СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация нарушений слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для правильной организации обучения и воспитания детей с различными выраженными отклонениями слуха необходима точная классификация нарушений слуха, в частности для определения типа учреждения, в котором должен обучаться такой ребенок.

Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухие - рано оглохшие, позднооглохшие; слабослышащие (тугоухие) – имеют 4 степени тугоухости; позднооглохшие.

Основой данной классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи (Р. М. Боскис).

Глухие (не слышащие). У таких детей степень потери слуха лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Стоит отметить, что если не обучать речи специальными средствами, то они становятся немыми - глухонемыми. Но все-таки у большинства таких детей остается остаточный слух. Среди них выделяют:

  1. рано оглохших. В эту группу входят дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки;

  2. позднооглохших. Это дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована. Главной задачей в работе с ними является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ.

Слабослышащие (тугоухие) - дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащие, по сравнению с глухими людьми, имеют больший потенциал в плане реабилитации. Слабослышащих делят на 4 степени тугоухости:

1-я степень - снижение слуха в пределах 25-40 дБ (человек, с такой потерей слуха с трудом распознает тихую речь и беседы, но справляется в тихой обстановке);

2 степень - 40-55 дБ (трудности в понимании беседы, особенно когда присутствует шум на заднем плане. Повышенная громкость необходима для ТВ и радио);

3 степень -55-70 дБ (значительно задета чистота речи. Речь должна быть громкой, возможны трудности при групповой беседе);

4 степень -70-90дБ (значительная потеря слуха - не слышит нормальную разговорную речь. Трудности при распознавании даже громкой речи, способен понимать крик и преувеличенно четкую и громкую речь).

0 - 25 дБ считается, что потери слуха нет. У человека нет трудностей в распознавании речи.

Позднооглохшие - это дети с постлингвальной глухотой. Например, дети, потерявшие слух уже после того, как овладели речью (от 2-3 лет), а также все взрослые, потерявшие слух в позднем возрасте (от 16 лет и более). При чем потеря слуха бывает разная от тотальной (глухота) до близкой к той, что наблюдается у слабослышащих. Однако, кроме указанных выше степеней тугоухости, бывает такое снижение слуха, которое хотя и затрудняет овладение грамотой, но не требует перевода ученика в специальную школу. Но при обучении в массовой школе педагог должен брать во внимание особенности таких детей и осуществлять правильный к ним подход. При этом необходимо учесть, что у глухих и слабослышащих детей помимо нарушений слуха могут встречаться следующие виды нарушений:

- нарушения деятельности вестибулярного аппарата;

- разные варианты нарушения зрения;

- минимальная мозговая дисфункция, приводящая к первичной задержке психического развития;

- обширное поражение мозга, вызывающее олигофрению;

- нарушения мозговых систем, ведущих к детскому церебральному параличу или другим изменениям в регуляции двигательной сферы;

- локальные нарушения слухоречевой системы мозга (корковых и подкорковых образований);

- заболевания центральной нервной системы и всего организма, ведущие к психическим заболеваниям (шизофрении, маниакально-депрессивному психозу и др.);

- тяжелые заболевания внутренних органов - сердца, легких, почек, пищеварительной системы и др., ведущие к общему ослаблению организма;

- возможность глубокой социально-педагогической запущенности.

1.3 Особенности развития и деятельности детей с нарушениями слуха

Рассмотрим общие и специфические закономерности психического развития детей с нарушениями слуха, которые проявляются в процессе становления конкретных познавательных процессов.

Внимание - процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. У детей с нарушенным слухом основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Например, когда ребенок получает информацию при помощи считывания с губ, ему необходима полная сосредоточенность на лице собеседника. Через некоторое время это приводит к утомлению и потере устойчивости внимания. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению количества ошибок.

Ощущение и восприятие. Ощущение - построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. Восприятие - целостное отражение объективной реальности в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств человека. Включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. Восприятие связано с мышлением, памятью, вниманием и включено в процессы практической деятельности и общения.

Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия. Человек с нарушениями слуха может воспринимать речь говорящего при помощи именно зрительного восприятия. Например, дактильная речь требует от неслышащих людей тонкое и дифференцированное восприятие мимики и жестов, изменения положений пальцев руки; движений губ, лица и головы. Следовательно, необходимо раннее развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха в единстве с обучением речи. Интересно, что рисунки глухих детей содержат больше частностей и деталей, чем рисунки слышащих сверстников.

Кинестетические (двигательные) ощущения и восприятия.

Статические ощущения и восприятия – ощущение положения своего тела в пространстве, сохранение равновесия. Данные ощущения формируются с опорой на зрительный и слуховой анализаторы. У людей с нарушениями слуха страдает функция удерживания равновесия, наблюдается неуверенность, качание из стороны в сторону, расстройство походки и т.д.

Кинестетические ощущения и восприятия. У неслышащих детей наблюдается нарушение координации движений, точности, трудность удержания заданного ритма движений, ловкости движений, замедленность реакций, движения неуверенные и неловкие.

Кожная чувствительность детей с нарушениями слуха. Кожные ощущения возникают при непосредственном контакте предмета с кожей - вибрационные ощущения, которые служат для познания свойств предметов, заменяя слух. При этом данные ощущения позволяют еще и ориентироваться в пространстве, давая возможность судить о явлениях, удаленных от человека. С помощью вибрации неслышащий человек воспринимает музыкальные звуки и может различать мелодии и даже полностью воспринимать сложные мелодии. Развитие вибрационной чувствительности имеет большое значение для овладения устной речью, ее восприятием и произношением. Некоторые из вибраций, возникающих при произнесении слов, улавливаются глухим ребенком при прикладывании ладони к шее говорящего, при поднесении ладони ко рту, при использовании специальных технических средств, при этом неслышащие дети лучше воспринимают такие компоненты речи, как темп и ритм, ударения.

Осязание. С помощью осязания осуществляется познавательный процесс, в котором принимают участие кожные и двигательные ощущения. У детей с нарушениями слуха отмечается значительное отставание, особенно в развитии сложных видов осязания.

Речь - одна из важнейших психических функций, напрямую зависящая от слуха. Вокруг нас всегда много разнообразных звуков: природных, речевых, музыкальных. У ребенка, лишенного слуха, крайне затруднено познание окружающей действительности, явлений природы и общественной жизни.

Дактильная речь - ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между собой и со всеми, знакомыми с дактиологией. Дактильные знаки заменяют буквы, по очертанию напоминают буквы печатного и рукописного шрифтов (напр.: о, м, п, ш). Минус - ее небольшая скорость по сравнению с устной речью, и трудность в восприимчивости.

Чтение с губ - это сложный процесс зрительного восприятия устной речи по видимым движениям речевых органовОно включает в себя 3 компонента: зрительный - это зрительное восприятие звуков речи; речедвигательный - это отраженное сопряженное проговаривание вслед за говорящим человеком, что позволяет правильно понимать воспринимаемый материал; мыслительный - осмысление воспринимаемого материала за счет включения механизмов коррекции и прогнозирования и за счет учета ситуации и контекста разговора.

Коррекция – исправление воспринятого материала за счет понимания последующего. Прогнозирование – когда предыдущая информация позволяет предугадывать появление последующей.

Жестовая речь - самостоятельный язык, созданный самими глухими для общения между собой. Глухие выражают свои мысли определёнными грамматическими конструкциями жестов. Среди глухих существует еще один вид коммуникации - так называемая "калькирующая жестовая речь" (КЖР). Она внешне совпадает с жестовой речью, принадлежащей жестовому языку. КЖР тоже имеет жесты, но к жестовому языку не имеет прямого отношения.

Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Виды памяти: образная память, словесная память.

Мышление — это познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности, имеющийтри основные стадии развития детского мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление обязательно включает в себя внешнее действие с предметом, при этом ребенок использует различные предметы в качестве средств для достижения цели.

Наглядно-образное мышление - усваивая обозначения предметов, их признаков, отношений, ребенок приобретает способность осуществлять мысленные действия с образами этих предметов.

Полноценное наглядно-образное мышление служит фундаментом для формирования словесно-логического мышления, которое завершается к семнадцати годам и даже позднее (Т. В. Розанова).

Особенности деятельности детей с нарушением слуха. У детей с нарушениями слуха переход от неспецифических манипуляций к специфическим, к собственно предметным действиям совершается медленнее, чем у слышащих. Дети выполняют только некоторые действия, чаще всего с хорошо знакомыми предметами. В играх глухих детей отражаются жизнь взрослых, их деятельность и взаимоотношения в ней. По мере овладения игровой деятельностью их действия становятся более развернутыми, детализованными, полными. Таким образом, в основе психического развития детей с нарушенным слухом лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы. Выделенные особенности психического развития детей оказывают негативное влияние на усвоение ими знаний и навыков в различных сферах жизни.

27.09.2021 06:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!