© 2017 288
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Часто на письме происходит смешение классических омофонов – компания «группа людей, проводящих вместе время», «объединение предпринимателей» и кампания «система мероприятий» < «военные действия».
Причина этой ошибки в незнании правила правописания слов с безударными гласными (в данном случае запоминаемых в словарном порядке), что подкрепляется их общим иноязычным происхождением, а также значительно большей частотностью и разветвлённостью значений одного из членов этой пары – компания.
Общим для этих слов, кроме сходства звучания и возможности употребляться в одних стилях речи, является только то, что оба они своим прародителем имели латинский язык. Не вдаваясь в перипетии возникновения, этапов и направления перемещения этих омофонов в разных европейских языках, посмотрим на составляющие их морфемы и образы, положенные в основу названий в романских языках.
Слово кампания, попавшее в русскую речь в начале XVIII в., в конце концов восходит к лат. сатриs «поле; поле сражения»; «сфера деятельности» (ср. поле боя, бранное поле, широкое поле деятельности, а также американизм кампус «университетский городок»).
В слове компания, проникавшем к нам на протяжении XVII в. с разными значениями, явно определяются отзвуки той же латинской основы, что и в рапis «хлеб», и приставки сот- (фонетический вариант соп-) из предлога сит «с, вместе», которая, как и русский префикс с- II со-, придаёт производным значение совместности действия, нахождения рядом и т.п. Так что буквально компания значит «сообщество вместе едящих хлеб, сохлебники» (ср. однокашники). Некоторым подспорьем в орфографии здесь могут быть многочисленные латинизмы с начальными элементами ком-, кон-, кол-, кор-, выделяющие подобный семантический компонент.
Источник: Русский язык в школе и дома. – 2008. – № 9. – С. 8.
© 2017 288