СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативная компетентность как составляющая профессионального мастерства педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коммуникативная компетентность как важная составляющая общей профессиональной компетентности педагога непосредственно связана с эффективностью взаимодействия, общения человека в соответствии с требованиями педагогических проблемных ситуаций, которые необходимо разрешить.

В основе коммуникативной компетентности лежит педагогическое общение. Однако, понятие «коммуникативная компетентность» шире, чем «педагогическое общение». Первое представляет собой многофункциональные виды человеческой деятельности в безграничной области общения типа «человек - человек». Педагогическое общение имеет границы, задаваемые задачами учебно-воспитательного процесса, его содержанием и возможными путями их решения. Основными субъектами педагогического общения в сфере профессионального образования являются преподаватель и обучаемый.

Коммуникативная компетентность - это не врожденная способность, а способность, формируемая в человеке, в процессе приобретения им социально - коммуникативного опыта.

Так же, как и любая из профессиональных компетенций, коммуникативная компетенция учителя определяется минимум тремя составляющими: когнитивной (что специалист знает по данному вопросу); операциональной (как специалист реализует свои знания на практике); мотивационной (как специалист относится к данной сфере своей деятельности).

Понятие «коммуникативная компетентность» - комплексное понятие, поэтому оно не сводимо ни к просто педагогическим способностям, ни к осведомленности учителя в сфере педагогики и психологии.

Компоненты данной компетентности - толерантность, коммуникативность, уверенность в себе, адаптивность, тактичность, самообладание, интеллект, общий кругозор, систему межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал личностного развития и роста в овладении языком и коммуникативной деятельностью.

Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма учителя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.

Коммуникативные умения учителя состоит из нескольких блоков:

Социально-психологический блок

К социально - психологическому блоку относится умение располагать учащихся к общению, производить

благоприятное впечатление (самопрезетнационное умение), рефлексировать, понимать своеобразие каждого ребенка и группы, использовать психологические средства - вербальные, невербальные, психологические механизмы коммуникативного воздействия.

Нравственно-этический блок

В структуру нравственно - этического блока входят умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики, утверждать личностное достоинство каждого ребенка.

Эстетический блок

В эстетический блок входят умения: гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным. Приобщать учащихся к высокой культуре общения, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости общения, чувства прекрасного.

Технологический блок

В структуру технологического блока входят умения:

использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, стиль руководства общением;

соблюдать педагогический такт;

органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие;

обеспечивать его воспитательную эффективность.

Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность. Существенным признаком педагогической коммуникабельности является личностная аттракция (от лат. аttrachere - привлекать, притягивать) учителя как предпосылка переживания радости общения с детьми.

К ведущим признакам педагогической коммуникабельности можно отнести следующее:

· Потребность в общении с детьми;

· Его положительная эмоциональная тональность;

· Доминирующее переживание чувства удовлетворения им;

· Взаимная личностная аттракция (учителя и учащихся);

· Понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты;

· Конструктивное решение межличностных противоречий;

· Гуманизм и демократизм общения.

Таким образом, понятие “коммуникативной компетентности” напрямую связано с профессиональным мастерством преподавателя и является средством достижения педагогического мастерства. Коммуникативная компетенция включает в себя разносторонние коммуникативные умения и навыки, которые являются психологическим инструментом для достижения целей обучения в полном объёме.

10.02.2019 18:31


Рекомендуем курсы ПК и ПП