СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Классификация методов исследования
Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений.
Исследовательские методы группируют по различным признакам:
- по назначению различают в одном случае методы сбора фактического материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования. В другом случае выделяют методы диагностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистической обработки материала и др.
- по уровню проникновения в сущность выделяют группу методов эмпирического исследования, основанного на опыте, практике, эксперименте и теоретического исследования, связанного с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей и др. [1].
Общие методы научного познания делятся на три большие группы [2]:
1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.)
Б. Г. Ананьев выделяет четыре группы методов [1]:
I – организационные, включающие следующие методы: сравнительный (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.), лонгитюдный (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени), комплексный ( в исследовании участвуют представители разных наук; при этом один объект изучают разными средствами).
II – эмпирические методы, включающие наблюдение, самонаблюдение; экспериментальные, психодиагностические (тесты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.
III – методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
IV – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.
С. Л. Рубинштейн делит методы на основные: наблюдение (внешнее, внутреннее); эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий) и вспомогательные (беседа, анкета, анализ продуктов деятельности). Мокий М. С. делит методы на две большие группы [3]:
I – Методы эмпирического психолого-педагогического исследования (основанные на опыте, практике, эксперименте т.е. практический поиск): наблюдение, опрос, тестирование, изучение продуктов деятельности, оценивание, эксперимент.
II – Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод моделирования.
-80%
© 2022, Тарасов Сергей Петрович 155