СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Коммуникативная компетентность как важная составляющая общей профессиональной компетентности педагога непосредственно связана с эффективностью взаимодействия, общения человека в соответствии с требованиями педагогических проблемных ситуаций, которые необходимо разрешить.
В основе коммуникативной компетентности лежит педагогическое общение. Однако, понятие «коммуникативная компетентность» шире, чем «педагогическое общение». Первое представляет собой многофункциональные виды человеческой деятельности в безграничной области общения типа «человек - человек». Педагогическое общение имеет границы, задаваемые задачами учебно-воспитательного процесса, его содержанием и возможными путями их решения. Основными субъектами педагогического общения в сфере профессионального образования являются преподаватель и обучаемый.
Коммуникативная компетентность - это не врожденная способность, а способность, формируемая в человеке, в процессе приобретения им социально - коммуникативного опыта.
Так же, как и любая из профессиональных компетенций, коммуникативная компетенция учителя определяется минимум тремя составляющими: когнитивной (что специалист знает по данному вопросу); операциональной (как специалист реализует свои знания на практике); мотивационной (как специалист относится к данной сфере своей деятельности).
Понятие «коммуникативная компетентность» - комплексное понятие, поэтому оно не сводимо ни к просто педагогическим способностям, ни к осведомленности учителя в сфере педагогики и психологии.
Компоненты данной компетентности - толерантность, коммуникативность, уверенность в себе, адаптивность, тактичность, самообладание, интеллект, общий кругозор, систему межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал личностного развития и роста в овладении языком и коммуникативной деятельностью.
Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма учителя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.
Коммуникативные умения учителя состоит из нескольких блоков:
Социально-психологический блок |
К социально - психологическому блоку относится умение располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезетнационное умение), рефлексировать, понимать своеобразие каждого ребенка и группы, использовать психологические средства - вербальные, невербальные, психологические механизмы коммуникативного воздействия. |
Нравственно-этический блок |
В структуру нравственно - этического блока входят умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики, утверждать личностное достоинство каждого ребенка. |
Эстетический блок |
В эстетический блок входят умения: гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным. Приобщать учащихся к высокой культуре общения, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости общения, чувства прекрасного. |
Технологический блок |
В структуру технологического блока входят умения: использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, стиль руководства общением; соблюдать педагогический такт; органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие; обеспечивать его воспитательную эффективность. |
Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность. Существенным признаком педагогической коммуникабельности является личностная аттракция (от лат. аttrachere - привлекать, притягивать) учителя как предпосылка переживания радости общения с детьми.
К ведущим признакам педагогической коммуникабельности можно отнести следующее:
· Потребность в общении с детьми;
· Его положительная эмоциональная тональность;
· Доминирующее переживание чувства удовлетворения им;
· Взаимная личностная аттракция (учителя и учащихся);
· Понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты;
· Конструктивное решение межличностных противоречий;
· Гуманизм и демократизм общения.
Таким образом, понятие “коммуникативной компетентности” напрямую связано с профессиональным мастерством преподавателя и является средством достижения педагогического мастерства. Коммуникативная компетенция включает в себя разносторонние коммуникативные умения и навыки, которые являются психологическим инструментом для достижения целей обучения в полном объёме.
© 2019, Ремский Валентин Сергеевич 1335