СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный руководитель

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кодекс классного руководителя

Классное руководство - это не работа, это образ жизни.

Помни:

Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общении.

v Относись к ученикам по-человечески, доброжелательно.

v Никогда не унижай, не оскорбляй детей - свое негативное отношение к тому или иному поступку лучше выразить в доброжелательном, уважительном разговоре; дети, в большинстве своем, очень ранимы и самолюбивы, поэтому неприятный разговор для ребенка лучше отло­жить до индивидуальной беседы, в ходе которой надо дать понять ре­бенку, что, несмотря на случившееся, в него верят, надеятся на него.

v Начиная работу с классом, постарайся как можно больше узнать о ка­ждом ребенке и о классе в целом, а за гем постоянно интересуйся жиз­нью детей, их проблемами.

v Старайся как можно больше времени проводить с классом: бывать с ребятами на разных уроках, на экскурсиях, в музеях, ходить с ними в походы, просто разговаривать. Это дает возможность получить под­робную информацию о воспитанниках, значительно сплачивает класс и, что немаловажно, помогает создать теплые, доверительные отно­шения между воспитанником и классным руководителем.

v Стремись понять расстановку сил в своем классе, определи микро­группы класса, выясни, кто является лидерами. Если в классе есть ли­дер, который, очевидно, оказывает негативное влияние на класс, то не стоит вступать с этим лидером в борьбу, а лучше постараться повер­нуть его лицом к себе, перетянуть его на свою сторону, сделать его своим единомышленником.

v Работай со сложными (в поведении) ребятами в активном сотрудниче­стве с ними и с их родителями.

v Старайся отталкиваться от положительных черт характера конкретно­го ребенка, отмечай успехи и положительные сдвиги в учебе, органи­зованности, в каком-либо деле. Особо отмечай индивидуальные дос­тижения ребенка, формируя у него уверенность в своих силах и зна­ниях. Всегда знай, что твои поддержка и одобрение есть выражение веры в силы ученика.

v Не бери на себя больше, чем ты в состоянии сделать.

v Поощряй детскую самостоятельность с умом, учи их этой самостоя­тельности.

v Учись сомневаться в себе, все время задавай себе вопрос: «Почему я так уверен/уверена, что он/она должны быть похожи на меня? У не­го/нее своя дорога, формирующуюся личность надо уважать, а не да­вить». Не позволяй ребятам приспосабливаться к требованиям, давай больше свободы, «воздуха».

v Будь гибким в отношениях с ребятами, умей определить, где нужно быть строгим, а где можно посмеяться. Не повышай голос никогда, (потом все равно будет стыдно). Старайся все замечания делать с юмором.

v Стремись быть справедливым ко всем и во всем, никогда не доводи ситуацию до конфликта.

v Люби каждого своего подопечного так, чтобы радоваться его успехам, разделять его огорчения и верить в будущее. Если не можешь полюбить, то хотя бы посочувствуй; в то же время не влюбляй в себя детей - пожа­леешь.

v Развивай в детях чувство благодарности, тогда через некоторое время и они тебе будут благодарны.

Главное: не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельно­стью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Помни:

Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обуче­нию, хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще.

v Уделяй серьезное внимание учебной работе класса:

v Наладь хорошие отношения с учителями, работающими в классе, стре­мись к максимальному единству взглядов внутри малого педсовета.

v Введи систему проверки дневников и требуй от родителей обязательной отметки, контроль за успеваемостью лучше вести еженедельно. По его итогам можно провести индивидуальную беседу с учеником, посетить урок по данному предмету, позвонить родителям с целью выработки наилучшего способа решения проблемы.

v Осторожно оценивай неудачи ученика, ведь он и сам болезненно к ним относится, и имей в виду, что ребенок не должен уходить из шко­лы обиженным на учителя.

v Веди повседневный контроль за посещаемостью и справками, заведи отдельный конверт для справок и записок.

v Научись своевременно и четко заполнять журнал.

v Чаще бывай на уроках других учителей в своем классе, наблюдай на различных уроках за ребятами, вырабатывай навыки ответственности и самостоятельности с первого дня, веди строгий контроль за дежур­ством по школе, по классу и добивайся от всех выполнения обязанно­стей.

Имей в виду:

Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику ус­пеха - она приносит хорошие результаты.

Помни!

Силы и время, потраченные па организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потраче­ны напрасно:

v Старайся, не жалея сил, организовать как можно больше внеклассных мероприятий: посещение театров, просмотры кинофильмов с их обсу­ждением (хотя бы по дороге), экскурсии, походы, поездки.

v Говори с учениками обо всем, что вызывает удивление, тренирует па­мять, развивает аналитический склад ума, вызывает желание повто­рить или придумать что-то подобное.

v Не избегай игры (она должна быть обязательным элементом в работе), но при этом помни, что у нее должны быть начало и конец, а жела­тельно - и скромное награждение победителей, но при этом не должно быть обиженных.

v Не отказывайся от проведения классного часа, хотя бы ради возмож­ности обсудить текущие проблемы и поговорить с ребятами об инте­ресующих их проблемах, будь постоянно готовым к этому, стремись ориентироваться в текущей ситуации в политике, в спорте, в искусст­ве, будь готов к дискуссиям и оценкам.

v Постарайся обязательно найти какое-то общее дело, продолжительное по времени подготовки: это сплачивает коллектив и развивает ини­циативу.

v Стремись создавать традиции, в том числе традицию празднования Дня рождения класса с выездом за город, но при этом имей в виду, что любое традиционное дело надо тщательно готовить.

v Привлекай учеников класса не только к участию в школьных делах, но и к созданию собственного классного микроклимата.

v Работай в тесном содружестве с классными руководителями парал­лельных классов: это экономит время, позволяет помогать друг другу и делает жизнь детей интереснее.

v Старайся задействовать всех детей во внеурочной работе, дай возмож­ность каждому ребенку проявить себя. Имей в виду;

Главное - найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислу­шиваться, им будет интересно с тобой, а тебе - интересно с ними.

Помни:

Родитель ребенка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.

v Стремись наладить деловые связи с родителями.

v Активно привлекай родителей к воспитательной работе с детьми, опи­райся на их помощь.

v На первом родительском собрании определи для родителей дела на весь год - и сразу увидишь, на кого можно опереться, а кто будет все­гда в стороне.

v На общих родительских собраниях говори о планах, проблемах всего класса, а не некоторых детей.

v Старайся постепенно создать работоспособный родительский коми­тет, это очень помогает в решении практически всех вопросов клас­сной жизни.

v Никогда не говори родителю, что его ребенок плохой, не ругай детей в присутствии других родителей, тем более на родительских собраниях.

v Будь открытым всем, но не вступай с родителями в дружеские близкие отношения.

v Не старайся угодить всем родителям сразу, иначе они поймут, что в тебе нет принципиальности, твердости характера.

Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети - родители -учитель - семья.

v Не играй роль небожителя - у тебя тоже есть недостатки, твое пре­имущество лишь в том, что ты знаешь, как их преодолеть, и стре­мишься к этому.

v Не планируй мероприятия, которые детям не под силу (умственно или физически).

v Не будь чрезмерно активным - иногда детям надо дать отдохнуть от мероприятий.

v Не старайся сделать все без помощи родителей, иначе потом все остав­шееся время будешь делать все сам.

v Не позволяй нелестных отзывов о своих коллегах при родителях, иначе через некоторое время о тебе будут говорить так же, только за глаза

v Не отчаивайся, если тебе кажется, что твои усилия напрасны, не жди прямых и скорых результатов.

v Не забывай на открытых мероприятиях или выпускных вечерах напо­минать родителям и детям о тех учителях, которые их учили раньше, -это оценят и ученики, и родители, и коллеги.

Имей в виду:

Главное - не жди прямых актов благодарности: тогда не будет раз­очарований.

Помни:

Дети в классе - твое отражение: старайся постоянно работать над собой.

v Постарайся быть авторитетом в своей профессиональной деятельно­сти — это закрепит твое право оценивать, подсказывать выходы из раз­ных ситуаций, советовать.

v Не становись для своих учеников идолом, олицетворением лозунга «Учитель всегда прав!». Это далеко не всегда так. Будь человеком, а если получится, то человеком с большой буквы.

v Не стесняйся признаваться в собственных ошибках, просчетах, умей анализировать их и делать выводы. Умение собственные ошибки ана­лизировать, признавать и исправлять станет хорошим «учебным посо­бием» для воспитанников. Не стесняйся учиться. Учеба — это освоение неизвестного, непознанного, поэтому не бойся действовать и совер­шать ошибки. Учись думать, беседовать, прислушиваться к мнению другого, следовать хорошим, добрым советом.

v Тщательно продумай принципы своей воспитательной работы и ста­райся следовать им, но не навязывать детям.

К принципам можно от­нести следующие:

быть честным с детьми;

быть добрым, но не добреньким, не заигрывай с детьми;

Предостережения:

v Не давай оценок детям, наблюдая их только в учебном процессе.

v Не бойся быть простым и человечным, однако сохраняй дистанцию между собой и учениками - установить её снова будет гораздо труд­нее.

- быть требовательным и справедливым, объяснять детям свои требования;

- не давать обещаний, которые не можешь выполнить, но, пообе­щав, всегда исполняй;

- быть оптимистом, стараться ставить себя на место детей и сопе­реживать им;

- быть заинтересованным в детях и в их делах, уметь защищать их, когда необходимо;

- не делать ничего формально;

- быть последовательным и объективным;

- быть артистом в своей профессии владеть ораторским искусст­вом, воздействовать словом убедительно и

эмоционально;

- быть самим собой, работать без профессиональной маски, оста­ваясь в ладу со своими чувствами, сочетая

искренность с требо­вательностью и добротой;

- быть активным и инициативным, заинтересованным в своей ра­боте;

- быть примером пытливости и знаний, искать новое, критически осмысливать свою работу, не останавливаться и

идти вперед.

v Умей отдать себе отчет в том, к формированию каких человеческих качеств приводят те условия, которые созданы. «Ребенка учит то, в чем он живет», поэтому, если вы учите терпимости и мудрости, а сами готовы быстро дать оценку событий вместо анализа их, ваши воспи­танники вряд ли научатся терпимости.

v Не торопись, поскольку воспитывается Личность: быстро ее можно только сломать и далее «творить по образу и подобию своему», на что у одного человека в отношении другого права нет.

v Не жди от детей благодарности, умей прощать и забывать, ведь ребенок еще изменится, а ты нет, умей начинать все сначала, умей смеяться над собой, разрушать свой собственный культ, признаваться в слабостях.

v Помни, что дети не только наше будущее, но и наше прошлое. Почаще вспоминай, каким ты был в детстве (это поможет лучше понять ребен­ка). А с другой стороны, наши дети растут в совершенно иное время, нежели мы. Самое трудное - внушить им, вложить в их души вечные ценности, но сделать это так, чтобы они полноценно и комфортно ощу­щали себя в сегодняшнем дне и могли реализовать свой потенциал. Имей в виду:

Главное - сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счаст­ливая профессиональная карьера

23.04.2015 12:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!