СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация форм и методов тьюторского сопровождения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В технологии тьюторского сопровождения, как в любой другой технологии, присутствуют свои формы и методы работы.

Формы тьюторского сопровождения можно разделить на индивидуальные и групповые. К индивидуальным можно отнести индивидуальную тьюторскую консультацию или беседу, к групповым – групповую тьюторскую беседу, тренинг, образовательное событие.

Некоторые формы могут быть как индивидуальными, так и групповыми, например, тьюториал (учебный тьюторский семинар).

Ниже представлено краткое описание некоторых основных форм и методов тьюторского сопровождения, применяемых сегодня в практике тьюторской деятельности по отношению к обучающимся и студентам.

Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) является индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого школьника. Основным методом тьюторского сопровождения в этой форме являются собственные вопросы тьютора, задаваемые им во время индивидуальной или групповой тьюторской консультации. Опираясь на вопросы, специально подобранные для встречи с каждым конкретным школьником или студентом, тьютор и тьюторант совместно составляют рабочий план по реализации определенного шага индивидуальной образовательной программы.

Групповая тьюторская консультация (беседа). На этих занятиях, как и на индивидуальных тьюторских консультациях (беседах), тьютором или педагогом, осуществляющим тьюторскую деятельность, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ студентов и школьников с похожими познавательными интересами. В рамках таких групповых занятий (также как и на индивидуальных тьюторских консультациях) тьютор одновременно осуществляет несколько видов работ: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную.

Мотивационная работа тьютора заключается в определении уровня мотивации школьников и студентов на развитие своего познавательного интереса; в соотнесении различных ожиданий тьюторантов, их приоритетов и целей в построении своих индивидуальных образовательных программ.

Коммуникативная работа тьютора направлена на обеспечение обратной связи в группе и ее результативности; умения вести диалог, так как для эффективного проведения тьюториала важны как совместная работа школьников и тьютора, так и взаимодействие тьюторантов между собой.

Рефлексивная деятельность тьютора направлена на обеспечение понимания в группе, своевременную организацию конструктивной критики и поиск коллективного решения. Рефлексия – это мыслительный процесс, направленный на анализ и понимание самого себя и собственных действий. Как правило, рефлексия – это процесс индивидуальный, но возможна и групповая рефлексия. Как раз на таких занятиях рефлексия носит групповой характер и проводится по ходу его проведения. Важно, чтобы рефлексия проводилась на каждом занятии, и в нее уже на первых порах включались все члены группы[1].

Н. Пилипчевская в своей работе: «Тьюторская деятельность: теория и практика» выделяет несколько типов тьюторских консультаций, которые применимы при работе с обучающимися и студентами:

стартовая – проводится в начале года; на ней обучающиеся или студенты совместно с тьютором намечают ближайшие цели и задачи, формулируют свои ожидания, планируют работу индивидуально или своей тьюторской группой;

аналитическая – анализируется определенный этап реализации индивидуальной образовательной программы; выявляются «плюсы» и «минусы» произошедшего события; трудности и неожиданности, с которыми пришлось столкнуться тьюторантам, высказываются пожелания и предложения на будущее;

рабочая – подводятся промежуточные итоги текущей работы, определяются трудности в реализации индивидуальной образовательной программы, их причины и способы преодоления;

итоговая – фиксируются продвижения каждого школьника или студента относительно целей и задач, поставленных первоначально на определенном этапе реализации индивидуальной образовательной программы;

тематическая – обсуждаются актуальные проблемы на основе запросов и потребностей школьников или студентов[2].

Следующей формой организации тьюторского сопровождения может быть тьюториал (учебный тьюторский семинар). Тьюториал предполагает активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей обучающихся и студентов. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленное на приобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в построении индивидуальных образовательных программ.

При организации тьюториала необходимо учитывать следующие особенности: тема, цели и форма занятия должны быть четко определены и доведены до сведения школьников и студентов заранее, для того чтобы они могли самостоятельно организовать свою подготовку. Если тьюториал проводится в форме ролевой или деловой игры, представляется целесообразным обсудить и распределить роли с членами группы, чтобы по возможности предоставить каждому ту роль или ту часть работы, которая ему не только наиболее интересна, но и соответствует его индивидуальным интеллектуальным и психологическим особенностям.

Тьюториалы могут быть индивидуальными и групповыми. Под индивидуальным тьюториалом Т. М. Ковалева понимает специально организованную встречу тьютора и тьюторанта, целью которой является продвижение по трем направлениям тьюторского сопровождения студентов. Ключевые функции индивидуального тьюториала:

- выявление, фиксация, проектирование и анализ образовательных целей и интересов тьюторанта;

- выявление ресурсов и построение ресурсной карты под выявленные образовательные запросы;

- сопровождение построения и реализации ИОП (индивидуальной образовательной программы);

- организация рефлексии образовательных проб, событий, движения по ИОП;

- подбор адекватного способа преодоления трудностей в деятельности;

- поэтапное корректирование ИОП и образовательных стратегий.

Цели группового тьюториала принципиально отличаются от индивидуального в следующих моментах:

- выход на индивидуальную позицию за счет группового ресурса, а значит, и удерживание индивидуального образовательного продвижения на фоне общей групповой работы;

- вероятностный характер (в отличие от тренинга, где идет работа на конкретный навык);

- обнаружение внутригрупповых ресурсов в лице участников тьюториала;

- возникновение проектных и исследовательских мини-групп;

- создание общего содержательного поля[3].

Тренинг. В последнее время тренинги все активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же в ходе тренинговой работы.

В основе тренинга, как правило, лежит групповое взаимодействие, направленное на развитие каждого отдельного участника тренинга[4].

В технологии тьюторства активно используются методы картирования – составление карт. Это могут быть карты познавательных интересов, карты целей, ресурсная карта. Картирование дает возможность увидеть, зафиксировать цели и задачи, определить их взаимосвязи, отчетливо понять, что мешает и что помогает в движении к поставленной цели. Работа по составлению карт может строиться следующим образом: в качестве помощи обучающимся и студентам предлагают последовательно зафиксировать на карте, что они хотят:

- узнать;

- понять;

- увидеть;

- попробовать;

- или просто перечислить интересы, свободно расположив их на листе.

Далее мы можем возвращаться к этому листу при расстановке приоритетов, выборе образовательной траектории. Работа с картой интересов плавно перетекает в работу с картой целей. Схема работы с картой целей может быть такой:

- зафиксировать на листе бумаги себя (образ) и свои цели (образ). Соблюдая масштаб, фиксируя величину и временную отдаленность.

- проложить «дороги» там, где способ достижения ясен и принят тьюторантом. Разрывы остаются там, где не ясен «путь» или существует много вариантов.

- расставить метки, обозначить шаги, точки сверки по результату на пути к цели.

- описать «ландшафт» вокруг. Фиксируя то, что потребуется, обозначив дефицит ресурсов, необходимых для продвижения, других участников, возможные риски и преграды.

- проверить карту на предмет целостности: отражение всех областей жизни, но их место должно быть зафиксировано на карте.

- проложить маршрут на определенное время. Выписать в любой форме на отдельный лист шаг развития, зафиксировать решения или план действия.

Начиная работу с созданной картой, фиксируются успехи и точки роста. Рефлексия проводится по результату и способу движения, что было трудно, что далось легко, эффективность использования ресурсов и пр. При планировании тьюторского действия важно соблюдать цикличность:

- работа с ИОП – каждый тьюториал;

- карта целей – 1 раз в 2 недели до момента появления навыка эффективного планирования;

- индивидуальный тьюториал – 1 раз в неделю, 60 минут;

- групповой тьюториал – 1 раз в 2 месяца;

- события – 1 раз в месяц;

- супервизия тьютора – на каждые 5 часов работы с тьюторантом 1 час супервизии;

- лист «ИА» – каждое мероприятие тьюторанта[5].

Образовательное событие. В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.

Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нем принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).

К методам тьюторского сопровождения можно отнести:

- методы практикоориентированной деятельности;

- методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса);

- проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио, метод service-learning);

- психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование);

- методы активного обучения;

- методы анализа и самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей);

- методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).

Выбор конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей тьюторанта, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.

[1] Ковалева Т. М. и др. Профессия «тьютор». – М. : МПГУ, 2012. – С. 92.

[2] Ковалева Т. М. и др. Профессия «тьютор». – М. : МПГУ, 2012. – С. 94

[3] Ковалева Т. М. и др. Профессия «тьютор». – М. : МПГУ, 2012. – С. 134-136.

[4] Ковалева Т. М. и др. Профессия «тьютор». – М. : МПГУ, 2012. – С. 96-97.

[5] Ковалева Т. М. и др. Профессия «тьютор». – М. : МПГУ, 2012. – С. 136-138.

23.10.2019 22:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!