СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «История возникновения железнодорожной формы проводника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации

Классный час «История возникновения железнодорожной формы проводника» разработан для студентов в рамках повышения интереса к выбранной профессии, к знанию истории своей форменной одежде.

Цели мероприятия:

- ознакомить студентов с историей возникновения формы железнодорожников

Оборудование: Мультимедиа ( презентация)

Ход классного часа:

Ведущий 1: В связи с образованием в 2003 году ОАО «Российские железные дороги» встал закономерный вопрос о необходимости появления новой форменной одежды с оригинальной символикой для сотрудников Компании. Вскоре был объявлен конкурс на разработку форменной одежды и знаков отличия, итоги которого пока не подведены. Ясно, что дело это непростое. Здесь предъявляются особые требования: форма должна быть удобной, практичной, отвечать определенным стандартам и, конечно же, традициям.

Ведущий 2: История железнодорожного мундира, насчитывающая полтора столетия, действительно насыщена событиями и богата своими традициями. Известно, что для работников первой в России железной дороги общественного пользования — Царскосельской (Петербург—Царское Село, 1837 г.) — форма выписывалась из-за границы. С открытием регулярного движения поездов на Петербург-Московской (Николаевской, 1851 г.) дороге потребовалась спецодежда — машинистам, их помощникам и кочегарам, обер-кондукторам (старшим проводникам) и кондукторам.

Для них были придуманы мундиры военного образца, а головным убором служила каска.

Ведущий 1: В первые десятилетия создания российской сети железных дорог их строительство велось в основном за счет частных капиталов. Вводимые в строй железные дороги управлялись акционерными обществами, которых к 70-м годам XIX века насчитывалось более 50. Каждое общество вводило и свою форму для служащих. Для упорядочения работы железнодорожной сети страны в 1878 году была введена унифицированная форменная одежда, сильно походившая на военную форму того времени — псевдорусского стиля: мерлушковые папахи (из шкуры ягненка), сюртуки (двубортная одежда в талию с длинными полями), шаровары, заправленные в сапоги.

Ведущий 2: На пуговицах и головных уборах размещался технический знак ведомства путей сообщения в виде скрещенных топора и якоря. Этот знак, получивший в народе прозвище «лягушка», появился в 1830 году, т. е. еще раньше, чем первая железная дорога. Инструменты символизировали функции, которые исполнялись транспортным ведомством того времени: улучшение водных коммуникаций (строительство каналов) и прокладка шоссейных дорог (трактов). Позднее, когда железные дороги заняли лидирующую позицию в транспортной системе России, топор и якорь на форменной одежде означали единство водных и сухопутных путей сообщения. Знаменитое крылатое колесо, появившееся в 1871 году, первоначально являлось эмблемой Главного общества российских железных дорог, задачей которого являлось привлечение иностранного капитала к строительству отечественных магистралей.

Универсальный символ — «летящее колесо», — отражающий скорость рельсовых путей, впоследствии был использован в качестве эмблемы автомобильного транспорта и авиации.

Ведущий 1: Покрой и цвет форменного костюма железнодорожников был найден далеко не сразу, он несколько раз менялся. Палитра фирменных цветов варьировалась от темно-зеленого до серого. Знаки различия попеременно крепились то на петлицах (продольная цветная нашивка на воротнике), то «возвращались» на погоны гражданского образца, вышитые канительной серебряной нитью, со звездочками соответственно чину. Вырабатывались с учетом использования интернационального опыта в этой области. Основные требования, которым должно отвечать форменное обмундирование: удобство, соответствие климатическим условиям, простота, взаимное изящество элементов, внешние отличия, соблюдение исторических традиций.

Ведущий 2: Значимый вклад в упорядочение форменной одежды для чинов ведомства путей сообщения внес лично император Александр III, которому принадлежит знаменитая фраза, что у России есть только два союзника — это ее армия и флот. С 1886 года вводилась железнодорожная форма четырех категорий: для инженеров, для чиновников центральных учреждений, для чиновников местных учреждений, для железнодорожных служащих (как тогда называли представителей рабочих специальностей).

Ведущий 1: Инженерам и чиновникам полагалось четыре вида одежды: парадная, обыкновенная, рабочая и дорожная.

Их ношение регламентировалось особыми правилами. Железнодорожным служащим полагался форменный костюм с отличиями по цвету выпушек: зеленый — пути и зданий, синий — тяги (локомотивная), красный — станционная, к ней относилась и вагонная (движения), желтый — телеграфа (связи).

Парадная форма была обязательна в дни праздников, при посещении различных дворцов, во время смотров и парадов войск. В обыкновенной форме полагалось быть при закладке и освящении казенных зданий и при открытии новых железнодорожных линий и сооружений.

Ведущий 2: Интересная деталь: при открытии новых линий и зданий на сюртук прикалывались ленточки цвета государственного флага. Во время поездки за границу ношение форменной одежды запрещалось, за исключением официальных случаев.

«Старая» дореволюционная форма обмундирования настолько прочно вошла в обиход, что в 1920-е годы инженера «узнавали» только по наличию бархатного околыша на фуражке, хотя были отменены все знаки различия. Железнодорожные служащие донашивали старую форменную одежду, сняв с нее эмблемы дореволюционной России (двуглавого орла, вензеля). Знак ведомства — скрещенные топор и якорь — оставался прежним. Из-за отсутствия новой форменной одежды многие железнодорожники носили красноармейские гимнастерки, шинели, буденовки. Форменный костюм стал своего рода премией за хорошую работу.

Ведущий 1: Первая советская форма железнодорожников была введена в 1932 году. «Топор и якорь» заменили на «молот и гаечный ключ».

В обществе шел процесс военизации, быстро проникавшей во все сферы государственной деятельности. Как следствие милитаризации страны армейская служба стала основным компонентом гражданской и политической карьеры. Тогда же появился известный лозунг: «Транспорт — это родной брат Красной армии».

Особенностью формы образца 1932 года стали френчи из темно-синей ткани (куртки военного образца с четырьмя накладными карманами на груди и боках). Знаки различия располагались на петлицах: у высшего начальствующего состава — звездочки, у среднего — шестигранники («гайки»), у младшего — уголки (все — из красной эмали). Единственное, что сохранила новая форма от предыдущей — отличие в цвете выпушек по службам. Распределение цветов также оставалось прежним за исключением малинового цвета для эксплуатационной (движения) службы и политотдела. В форменном обмундировании надлежало быть во всех случаях выполнения служебных обязанностей, в том числе и в командировках. По армейскому опыту зимняя или летняя форма одежды устанавливалась приказом по дороге.

Ведущий 2: Следующие кардинальные изменения в форме железнодорожников произошли в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. В 1943 году на всех магистралях страны вводилось военное положение. Все рабочие и служащие объявлялись мобилизованными, подчинялись дисциплинарному уставу, получали воинские звания (до 1954 г.).

Суровая необходимость военного времени заставляла железнодорожный транспорт работать на пределе человеческих и технических возможностей.

Ведущий 1: В форменной одежде образца 1943 года петлицы на мундире железнодорожников заменялись погонами, которые имели прямоугольную форму со срезанными в верхней части углами. У младшего начальствующего и рядового состава погон состоял из двух соединенных шестиугольников, по форме напоминая эполеты царской армии. Быстрый на шутку народ метко окрестил новый погон «балалайкой». На погонах закреплялись символы отраслевых служб: служба пути и строительства — арочный железнодорожный мост, служба тяги — профиль паровоза, служба движения — изображение разъезда со сторожкой и светофором. Высший командный состав в торжественных случаях носил холодное оружие — офицерский кортик. При встрече со старшим по званию полагалось его приветствовать прикладыванием руки к головному убору.

Ведущий 2: К середине 1950-х годов страна восстанавливает разрушенное хозяйство, экономика переходит на мирные рельсы, и для форменного костюма ищутся пути совершенствования. В 1955 году были возвращены форменная одежда гражданского образца, а также довоенные петлицы с разноцветными окантовками. На смену кителям пришли пиджаки, шинели были заменены пальто. В обиходе появились блузы, блузы-сорочки и галстуки. Эмблема железнодорожного транспорта — «крылатое колесо» — впервые появляется на фуражках и форменной одежде советских железнодорожников в 1963 году после почти полувекового забвения. В 1985 году принимается единая окантовка головных уборов и нарукавных знаков для всех служб — зеленого цвета.

Ведущий 1: История железнодорожного мундира показывает, что во все времена форменная одежда как лакмусовая бумага отражала тенденции, дух своего времени, существовавшие порядки. Характерно, что две трети своей истории железнодорожная форма была военизированной. Однако демократические преобразования 1960-х годов, появление новых материалов позволили и форменному обмундированию, при сохранении знаков различия, приблизиться к бытовому костюму.

В настоящее время поиск новых моделей завершается. Определены самые важные моменты, например, цвет как летней, так и зимней формы будет темно-синим. Известно, что изменится головной убор: фуражка станет низкой с маленьким козырьком. Предполагается, что форму будут украшать два шеврона (нарукавная нашивка) — эмблема РЖД и дороги. Средний и младший начальствующий состав вместо куртки облачат в стильный френч «курточного вида» с двумя карманами. Появятся брюки и трикотажные жилеты для прекрасной половины человечества. Дизайнеры новой формы, состоящей из 20 предметов, единодушны — она станет более элегантной и комфортной.

Ведущий 2: Жизнь не стоит на месте, внося коррективы во все сферы деятельности человека, поиск новых моделей костюмов продолжается. И в этом поиске преемственность традиций не должна утрачивать со временем своего значения.

Категория: Прочее
18.09.2015 09:49


Рекомендуем курсы ПК и ПП