СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Кодекс классного руководителя
Классное руководство - это не работа, это образ жизни.
Помни:
Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общении.
v Относись к ученикам по-человечески, доброжелательно.
v Никогда не унижай, не оскорбляй детей - свое негативное отношение к тому или иному поступку лучше выразить в доброжелательном, уважительном разговоре; дети, в большинстве своем, очень ранимы и самолюбивы, поэтому неприятный разговор для ребенка лучше отложить до индивидуальной беседы, в ходе которой надо дать понять ребенку, что, несмотря на случившееся, в него верят, надеятся на него.
v Начиная работу с классом, постарайся как можно больше узнать о каждом ребенке и о классе в целом, а за гем постоянно интересуйся жизнью детей, их проблемами.
v Старайся как можно больше времени проводить с классом: бывать с ребятами на разных уроках, на экскурсиях, в музеях, ходить с ними в походы, просто разговаривать. Это дает возможность получить подробную информацию о воспитанниках, значительно сплачивает класс и, что немаловажно, помогает создать теплые, доверительные отношения между воспитанником и классным руководителем.
v Стремись понять расстановку сил в своем классе, определи микрогруппы класса, выясни, кто является лидерами. Если в классе есть лидер, который, очевидно, оказывает негативное влияние на класс, то не стоит вступать с этим лидером в борьбу, а лучше постараться повернуть его лицом к себе, перетянуть его на свою сторону, сделать его своим единомышленником.
v Работай со сложными (в поведении) ребятами в активном сотрудничестве с ними и с их родителями.
v Старайся отталкиваться от положительных черт характера конкретного ребенка, отмечай успехи и положительные сдвиги в учебе, организованности, в каком-либо деле. Особо отмечай индивидуальные достижения ребенка, формируя у него уверенность в своих силах и знаниях. Всегда знай, что твои поддержка и одобрение есть выражение веры в силы ученика.
v Не бери на себя больше, чем ты в состоянии сделать.
v Поощряй детскую самостоятельность с умом, учи их этой самостоятельности.
v Учись сомневаться в себе, все время задавай себе вопрос: «Почему я так уверен/уверена, что он/она должны быть похожи на меня? У него/нее своя дорога, формирующуюся личность надо уважать, а не давить». Не позволяй ребятам приспосабливаться к требованиям, давай больше свободы, «воздуха».
v Будь гибким в отношениях с ребятами, умей определить, где нужно быть строгим, а где можно посмеяться. Не повышай голос никогда, (потом все равно будет стыдно). Старайся все замечания делать с юмором.
v Стремись быть справедливым ко всем и во всем, никогда не доводи ситуацию до конфликта.
v Люби каждого своего подопечного так, чтобы радоваться его успехам, разделять его огорчения и верить в будущее. Если не можешь полюбить, то хотя бы посочувствуй; в то же время не влюбляй в себя детей - пожалеешь.
v Развивай в детях чувство благодарности, тогда через некоторое время и они тебе будут благодарны.
Главное: не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Помни:
Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению, хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще.
v Уделяй серьезное внимание учебной работе класса:
v Наладь хорошие отношения с учителями, работающими в классе, стремись к максимальному единству взглядов внутри малого педсовета.
v Введи систему проверки дневников и требуй от родителей обязательной отметки, контроль за успеваемостью лучше вести еженедельно. По его итогам можно провести индивидуальную беседу с учеником, посетить урок по данному предмету, позвонить родителям с целью выработки наилучшего способа решения проблемы.
v Осторожно оценивай неудачи ученика, ведь он и сам болезненно к ним относится, и имей в виду, что ребенок не должен уходить из школы обиженным на учителя.
v Веди повседневный контроль за посещаемостью и справками, заведи отдельный конверт для справок и записок.
v Научись своевременно и четко заполнять журнал.
v Чаще бывай на уроках других учителей в своем классе, наблюдай на различных уроках за ребятами, вырабатывай навыки ответственности и самостоятельности с первого дня, веди строгий контроль за дежурством по школе, по классу и добивайся от всех выполнения обязанностей.
Имей в виду:
Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха - она приносит хорошие результаты.
Помни!
Силы и время, потраченные па организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно:
v Старайся, не жалея сил, организовать как можно больше внеклассных мероприятий: посещение театров, просмотры кинофильмов с их обсуждением (хотя бы по дороге), экскурсии, походы, поездки.
v Говори с учениками обо всем, что вызывает удивление, тренирует память, развивает аналитический склад ума, вызывает желание повторить или придумать что-то подобное.
v Не избегай игры (она должна быть обязательным элементом в работе), но при этом помни, что у нее должны быть начало и конец, а желательно - и скромное награждение победителей, но при этом не должно быть обиженных.
v Не отказывайся от проведения классного часа, хотя бы ради возможности обсудить текущие проблемы и поговорить с ребятами об интересующих их проблемах, будь постоянно готовым к этому, стремись ориентироваться в текущей ситуации в политике, в спорте, в искусстве, будь готов к дискуссиям и оценкам.
v Постарайся обязательно найти какое-то общее дело, продолжительное по времени подготовки: это сплачивает коллектив и развивает инициативу.
v Стремись создавать традиции, в том числе традицию празднования Дня рождения класса с выездом за город, но при этом имей в виду, что любое традиционное дело надо тщательно готовить.
v Привлекай учеников класса не только к участию в школьных делах, но и к созданию собственного классного микроклимата.
v Работай в тесном содружестве с классными руководителями параллельных классов: это экономит время, позволяет помогать друг другу и делает жизнь детей интереснее.
v Старайся задействовать всех детей во внеурочной работе, дай возможность каждому ребенку проявить себя. Имей в виду;
Главное - найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе - интересно с ними.
Помни:
Родитель ребенка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.
v Стремись наладить деловые связи с родителями.
v Активно привлекай родителей к воспитательной работе с детьми, опирайся на их помощь.
v На первом родительском собрании определи для родителей дела на весь год - и сразу увидишь, на кого можно опереться, а кто будет всегда в стороне.
v На общих родительских собраниях говори о планах, проблемах всего класса, а не некоторых детей.
v Старайся постепенно создать работоспособный родительский комитет, это очень помогает в решении практически всех вопросов классной жизни.
v Никогда не говори родителю, что его ребенок плохой, не ругай детей в присутствии других родителей, тем более на родительских собраниях.
v Будь открытым всем, но не вступай с родителями в дружеские близкие отношения.
v Не старайся угодить всем родителям сразу, иначе они поймут, что в тебе нет принципиальности, твердости характера.
Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети - родители -учитель - семья.
v Не играй роль небожителя - у тебя тоже есть недостатки, твое преимущество лишь в том, что ты знаешь, как их преодолеть, и стремишься к этому.
v Не планируй мероприятия, которые детям не под силу (умственно или физически).
v Не будь чрезмерно активным - иногда детям надо дать отдохнуть от мероприятий.
v Не старайся сделать все без помощи родителей, иначе потом все оставшееся время будешь делать все сам.
v Не позволяй нелестных отзывов о своих коллегах при родителях, иначе через некоторое время о тебе будут говорить так же, только за глаза
v Не отчаивайся, если тебе кажется, что твои усилия напрасны, не жди прямых и скорых результатов.
v Не забывай на открытых мероприятиях или выпускных вечерах напоминать родителям и детям о тех учителях, которые их учили раньше, -это оценят и ученики, и родители, и коллеги.
Имей в виду:
Главное - не жди прямых актов благодарности: тогда не будет разочарований.
Помни:
Дети в классе - твое отражение: старайся постоянно работать над собой.
v Постарайся быть авторитетом в своей профессиональной деятельности — это закрепит твое право оценивать, подсказывать выходы из разных ситуаций, советовать.
v Не становись для своих учеников идолом, олицетворением лозунга «Учитель всегда прав!». Это далеко не всегда так. Будь человеком, а если получится, то человеком с большой буквы.
v Не стесняйся признаваться в собственных ошибках, просчетах, умей анализировать их и делать выводы. Умение собственные ошибки анализировать, признавать и исправлять станет хорошим «учебным пособием» для воспитанников. Не стесняйся учиться. Учеба — это освоение неизвестного, непознанного, поэтому не бойся действовать и совершать ошибки. Учись думать, беседовать, прислушиваться к мнению другого, следовать хорошим, добрым советом.
v Тщательно продумай принципы своей воспитательной работы и старайся следовать им, но не навязывать детям.
К принципам можно отнести следующие:
быть честным с детьми;
быть добрым, но не добреньким, не заигрывай с детьми;
Предостережения:
v Не давай оценок детям, наблюдая их только в учебном процессе.
v Не бойся быть простым и человечным, однако сохраняй дистанцию между собой и учениками - установить её снова будет гораздо труднее.
- быть требовательным и справедливым, объяснять детям свои требования;
- не давать обещаний, которые не можешь выполнить, но, пообещав, всегда исполняй;
- быть оптимистом, стараться ставить себя на место детей и сопереживать им;
- быть заинтересованным в детях и в их делах, уметь защищать их, когда необходимо;
- не делать ничего формально;
- быть последовательным и объективным;
- быть артистом в своей профессии владеть ораторским искусством, воздействовать словом убедительно и
эмоционально;
- быть самим собой, работать без профессиональной маски, оставаясь в ладу со своими чувствами, сочетая
искренность с требовательностью и добротой;
- быть активным и инициативным, заинтересованным в своей работе;
- быть примером пытливости и знаний, искать новое, критически осмысливать свою работу, не останавливаться и
идти вперед.
v Умей отдать себе отчет в том, к формированию каких человеческих качеств приводят те условия, которые созданы. «Ребенка учит то, в чем он живет», поэтому, если вы учите терпимости и мудрости, а сами готовы быстро дать оценку событий вместо анализа их, ваши воспитанники вряд ли научатся терпимости.
v Не торопись, поскольку воспитывается Личность: быстро ее можно только сломать и далее «творить по образу и подобию своему», на что у одного человека в отношении другого права нет.
v Не жди от детей благодарности, умей прощать и забывать, ведь ребенок еще изменится, а ты нет, умей начинать все сначала, умей смеяться над собой, разрушать свой собственный культ, признаваться в слабостях.
v Помни, что дети не только наше будущее, но и наше прошлое. Почаще вспоминай, каким ты был в детстве (это поможет лучше понять ребенка). А с другой стороны, наши дети растут в совершенно иное время, нежели мы. Самое трудное - внушить им, вложить в их души вечные ценности, но сделать это так, чтобы они полноценно и комфортно ощущали себя в сегодняшнем дне и могли реализовать свой потенциал. Имей в виду:
Главное - сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера
© 2015, НУТФУЛЛИНА ГУЛЬНУР РИМУСОВНА 1082