СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ключевые общешкольные дела. Что такое «ключевые общешкольные дела»?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

Ключевые общешкольные дела (И.Ю. Шустова, П.В. Степанов)

Роль ключевых общешкольных дел для воспитания школьников очень значительна, так как часто именно они становятся традиционными, образуя своеобразный костяк воспитательной работы в школе.

Что такое «ключевые общешкольные дела»?

Понятие «ключевые общешкольные дела» в педагогический лексикон было введено В.А. Караковским. Вот что сам автор пишет о них.

«В этих комплексных делах участвуют все ученики школы с 1-го по 11-й классы, все учителя независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, родители, выпускники прошлых лет, разнообразные друзья школы. При этом нам важно не просто свести всех вместе, а добиться взаимодействия возрастов, чтобы старшие руководили младшими, младшие помогали старшим и учились у них. Так разрушаются межвозрастные барьеры, укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, в творческом самовыражении, в признании, в коллективе.

Воспитывающие ситуации и деятельность могут носить повседневный, рядовой, даже рутинный характер. Скажем больше: большая часть школьной жизни проходит именно так. Однако в каждом ребенке живет потребность уйти от монотонного однообразия будней, стремление к необычному, яркому, возвышенному. Крупные дозы воспитания как раз и удовлетворяют эту потребность, превращая факт школьного быта в событие, остающееся в памяти надолго.

Кроме того, психологи утверждают, что самыми естественными механизмами воспитания детей являются заражение и подражание. Одиночное переживание своего эмоционального состояния существенно отличается от включенности его в переживание большой группы. В этом случае коллективные переживания множатся, многократно усиливаясь, и сильно действуют на личность. Крупные воспитательные акции создают в школе периоды повышенного эмоционального напряжения, укрепляют во всех детях и взрослых чувство «мы», укрепляют школьную общность.

Важное обстоятельство: рамки общешкольного ключевого дела достаточно свободны, они не только позволяют, но и стимулируют инициативу, творчество, многовариантность самовыражения класса и отдельно ученика.

Непременные черты каждого ключевого дела - коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе, как равные партнеры, что создает атмосферу общей увлеченности и ответственности»8

В школе, которой руководил В.А. Караковский, таких дел было несколько. Это и сентябрьские туристические походы классов, преследовавшие цель сплотить после летних каникул классные коллективы. Это и театрализованный праздник песни. Это и новогодний КВН старшеклассников, проходивший с отнюдь не детским игровым накалом. Это и подростковый сбор, который организовывали десятиклассники для учащихся 5-8-х классов. Это и праздник знаний с его научно­познавательными конференциями, брифингами, турнирами знатоков и дидактическими спектаклями. Это и торжественный праздник чести школы, включавший в себя презентации стенгазет, рассказывавших о жизни класса за год, награждение школьников за успехи в различных видах деятельности, поздравления и творческие подарки школе. Это и «Рассвет Победы» - своеобразная акция, когда 8 мая, рано утром, с первым же поездом метро все желающие школьники, педагоги и родители выезжали на Красную площадь и возлагали цветы к могиле Неизвестного солдата. И, конечно, это большой весенний сбор.

Воспитательный потенциал ключевых дел велик. Они формируют гуманистические ценности воспитанников; помогают им осознавать значимость других людей и проявлять свои лучшие человеческие качества; дают значимый опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми; обеспечивают развитие интересов и способностей воспитанников, их творческую самореализацию; формируют дружеские связи и отношения в коллективе.

Результативность ключевых общешкольных дел для воспитания школьников будет выше, если соблюдать ряд важных правил их организации.

  1. ключевые общешкольные дела всегда планируются, организуются, проводятся и анализируются совместно - и школьниками, и педагогами;
  2. ключевые общешкольные дела должны быть интересны большинству школьников, они носят системный характер, охватывая различные сферы деятельности, комплексно воздействуя на сознание, чувства и поведение школьников;
  3. ключевые общешкольные дела должны предполагать включенность в них большого числа детей и взрослых, участие в этих делах сопровождается общей радостью, увлеченностью, трудом и взаимной поддержкой;
  4. ключевые общешкольные дела носят творческий характер и общественную направленность, подразумевают проявление заботы ребят о других, друг о друге.

Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, когда воспитание сводится к набору мероприятий, организуемых как правило педагогами для детей, где дети часто являются просто их участниками, потребителями того, что сделано другими.

8Школа воспитания: 825-й маршрут / Под ред. В. А. Караковского, Д. В. Григорьева, Е. И. Соколовой. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - С. 11-12.

07.08.2021 09:10


Рекомендуем курсы ПК и ПП