СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Оказывается, педагоги тоже нуждаются в защите от своих подопечных и их родителей.
Среди многочисленных проблем современного образования можно особо выделить проблемы во взаимоотношениях учителей, учеников и родителей. Из новостей часто становятся известны шокирующие факты, которые трудно было даже представить 20-30 лет тому назад. Причинами тому служат изменения не только в ускорении получения знаний и загруженности учеников, но и потеря уважения к профессии учителя в обществе.
Обсуждение внешнего вида педагога, уровня его подготовки, манеры держаться перед учениками, и даже постоянные сомнения в компетентности учителя давно стало нормой. Участниками подобных обсуждений в семьях являются родители и…дети, то есть ученики. Родители, не стесняясь, способны критиковать учителей своих детей в их присутствии. Видимо, таким образом выражается осведомлённость граждан в вопросах педагогики. Впрочем, в медицине, воспитании и обучении люди считали себя специалистами, видимо, еще со времён появления общества.
Почему учителей перестали уважать
Возвращаясь к работе учителя, следует обратить внимание на тот факт, что потеря уважения к личности учителя означает не просто игнорирование учителя как специалиста с профильным образованием, но негативную реакцию на любые его ошибки. Ваш покорный слуга имел «честь» оказываться в ситуациях, когда требовалось защищать честь учителей перед учениками. Вот пример из частной практики.
Случай из школьной жизни
В провинциальном городе, где работало пять средних школ, учителя знали друг друга в лицо и по именам. Появление новых учителей в школах не вызывало любопытства. Опытные учителя старались помогать молодым коллегам. Но постепенно эта гладкость в отношениях сошла на «нет». И произошло это буквально в последнее десятилетие. К моменту появления в одной из школ в качестве психолога и учителя английского языка вашего покорного слуги ситуация изменилась коренным образом
.Опытные учителя больше не пытались помогать молодым коллегам. На тот момент я не знал всех тонкостей школьной жизни. Ведь в школе я оказался вынуждено по субъективным причинам. Переступив порог школы, пришлось вспомнить всю программу института. Благо, на тот момент с институтом я распрощался недавно. Мою неопытность буквально приняли «в штыки».
Первое «столкновение» произошло на уроке географии. Урок проводила молодая учительница. Попытки заставить учеников слушать и навести порядок на уроке не увенчивались успехом. Учительница беспомощно повышала голос, но это совершенно не пугало ее учеников. На глазах учителя уже готовы были появиться слёзы. А ведь это был всего пятый класс. Я проходил по коридору мимо кабинета, где шел урок и услышал шум из-за двери. Тогда я открыл её и заглянул в класс. Читатель, наверное, предвкушает развитие сюжета в голливудских тонах. Поспешу огорчить. Войдя в класс, я просто остановился на пороге и оценил происходящее. Не услышав ничего, ученики начали замолкать, глядя в мою сторону.
Я стоял перед ними, держа руки в карманах брюк, пиджак был расстегнут. Галстук я никогда не носил. Ноги расставлены на ширине плеч. Я не случайно описываю мою позу. Дело в том, что такая стойка произвела впечатление на учеников. Об этом я узнал позже, от коллег, от опытных учителей. Когда в классе наступила тишина, я задал вопрос обычным спокойным голосом:
А что здесь происходит? Разрабатываем голосовые связки? Тренируем командирский голос?
Ответов я не получил. Но получил тишину в классе. Учительница стояла перед классом, не зная, как реагировать. Я продолжил:
Это вы демонстрируете свою любовь к предмету и особенную любовь к вашей учительнице? Полагаю, что самые громкие крики производят те, кто хочет доказать, что он больше всех любит вашу учительницу. Правда, не знает, как продемонстрировать свою неземную любовь к ней, поэтому и напрягает голосовые связки!
Класс молчал. Я вытащил из кармана телефон, который был в те времена не у каждого. Положил его на учительский стол и сказал:
Оставляю телефон вашей учительнице с настоятельной просьбой звонить мне сразу же как только любовь учеников начнёт портить ей настроение и срывать урок.
Телефон был нерабочим. Но дети то об этом не знали.
Резюме
Конечно же, читатели могут иронично отнестись к этому рассказу. Понимаю. Времена изменились. Но в заключение я скажу еще несколько слов по делу.
Депутаты хотят защитить школьных учителей от оскорблений и насмешек, приравняв их в этом плане к представителям власти. Запретить оскорблять и обсуждать учителей хотят как детям, так и родителям. Не будут больше допустимы любые оскорбления, насмешки, упреки в некомпетентности и поучения. За применение насилия или публичное оскорбление при исполнении служебных обязанностей педагога предлагают наказывать также, как за оскорбление или насилие над представителем власти, по Уголовному кодексу. Нарушителям будет грозить крупный штраф, или исправительные работы на срок от 6 месяцев до одного года. Но это для взрослых. Детей просто исключат из школы.
Будет ли это реальной защитой для школьных учителей, или им потребуются какие-то другие меры, покажет время.
© 2019, Галялетдинов Ильмир Фаритович 324