СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Коммуникативный системно - деятельностный подход в обучении английскому языку в системе ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

За последнее время жизнь в России сильно изменилась. Но как бы

сильно не менялась политика, экономика-человек остаётся тем же и бьётся

над своими проблемами. Перед этими вечными проблемами стоят и учителя,

и ученики, и,в целом, система образования. Строится новое общество,

меняется и школа. Старые, авторитарные методы педагогического

стимулирования и воздействия не помогают решать задачи в обучении и

воспитании нового подрастающего поколения.

Коммуникативный системно-деятельностный подход нацелен на развитие

личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно

быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Целью данной работы является изучение коммуникативный системно-

деятельностного подхода при обучении иностранному языку в контексте

ФГОС.

Задачи данной работы:

1.Изучить теоретический печатный и электронный материал по данной

теме.

2.Систематизтровать современные дидактические методы (подходы) при

обучении иностранному языку.

3.Определить технологию организации системно-деятельностного подхода

в обучении иностранному языку на уроке.

4.Сделать выводы по изученной проблеме.5

1.Современные методы (подходы) при обучении иностранному языку в

системе ФГОС.

В последнее время российская система образования претерпевает

постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно

приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие

педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать

обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.

Коммуникативный системно-деятельностный подход.

При таком подходе создаются положительные условия для активного и

свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия

сводятся к следующему: учащиеся получают возможность свободного

выражения своих мыслей и чувств в процессе общения; каждый участник

общения остается в фокусе внимания остальных; самовыражение личности

становится важнее демонстрации языковых знаний; участники общения

чувствуют себя в безопасности от критики за ошибки.

Концептуальными положениями коммуникативного метода по Е.И. Пассову

являются следующие:

1. Иностранный язык в отличие от других школьных предметов является

одновременно и целью и средством обучения.

2. Язык - средство общения, идентификации, социализации и приобщения

индивида к культурным ценностям страны изучаемого языка.

3. Овладение иностранным языком отличается от овладения родным

способами овладения; плотностью информации в общении; включенностью

языка в коммуникативную деятельность; совокупностью реализуемых

функций.

В настоящее время все большей популярностью пользуются интенсивные

методы обучения иностранным языкам. Существует множество

разновидностей интенсивного метода, используемых в основном для

обучения иностранному языку взрослых. Однако и в школе опытные учителя

успешно используют приемы работы, свойственные этому методу.

Исходя из основной задачи интенсивного обучения взрослого контингента -

в кратчайший срок овладеть умениями иноязычного общения, можно

выделить два основных фактора, характеризующих интенсивное обучение:

- минимально необходимый срок обучения для достижения.

- максимальное использование всех резервов личности обучаемого.

Последние десятилетия методика обучения иностранному языку развивается

под знаком коммуникативно-ориентированного обучения.

Особенности технологии интенсивного метода заключаются в следующем:

1) в использовании приемов, активизирующих сознательные и

подсознательные процессы психики для создания обширной и прочной

языковой базы;

2) в разработке заданий, мотивирующих общение;

3) в оптимальной организации коллективного взаимодействия учащихся

между собой и с учителем.

Методические приемы, которыми пользуется учитель для создания

проблемных ситуаций, включают следующие:8

1) учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти

способ его разрешения;

2) сталкивает противоречия практической деятельности;

3) излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

4) предлагает классу рассмотреть проблему с различных позиций (например,

юриста, финансиста, педагога, психолога и т.д.);

5) побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации,

сопоставлять различные факты;

6) ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию,

логику рассуждения и т.д.);

7) определяет проблемные теоретические и практические задания;

8) ставит проблемные.

Преимуществами проблемного метода обучения являются следующие

моменты: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой

деятельности; высокий интерес к учебному труду; развитие продуктивного

мышления; прочные и действенные результаты обучения

Модульное обучение.

В связи с использованием личностно-ориентированного подхода в

практике преподавания иностранных языков, базовыми положениями

которого являются направленность на развитие личности обучаемого как

активного субъекта учебной деятельности; повышение роли самостоятельной9

работы; контроля и самоконтроля за ходом и результатом овладения

иностранным языком, актуальной становится проблема изучения и

использования инновационных технологий, в том числе технологии

модульного обучения, особенно на профильном уровне обучения

иностранному языку. Целью данной технологии является развитие и

воспитание способности и готовности старшеклассников к самостоятельному

изучению иностранного языка.

Рассмотрим основные принципы модульного обучения.

1) Модульность. Обучение строится по отдельным функциональным узлам-

модулям, предназначенным для достижения конкретной цели.

2) Структуризация содержания обучения на обособленные элементы.

3) Динамичность. Содержание модуля может изменяться в зависимости от

социального заказа

4) Действенность и оперативность знаний в их системе

5) Гибкость. Структура модулей должна быть такой, при которой

обеспечивается легкое приспособление.

6) Осознанная перспектива. Для глубокого понимания учащимися стимулов.

7) Разносторонность методического консультирования и паритетность.

Предполагаются паритетные отношения между учителем и учащимися.

Проектный метод.

Проект представляет собой самостоятельно планируемую и

реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично

вплетается в интеллектуально-эмоциональный кон текст другой деятельности

(игры, путешествия, выпуск журнала и др.).

Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в

удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей,

афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим

оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями,

составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и

т.д. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается

на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Самое

важное то, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект.

Проектный метод позволяет органично интегрировать знания учащихся из

разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять

полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи

Главными целями введения в школьную практику проектной методики приорганизации самостоятельной работы учащихся являются следующие:1. показать умение учащихся использовать приобретенный в процессе

обучения исследовательский опыт;

2. реализовать свои интерес к предмету исследования, приумножить знания о

нем и донести это до заинтересованной аудитории;

3. продемонстрировать уровень владения иностранным языком;

4. совершенствовать умение участвовать в коллективных формах работы, т.е.

умение работать в сотрудничестве;

5. создавать условия для развития личности учащегося, так как проект

развивает активное самостоятельное мышление и учит не просто запоминать

и воспроизводить знания, которые дает школа, а уметь применять их на

практике;

6. научить самостоятельно добывать знания, систематизировать и

обрабатывать информацию, делать собственные выводы о проделанной

работе.

2. Коммуникативный системно - деятельностный подход в обучении

английскому языку в системе ФГОС.

При подготовке молодого поколения к жизни в условиях современного

общества особенное внимание следует уделять именно развитию мышления,

а не репродуктивной способности по воссозданию ограниченного набора

определенных знаний.

Практика показывает, что коммуникативный системно-деятельностный

подход к обучению английскому языку является эффективным в средней

общеобразовательной школе.

Коммуникативный системно-деятельностный подход предусматривает

следующие содержательные этапы-компоненты обучения:

1) языковая подготовка;

2) специализированная речевая подготовка;

3) коммуникативно-функциональная подготовка в ситуациях пользования

изучаемым иностранным языком;

4) практика использования иностранного языка в коммуникативной,

экспрессивной и когнитивной функциях.

Все обучение иностранному языку и рамках данного подхода выстраивается

в последовательности семи блоков:

1) введение иноязычного речевого матери ала;

2) формирование навыков владения им;

3) активизация использования усвоенного материала в речевой деятельности

в ходе формирования соответствующих собственно речевых и

коммуникативных умений;14

4) формирование первичного опыта владения изучаемым иностранным

языком в процессе практики иноязычной речевой деятельности и общения;

5) самооценка и тестирование владения иностранным языком;

6) коррекция обучения и самокоррекция овладения иностранным языком;

7) формирование основ и зоны ближайшего развития для дальнейшего

овладения им.

Во всех названных блоках используется общая система упражнений и

методических приемов, дифференцируемая на функциональные комплексы в

соответствии с конкретными группами умений. Каждой форме обучения и

этапу овладения иностранным языком соответствует определенный перечень

речевых, коммуникативных и межкультурных умений.

Оптимальное использование время урока один из основных принципов

работы с учащимися. Для этого эффективными являются следующие

приемы:

- обучение по принципу “все, что могут делать ученики, не должен делать

педагог” позволяет развивать у учащихся черты победителя, лидера.

- взаимооценка и самооценка учащихся учит детей ответственности и

собранности. А также обеспечивает немедленное подкрепление правильной

реакции с помощью процедуры “контроль-коррекция”.

- рефлексия способствует формированию коммуникативной и

эмоциональной культуры, рефлексия – осмысления своей практической

деятельности.

Таким образом, системность в обучении английскому языку определяется

синтезом всех слагаемых овладения английским языком. Обучая

английскому языку, следует уделять внимание именно синтезу

разносистемных факторов и признаков. Системность лично-

ориентированного, деятельностного, коммуникативного, а также

компетентностного подхода ориентировано на образование, воспитание и

развитие личности школьника средствами английского языка.21

Выводы.

Современные методы преподавания иностранного языка основываются на

творчестве, самостоятельности учащихся, на взаимодействии учащихся друг

с другом и учителем, роль которого меняется, вместо контролёра он

становится равноправным партнёром и консультантом. Как известно,

обучение школьников иностранному языку нацелено на формирование и

развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на

изучаемом языке.

Подводя итоги, следует сформулировать те основные положения, которые

сегодня объединяют большинство методических направлений как в нашей

стране, так и за рубежом.

Основным положением, которое объединяет различные направления в

методике и различные традиции в преподавании, является идея обучения

иностранному языку как средству общения, а также идея общения как

средства обучения языку. Однако, обучение языку не должно превращаться в

неосознанную тренировку в коммуникативном использовании языка. Все

чаще в современных концепциях обучения языку коммуникативный подход

органически сочетается с сознательной систематизацией языковых явлений в

процессе обучения.

Суммируя вышесказанное, нужно отметить, что согласно дидактике не

существует таких универсальных методов и средств обучения, которые бы23

всегда давали успех. И ни один из методов обучения, будучи использован

сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Применение любых

методов обучения должно осуществляться не само по себе, а в контексте

педагогической системы, с учетом ее элементов и особенностей, контингента

учащихся, целей обучения и воспитания, содержания обучения и т.д.

Применение того или иного метода должно быть методически обеспечено,

без чего его обучающие возможности не будут реализованы.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что учителю иностранного языка

требуется знать: возрастные и индивидуальные особенности своих учеников,

их уровень развития, сегодняшние интересы и планы на будущее; свой

предмет, который предполагает не только знание самого языка, но и знание

психолого-физиологических механизмов, лежащих в основе усвоения

языковых средств, операций и действий с ними, обеспечивающих речевое

общение, а также особенности современных методов обучения. Для того,

чтобы осуществить обоснование выбора методов, необходимо, прежде всего,

знать возможности и ограничения всех методов обучения иностранному

языку, понимать, какие задачи и при каких условиях успешно решаются с

помощью тех или иных методов, а для каких задач они бесполезны или

малоэффективны.24

Список литературы.

1. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения /

А.В. Конышева. - Минск: Тетра Системс, 2007. - 352 с.

2. Рабинович, Ф.М. Интенсивные методы обучения иностранным языкам

и средняя школа / Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова // Иностранные языки в

школе. - 1991. ? № 1. - С. 9-17.

3. Банникова, Л.С. Методика преподавания иностранных языков и

технические средства обучения: Курс лекций для студентов 4 курса

специальности 1-02 03 06 01 - “Английский язык”, специальности 1-02 03 06

02 - “Немецкий язык”. В трех частях. Часть I. / Л.С. Банникова. ? Мин-во обр.

РБ. - Гомель: УО “ГГУ им. Ф. Скорины”, 2006. - 82 с.

4. Душеина, Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка /

Т.В. Душеина // Иностранные языки в школе. - 2003. ? № 5. - С. 38-40

15.03.2015 00:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!