СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология реализации системно-деятельностного подхода в формировании иноязычной коммуникативной компетенции

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Среди основных задач стоящих в настоящее время пред каждым педагогом, нет другой более важной и более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной, устойчивой мотивации, которая побуждала бы к упорной систематической учебной работе». /ФГОС/ Стремление России активно и плодотворно сотрудничать с западными странами существенно повлияло на расширение функции иностранного языка как предмета и привело к переосмыслению цели, задач и содержания обучения иностранным языкам. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт по иностранным языкам предполагает необходимость формирования у учащихся следующих основных компетенций: – базовые компетенции (чтение, письмо, слушание и говорение) – мыслидеятельностные компетенции (причинно-следственное мышление, принятие решений, критическое мышление) – личностные компетенции (ответственность, самооценка, коммуникативность, нравственность). В обучении иностранным языкам существуют различные подходы, различные стратегии. На современном этапе наиболее действенным является системно-деятельностный подход. Цель технологии системно-деятельностного подхода – развитие личности. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Основной принцип технологии системно-деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, а учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование технологий системно-деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: проектные формы деятельности, создание слайдов и использование ИКТ при объяснении нового материала, игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала. Овладение языком как средством общения происходит эффективнее в активном поиске, в решении проблемных познавательных задач Основное назначение английского языка – это умение общаться на нём, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми – это и есть коммуникативная компетенция. Я работаю в группах с учащимися среднего уровня: часть из них не говорят по-английски вообще, кроме отдельных монологических тем, требуемых программой; другие не способны на диалогическое общение; и лишь у некоторых сформирована устная разговорная речь. Таким образом, ведущей идеей моего опыта является реализация технологии системно-деятельностного подхода и соответствующих методов и приёмов, которые помогут обеспечить высокий уровень мотивации учащихся. В связи с этим цель моей педагогической деятельности – разработка и внедрение методического обеспечения условий для формирования коммуникативной компетентности учащихся. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: разработать приёмы работы по повышению мотивации учащихся, стимулировать потребность в иноязычном общении, воспитывать у учащихся культуру общения. Технология системно-деятельностного метода позволяет мне планировать достижение результатов с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. На своих уроках, при объяснении нового материала, я использую ИКТ. Это позволяет учащимся лучше усваивать грамматические структуры, лексические единицы. Происходит непосредственное общение учитель – ученик, это ставит учащегося в центр процесса обучения, и способствует личному участию каждого ученика. Также системно-деятельностный подход позволяет внедрить в учебный процесс активные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся, мышления, умения перестраиваться в быстро меняющемся современном обществе. Делается акцент на групповые работы. Из всей совокупности дидактических форм и приёмов свой деятельности я остановлюсь на нескольких, на мой взгляд, наиболее эффективных формах групповой работы. Одним из эффективных методов системно-деятельностного подхода – метод проектов, который позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению английского языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим фактором. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его окружение). Главное – это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы. Например, урок-путешествие, хорошо отражает технологию системно-деятельностного процесса. Необходимо помнить, что проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая работа, в которой речевое общение включено в контекст другой деятельности (нахождение, подбора и обработки информации). Нужно отметить, что правильно организованная на уроке, коллективная учебная деятельность в группе (слабый – сильный ученик), способствует личному участию каждого ученика, ставит его в центре процесса обучения и развивает способности осуществлять общение на иностранном языке. Вся работа над созданием проекта делится на несколько видов: первый вид – планирование совместной работы, распределение обязанностей, обсуждение заданий и ожидаемого результата, второй вид – выполнение работы, третий вид – это обсуждение на уроке того, что подготовлено, внесение исправлений, уточнений, четвертый вид – учащиеся демонстрируют результат своего коллективного творчества, комментируют его. При этом во внимание принимается успешность решения речевой задачи, наличие или отсутствие ошибок, оригинальность идеи и качество подготовленных материалов. При подготовке проекта учащимся требуется владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, вести поиск нужной информации на английском языке, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, работать с разнообразным страноведческим материалом. Вторым приёмом является ролевая игра. Именно ролевая игра снимает все психологические барьеры, способствует раскрепощению, активизации учащихся, которые испытывают затруднения при коммуникации. При использовании ролевой игры в обучении основной упор я делаю на личность учащихся, на их жизненный опыт. Задачи любой ролевой игры научить учеников инициировать, поддерживать и заканчивать беседу, принимать решение, отвечать на предложение собеседника согласием или отказом, переспрашивать, уточнять информацию, высказывать свое мнение, просьбу, восстанавливать общение в случаях сбоя. Несмотря на то, что цель ролевой игры заключается в тренировке спонтанной речи, тем не менее, учащихся необходимо заранее готовить. При этом я учитываю следующие принципы: – от простого к сложному, – от контролируемых упражнений до ситуации общения, приближенной к реальности, – принцип тематического отбора. Новизна использования ролевой игры заключается в разработке системы упражнений для небольших групп учащихся по принципу: Presentation –– Practice –– Production. Как правило, я прибегаю к ролевым играм в самом конце изучения темы, для оттачивания приобретенных знаний. В этом случае необходимая лексика английского языка и грамматические конструкции уже усвоены, речевые образцы проработаны, фонетические, орфографические задания и пройдены. Группе учащихся даётся определённая ситуация, они распределяют роли и готовят примерную беседу. Например: Work in groups of two or three. Think of some role plays in an airport or on a plane. Choose a place and some characters. You can be travelers from different countries, pilots, customs officers…! В заключение, хочу сказать, что реализация системно-деятельностного метода обучения повышает эффективность образования. Проверяя результативность этой технологии, ежегодно провожу мониторинг: тестирование на уровень владения разговорной речью учащимися. Тестирование проводится по следующим критериям: – владение грамматическим материалом, – владение лексическим материалом, – логика построения монолога/ диалога, – общая культура речи, – создание психологической комфортности для собеседника (в диалоге). Данные приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора) дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и структурность. Это и есть системно-деятельностный подход в условиях классно-урочной системы. Именно данный подход дает возможность изучать иностранный язык в реальном информационном пространстве.
08.01.2015 14:34


Рекомендуем курсы ПК и ПП