СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основной отличительной особенностью современного школьника является клиповое мышление. Именно его обвиняют педагоги, когда возникают проблемы с обучением детей.
Что это за мышление такое и почему оно создает столько проблем учителям, родителям и самим школьникам?
Многие специалисты сходятся на том, что однозначного научного определения клипового мышления на данное время нет. Клиповое мышление - это направление в развитии отношений человека с информацией. Формируется такое мышление на протяжении многих лет.
Слово «clip», от которого и произошел этот термин, в переводе с английского языка означает какой-либо фрагмент текста, отрывок из фильма или вырезку из газеты или журнала. Клипы не несут в себе никакой смысловой нагрузки, они просто составлены из нескольких связанных между собой образов. Поэтому под термином «клиповое мышление» понимается привычка воспринимать информацию, да и весь мир в целом, с помощью короткого, яркого, очень выразительного образа. Главное требование к клипу — это краткость и красочность его фрагментов.
Прообразы современных клипов появились в 20-е годы XX века. Первый музыкальный клип был снят в 1975 году английской рок-группой Queen на композицию «Богемская рапсодия». Клип попал в «Книгу рекордов Гиннесса» как первый в своем роде. С этого момента началась история клипов, формирование клипового восприятия информации и особого типа мышления.
Вскоре появился термин «клиповая культура». Термин был введен американским футурологом Элвином Тоффлером. Он рассматривал данное понятие как часть общей информационной культуры, которая формирует такие уникальные формы восприятия информации как зеппинг.
Зеппинг — это вид психологической зависимости, который приобрел человек, пользуясь пультом от телевизора.
Зеппинг – это процесс, в ходе которого путем безостановочного переключения каналов телевидения создается новый образ, состоящий из обрывков информации и осколков впечатлений. Этот образ не требует подключения воображения, рефлексии, осмысления, здесь все время происходит обновление информации.
Сегодня это характерно для школьников, которые таким образом просматривают телевизор, интернет, журналы, книги и даже учебники, читая только заголовки.
Э. Тоффлер также ввел термин «блип-культура», («blip» – выброс сигнала), означающий фрагментарно-мозаичный характер представлений о мире.
Со временем появился новый термин – клиповость.
Клиповость - это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде.
Постепенно в педагогике формируется новое понятие - клиповое мышление. В России первым употребил термин «клиповое мышление» Федор Иванович Гиренок (советский и российский философ, доктор философских наук, профессор). Он считал, что понятийное мышление молодого человека перестало играть важную роль в современном мире, что происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным мышлением.
Константин Григорьевич Фрумкин (российский журналист, философ, культуролог) определяет клиповое мышление как способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами, но неспособность к восприятию длительной линейной последовательности — однородной информации.
Он выделяет пять факторов, породивших феномен «клипового мышления»:
ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;
потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;
увеличение разнообразия поступающей информации;
увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно;
рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы.
Появление клипового мышления во многом было обусловлено процессом глобализации, сложным процессом мировой интеграции стран. Это основано на потребности в объединении и возможности коммуникации с помощью перевода понятий на знаковый язык. Клиповое мышление путём упрощения и символизации позволяет воспринимать одни и те же понятия и образы носителями разных языков без перевода. Глобальное коммуникативное пространство заставляет культуры функционировать по его законам.
В конце 90-х годов XX века термин «клиповое мышление» вошел в педагогику и психологию.
В настоящее время термин «клиповое мышление» обозначает особенности мыслительной деятельности современных школьников, которые живут в обществе новых высоких информационных технологий и которых отличает скорость восприятия образов, визуальность, эмоциональность, ассоциативность.
Клиповое мышление предполагает упрощение усвоения материала, игнорируя его глубину. Теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек. В тоже время клиповое мышление можно рассматривать как защитную реакцию организма на информационную перегрузку и способ получения большего объема информации.
У клипового мышления есть свои признаки.
1. Педагоги знают, что для любого мыслительного процесса ученику нужно время. Но клиповое мышление предполагает быструю реакцию на информацию: быстро думать, быстро понимать, быстро говорить, быстро принимать решение. Все, что мешает этому, должно быть оставлено без внимания. Быстро говорить ученику мешает биологическая особенность речевого аппарата. При клиповом мышлении школьники сводят к минимуму речь, заменяя ее схемами, рисунками, символами. Поэтому первый признак клипового мышления – это языковой минимализм, речевая бедность. Клиповое мышление характеризует не способ связывания одного суждения с другим, а наглядное, образное изображение мысли в целом.
2. Вторым признаком клипового мышления является визуальное мышление.
Понятия «смотреть» и «видеть» являются синонимами частично. Для человека с самого рождения это разные процессы: первый ближе к физиологии, второй связан с сознанием. Так, несколько людей могут смотреть на один и тот же символ, но видеть его по-разному. Такая способность видеть не только глазами, но и воображением, получила соответствующее определение – визуальное мышление. По мнению ученых, у современных школьников клиповое мышление и визуальное мышление тесно связаны между собой.
3. Мозг ребенка очень быстро меняется в сторону способности перерабатывать огромный объем информации, который поступает в динамичной форме. Платой за это становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст. Эти изменения в поведении и характере школьников являются признаком формирования клипового мышления.
4. Еще один признак клипового мышления – это преобладание конкретного мышления над абстрактным.
Как же формируется клиповое мышление?
Увеличение роли знаний, информации и информационных технологий привели к тому, что современное общество существует на новом этапе развития - информационном. Информационные технологии широко применяются в быту, производстве, учреждениях, системе образования. Созданное глобальное пространство обеспечивает эффективное взаимодействие людей, удовлетворяет их потребности.
На начальной стадии процесс формирования клипового мышления происходит задолго до школы. Основную роль в формировании клипового мышления выполняют средства массовой информации, телевидение, Интернет, мобильная связь, разнообразные социальные сети.
Все эти каналы структуры используют приемы клиповой подачи информации. Это формирует у молодых людей новое визуальное восприятие и клиповое мышление.
Анализ ситуации, сложившейся в обществе в целом и в образовании в частности, позволяет сделать вывод: клиповое мышление стало неотъемлемой частью современного школьника и необходимо найти пути и возможности грамотного его применения как в образовательном процессе, так во всех жизненных аспектах.
Литература:
1.Азаренок, Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009.
2. Гиренок Ф.И. Антропологические конфигурации философии // Философия науки. М.: ИФ РАН, 2002.
3.Тоффлер Э. Шок будущего.– М.: АСТ, 2002.
4.Фельдман А.Б. Клиповое мышление [Электронный ресурс]. http://ruskolan.xpomo.com/tolpa/klip.htm
5. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста
Топос: литературно-философский журнал. 2010. №9.
© 2017, Рохманова Наталья Анатольевна 2666