СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комедия «Детектор лжи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сеанс театральной магии

На сцене муниципального театра им. М. М. Бахтина «Русский стиль» комедия «Детектор лжи». В основе – одноименная пьеса Василия Сигарева, правда, изрядно отредактированная режиссёром-постановщиком спектакля, худруком «Русского стиля» Валерием Симоненко. Но то, что получилось в итоге, определенно, заслуживает похвалы.

Сцена из спектакля

Мрачная сила драматурга

Это не первое и, точно, не последнее обращение театра к современной российской драматургии, представителям так называемой «новой волны». В репертуаре «Русского стиля» – лирическая история «Аты-баты» по Гришковцу, комедия «Девочки! Кто хочет 250 тысяч?» и «Клинч» по Слаповскому. И вот сейчас внимание Валерия Симоненко привлекла драматургия Василия Сигарева, автора очень самобытного и большинству любителей театра и кино известного.

Ученик Николая Коляды, обладатель многочисленных драматургических премий (одну из них Василию вручал сам Том Стоппард!), призёр «Кинотавра» за пронзительного «Волчка» и удивительную по силе воздействия и страшную по сути драму «Жить», он почти всегда пишет о том, что пережил сам. Вероятно, печальная, а местами мрачноватая комедия «Детектор лжи» тоже создана на основе выхваченных из жизни впечатлений. В Верхней Салде Свердловской области, где Сигарев родился, похожие взаимоотношения схожих персонажей – слесарей-уборщиц, – думается, явление повсеместное и повседневное. Эти взаимоотношения – в основе пьесы, поставленной в Орле.

По сюжету в семье Бызовых пропали деньги – муж-пьянчуга спрятал так, что сам позабыл куда. Визит гипнотизёра заставляет его рассказать много лишнего. Ну а затем по воле обстоятельств под гипнозом оказывается жена… И вот так, по ходу действия, до мельчайших деталей сканируется неудавшаяся совместная жизнь семейной пары. В пьесе нещадно бранятся (не так часто матом, но всё же ругань отменная), «бытовухи» и «чернушности» предостаточно. Да и время действия, избранное автором, – конец 1980-х – с непременными семейными трусами, бигудями, совдеповской мебелью и мрачными интерьерами старой обшарпанной квартирки, где развиваются события, оптимизма происходящему не добавляет.

Режиссёрская версия

Но гаснет свет в зрительном зале – и мы видим сцену в мягком тёплом освещении, декорации квартиры уж точно не из 80-х, а вполне себе современной. Да и персонажи, эту квартиру населяющие, явно из нашей эпохи. Валерий Симоненко переносит действие в день сегодняшний. Слесаря с уборщицей заменяют обаятельный раздолбай по жизни и кто-то вроде менеджера среднего звена по профессии Борька Бызов (актёр Владимир Верижников будто создан для этой роли – до того легка и непосредственна его игра) и его белокурая очаровательная стервочка-жена Надя (эмоциональная, полная куража работа Ольги Тищенко). Пропала в неизвестном направлении не заначенная зарплата, а всё, что нажито непосильным трудом – вернее, получено с продажи автомобиля.

Спектакль раза в полтора короче оригинальной пьесы. И это как раз тот самый случай, когда с уверенностью можно сказать: краткость – сестра таланта. Местами затянутые в тексте Сигарева диалоги в спектакле «Русского стиля» приобретают искромётность и придают действию большую динамичность. И ещё одно верное решение режиссёра-постановщика – заметное «осветление» явно «черноватой» сигаревской комедии. В интерпретации Симоненко пьеса смотрится значительно легче, чем читается, морально легче. И вместе с тем отнюдь не лишается вложенных драматургом смыслов.

Гипноз с разоблачением

С семейной перепалки во вполне жизнерадостном интерьере современной среднестатистической, к примеру, «трёшки» завязывается интрига. Флегматичный глава семейства с газетой развалился в кресле. Жена рыщет по дому, тщетно пытаясь отыскать исчезнувшие шестьсот тысяч рублей, так нужных для покупки нового авто классом повыше, чтобы все как у людей. В разгар бесплодных поисков появляется он – харизматичный гипнотизёр (Виктор Рассолов), приглашённый изнервничавшейся супругой в помощь забывчивому мужу. И – представление начинается.

Из обычной семейной полукомедии-полудрамы происходящее на сцене превращается в гротескное действо сродни булгаковской чёрной магии с разоблачением. Чудо-сеанс приносит много открытий и с каждым новым вопросом гипнотизёра-Рассолова становится яснее сущность каждого из персонажей.

Борис, введённый в транс, признаётся, что служил вовсе не в кремлевских войсках, а в стройбате, и что памятный ожог получил, не героически горя в танке, а сев спьяну в костёр, и что шубу жене в подарок купил, можно сказать, по дешёвке, а солидный остаток спустил в покер и т.д., и т.п. Зрители, слушая неожиданные откровения, гомерически хохочут и в душе, конечно, жалеют обманутые Надины надежды. Ну да, типичная мещанка, умом, конечно, не блещет… но ведь как наивна-то оказалась, как проста. А действие идёт своим чередом, всё ускоряя темп, накаляя эмоции, словно раскручиваясь по спирали. И вот уже на «детекторе лжи» тестируют невинную, обманутую супругу…

Смешно и грустно

Всё, что происходит на сцене, смешно и грустно одновременно. Смех – в первую очередь в живых диалогах, толково прописанных автором, очень уместно откорректированных режиссёром, с чувством произнесённых замечательными артистами. Смех – в самом абсурде, почти нереальности и в то же время абсолютной жизненности ситуации. Но печальны попытки каждого из героев решить проблемы с помощью лжи. Врут, чтобы их полюбили, врут, чтобы заработать, врут, чтобы жить… И, видя это, в конце концов приходишь к крамольной мысли: так, может, и правда, лучше пребывать им в блаженном неведении. Ложь ведь бывает во спасение. А «частный случай из семейной жизни с фокусами и гипнозом» (такой ремаркой сам Сигарев характеризует своё произведение) вполне может произойти с любыми среднестатистическими супругами.

Всемогущий маг, гипнотизёр, он же доктор из института психиатрии в финале озадачен не меньше зрителей. Как быть с этими двумя? Как вернуть утраченное в череде разоблачений и без того зыбкое семейное счастье? Он находит рецепт, хотя сам к концу сценического действия становится всё более жалок: бедный одинокий профессор, коротающий вечера в пустой квартире в компании единственной живой души – собачки Клепы и тем довольный. Но всё же он находит рецепт и пытается его применить. А режиссёр-постановщик находит способ сделать так, чтобы финал спектакля не казался слишком уж назидательным. Симоненко ввинчивает в канву постановки хитрую постмодернистскую штучку, проливающую новый свет на весь смысл происходящего. Интересный ход (пусть он станет известен только зрителю) – и после душещипательного гипнотизёрского монолога о вечных истинах снова хочется улыбнуться… Рассмеяться. Ибо все заканчивается, чтобы повториться вновь.

Источник: Захарова О. Сеанс театральной магии. Орловский вестник. № 13 (1123), 15/04/2015. – С. 9.

Категория: Всем учителям
25.07.2016 15:42


© 2016 573

Рекомендуем курсы ПК и ПП