СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классное руководство. Приказ учителю: Объять необъятное!, или «И швец, и жнец, и на дуде игрец»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начала я размышлять о работе классного руководителя в своей статье «С него можно спросить за все и его можно за все наказать. Кто такой классный руководитель в российской школе». Хочу продолжить свои размышления на эту животрепещущую для нас, учителей, тему.

В.А. Сухомлинский: «Нет в мире… более тяжелой, более изнурительной работы, чем работа педагога». (Слова, написанные великим педагогом перед смертью.)

Каждый учитель-практик знает, что вместе с нагрузкой по предмету (при чем здесь он волен брать предлагаемые часы или не брать) ему поручают классное руководство. Чаще всего у него нет возможности отказаться. В последнее время выходит множество статей, заметок, публикаций о школе и ее проблемах. Но почему-то не поднимается одна из важнейших — проблема классного руководства. А в чем собственно проблема? В следующем: две работы «повешены» на одного человека за одну зарплату, да и не самую высокую. А ответственность классный руководитель несет за все: от жизни и здоровья детей до покраски плинтусов в учебном кабинете. Да, ремонт школьных классов чаще всего проводится за счет родителей. Но во время ремонта классный руководитель присутствует, за всем следит, многое делает сам, не считаясь с потерями личного времени. Что касается меня, то каких только ремонтно-покрасочных работ я не выполняла! Могу, практически, все!

Кто же такой классный руководитель?

Цитирую: «Классный руководитель — это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности».

Ничего себе определение! И сразу в голове возникает вопрос: «Но как же так?!» Во-первых, в государственных педагогических университетах совершенно не учат быть классным руководителем, не считая двухмесячной практики в школе. Очень хорошо учат теоретическим наукам вообще. Но даже и разговору нет о многих вещах. Например:

  • что значит быть классным руководителем, каковы его должностные обязанности;
  • как готовить и проводить родительское собрание особенно тематическое;
  • как организовывать различные классные и внеклассные мероприятия;
  • что такое классный час;
  • как оформлять учебный кабинет;
  • как заполнить школьную документацию:
  • как общаться с проблемными детьми;
  • как строить бесконфликтные отношения с родителями учащихся и как гасить конфликты, если уж они возникли.

До всего этого и многого другого лично мне пришлось доходить своим умом, уже работая в школе, преодолевая многочисленные сложности. Кстати сказать, никто в университете не объяснил, что классное руководство — это обязательное (попробуйте отказаться в реальной жизни!) дополнение к вашей нагрузке как учителя-предметника. Может быть, студентам педуниверситетов специально не рассказывают о работе классного руководителя и его должностных обязанностях? Иначе, узнав все это заранее и уточнив, как оценивается труд классного руководителя, из молодых специалистов вообще никто не захочет идти работать в школу.

Второе «но». Учителя-предметники в российской школе из-за низкой зарплаты вынуждены вести по 1,5-2 ставки и даже больше. А еще подготовка к урокам, проверка тетрадей. А семья и личные дела? Получается, что классное руководство — это так, между делом. Так что же обязан делать классный руководитель «между делом»?

Расчеты времени даны по минимуму из личного опыта работы классным руководителем.

Далее научная методичка сообщает мне, что основной принцип работы классного руководителя — это принцип личностного подхода. «О личности надо знать как можно больше, для этого ее нужно изучать, исследовать. Это значит, работать много и кропотливо». К сожалению, ну, очень научная методичка, не учит, как мне «работать много и кропотливо» по изучению каждого учащегося между делом, ведя при этом почти две ставки по своему предмету и имея семью и двоих детей.

Видит око, да ум не поймет! Когда же и каким образом я, как классный руководитель, должна со всем этим справиться?!

Кроме того, классный руководитель проводит с классом 15 мин. в столовой, наблюдая за питанием ребят. Это еще 1,5 часа в неделю. После уроков он сопровождает учащихся в раздевалку. На это уходит около 15 мин., т.е. 1,5 часа в неделю. На ежедневные сборы денег на самые разные нужды уйдет еще 15 мин., т.е. 1,5 часа в неделю.

Итого: рабочая неделя классного руководителя получается более 50 часов. Подсчеты были сделаны на основе личного 20-летнего педагогического опыта автора, и очень приблизительно.

Итак, считаем дальше: 50 часов в неделю, т.е. около 7 часов в день, считая и выходные дни. Разложим на отдельные составляющие рабочий день учителя, добросовестно выполняющего свои профессиональные обязанности: 7 часов в день — классное руководство; 6 уроков в день по своему предмету; 2 часа в день — проверка тетрадей; 2 часа в день — подготовка к урокам следующего дня. Расчеты временных затрат проведены с предположением, что классный руководитель будет все вышеперечисленное проделывать молниеносно, ни на что, никуда ни на секунду не отвлекаясь.

Итого: 17 часов — такова продолжительность рабочего дня учителя и одновременно классного руководителя в школе.

Итак, усилий классный руководитель затрачивает видимо-невидимо. Но, видимо, нашему обществу это все остается не видимо, судя по оплате учительского труда!

Одним из признаков цивилизованного общества считается личное, свободное время человека. Свободное время считается богатством. Если люди работают в вечернее время, они получают 25% надбавку к зарплате. Если работа в выходные или праздничные дни, то полагается 50% надбавка. Российский же классный руководитель ведет свой класс в театр в воскресенье совершенно бесплатно. А также на пикники, вечерние дискотеки, спортивные соревнования, предметные олимпиады и т.п. А потом заполнение многочисленной школьной документации и составление отчетов.

Не забудьте, что все это надо делать безошибочно, подробно и, главное, быстро, так как ваша основная работа в школе — все-таки давать по 6 уроков в день; а дома нужно к ним подготовиться и проверить тетради. Делать это нужно тоже безошибочно, четко и тоже очень быстро, иначе спать вам будет некогда.

Кстати, в той заумной методичке не отражена еще одна сложнейшая работа классного руководителя — работа кассира. Да, к сожалению, в наше время родителям деньги сдавать в школу приходится очень часто. А представляете, каково классному руководителю их собирать? Деньги за питание собирает классный руководитель и потом, кстати, высчитывает и возвращает деньги детям, пропустившим обеды по какой-либо причине. С утра нужно пересчитать детей и заказать нужное количество обедов. А, может быть, это дело столовой?

За новые учебники тоже собирает деньги классный руководитель. Почему бы этим не заняться библиотеке или книжному магазину, эти книги поставляющему?

Приходит театральный кассир и дает классному руководителю 30 билетов. Через некоторое время он вернется за деньгами. Теперь классный руководитель продает театральные билеты. А разве это не работа распространителя билетов или билетной кассы?

Родительскую доплату техничке, убирающей класс, охраннику школы тоже собирает классный руководитель. А почему не завхоз школы?

А деньги на новогодние подарки, на разные вечера для детей и т.д. Спасибо, если иногда деньги собирает родительский комитет класса, но это случается, в основном, в начальной школе. В личной сумке классного руководителя почти всегда находится какая-то сумма (в основном, немалая) общественных денег, за которую он несет персональную ответственность, в общем, работает инкассатором, только без охраны. Итак, классный руководитель — это еще и кассир, бухгалтер и экономист.

Вы не забыли, что делать он это должен быстро, незаметно и безошибочно, ведя при этом две ставки и имея семью?

Читаю методичку дальше:

Раздел «Формы работы классного руководителя с детьми». «Классный руководитель является творцом интересных дел для детей и разнообразных форм работы. При этом следует учитывать, что приоритетными для современных школьников являются такие формы работы, как дискуссионные, игровые, состязательные; творческий труд, художественное творчество, ролевой тренинг, работа в проектах, психологические мастерские, позволяющие ребенку осознать самого себя. Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно». Да, по истине, работа классного руководителя необъятна и бесконечна!

Еще методичка советует педагогу вести «специальную картотеку так называемых воспитательных мероприятий, которую следует составлять по мере накопления опыта».

Да уж, учитель в школе — это и швец, и жнец, и на дуде игрец!

Математическая задачка для коллег-учителей

Коллеги, хочу предложить решить вам несложную математическую задачку. Но ниже вы найдете текст задачки. Цифры, пожалуйста, вставьте в условие задачки сами.

Зарплата классного руководителя – … руб. в месяц. Наполняемость класса —. человек. Сколько получает учитель за каждого ребенка:. руб. разделить на. учащихся =. руб. коп. за одного ученика в месяц, т.е. коп. / руб. за одного ученика в день.

В методичке написано о «принципе личностного подхода» и еще о развитии в каждом школьнике разных компетенций. Я вчитываюсь в текст, пытаюсь постигнуть. Каверзный вопрос возникает в моем пытливом мозгу. Неужели реально выполнить все должностные инструкции классного руководителя?!

В нашей стране уже много лет говорят то о реформе образования, то о его модернизации.

Неожиданная мысль: Пуганая школа реформ боится.

Еще говорят, количество детей заметно сокращается год от года. И куда девать учителей? Несколько идей по этому поводу.

  1. Создание малочисленных классов, в которых детям комфортнее учиться, а для учителя станет реальным осуществление принципа личностного подхода к учащимся.
  2. Обучение классному руководству в вузах и средних специальных учебных заведениях педагогического профиля.
  3. Создание должности освобожденного классного руководителя повсеместно, если мы, конечно, не хотим, чтобы наши дети были брошены. (Пока же они у нас просто брошены! Увы!) Пусть классный руководитель постоянно находится со своим классом и сидит на всех (или почти на всех) уроках. Кстати, многие проблемы были бы сняты. Например, проблема дисциплины, или проблема психологического насилия над ребенком на уроке. Во всяком случае, подобные и другие возникающие проблемы было бы легче разрешать. Вечером классному руководителю следовало бы обзванивать родителей учащихся (по 6-8 человек за вечер) или связываться с ними по электронной почте и сообщать им всю необходимую информацию. Ведь школьный дневник, если честно, почти умер. И, зачастую, связь с родителями почти отсутствует. Родители просто не проинформированы даже об элементарных школьных проблемах своих детей. Кстати, еженедельное проставление оценок из классного журнала в дневники учащихся отнимает у учителя еще 4-5 часов его личного времени.
  4. Два учителя ведут один урок (работают с одним классом) вместе. Возможно, один из них — опытный педагог со стажем, другой — начинающий. «Мастер и подмастерье» — методика обучения молодежи, придуманная нашими гениальными предками.
  5. Сделать здоровьесберегающие технологии основополагающими в школе. ЗОЖ ввести в качестве обязательного предмета, причем, в первую очередь, для учителей.
  6. Как нам представляется, главное в работе классного руководителя — это постоянное сотрудничество с ребенком, содеятельность, сотворчество с ним. Не нравоучения и поучения с бесконечными отчетами обо всем на свете, а общее дело и просто общение — вот что действительно воспитывает и учит. А этим нельзя заниматься качественно и эффективно на бегу, на лету, между делом. Классное руководство — не дополнение к работе, а, быть может, основная работа взрослых с детьми в школе.

Пожелание всем ученикам: Пусть ваши классные руководители будут действительно классными!

Ну, вот и закончилось наше производственное совещание о классном руководстве. Методички с перечисленными там обязанностями классного руководителя нам разрешено забрать с собой, чтобы перечитать их дома — в спокойной обстановке, в свободное от работы время. Ну что ж, буду читать и перечитывать, повышая свой профессиональный уровень. Ведь, как известно, учиться никогда не поздно. Только бы время и силы на все это найти!

24.12.2016 19:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!