соответствии с предлагаемой программой на уроках физической культуры и в самостоятельной работе школьника.

Основными упражнениями, которые должны включаться в уроки оздоровительной направленности являются: аэробные упражнения, упражнения направленные на тренировку гибкости, силовые упражнения.

Чтобы добиться именно оздоровительного эффекта, необходимо соблюдать несколько правил:

  1. Двигательные нагрузки на занятиях должны быть строго дозированы;
  2. Нагрузка должна иметь циклический характер;
  3. Между циклами обязательно должны быть паузы со снижением нагрузки;
  4. Необходимо использовать природные закаливающие и оздоравливающие факторы;
  5. Оздоровительная физкультура обязательно должна включать в себя дыхательные упражнения и упражнения на координацию.

Таким образом, учитель на каждом уроке решает множество задач, и только комплексное их решение может положительно воздействовать на обучающихся.

17.12.2020 08:42


Рекомендуем курсы ПК и ПП