СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Что такое конфликт? Кто живет без конфликтов? Типы конфликтов и пути их разрешения? Все эти вопросы я хочу осветить в своем докладе.
Анна Неркаги в своей повести «Белый ягель» словами героя Ванко сказала: «Жизнь – это борьба, борьба за себя, борьба с собой».
Жизнь – это вечное развитие через преодоление, а значит через столкновения. Существует строгий стереотип однозначного отношения к конфликту. Уничтожить конфликт – уничтожить одно из сильнейших механизмов развития жизни. Конфликт объективен и неизбежен, как объективна и неизбежна сама жизнь.
Конфликт – (в переводе с латинского – столкновение) константа человеческой жизни, явление сложное и многообразное, это момент в межличностных отношениях двух субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром, когда между этими личностями возникает столкновение смыслов.
Конфликт требует от человека больших как психологических, так и физических усилий. Если мы не выдерживаем напряжения, то срываемся, нарушаем границы общения и поведения, потом сожалеем о случившемся. Со временем приходит успокоение, но отношение к себе становится чуть ниже с каждым разом. Поэтому необходимо овладеть искусством справляться с конфликтом и с собой в конфликте, каждый раз возвышаясь над ситуацией и восходя туда, где разум и добро.
Задумайтесь на минуту и ответьте сами себе на вопросы: «Нравится ли мне бесконфликтная жизнь? Хочу ли я стать бесконфликтным человеком?» Наверное, большинство сказали себе «Нет». Стать бесконфликтным – это значит отказаться от собственного «Я», от свободы мысли, от права решать жизненные проблемы. Подобный тип людей пытается приспособиться к любой ситуации, приговаривая: «Худой мир лучше доброй ссоры», «Я сделаю как ты хочешь».
Межличностный конфликт снят, но не разрешен. Он перешел во внутреличностный конфликт, и человек обрекает себя на постоянное психологическое напряжение, мало того, он остановил свой личностный рост, создает для себя ненужные стрессовые ситуации. В результате такие люди становятся неинтересными для окружающих.
Без конфликтов живут:
Конфликт – это непредвиденная ситуация, которая отражает недоступные в обычной жизни уголки человеческой души другого субъекта.
Конфликт дает возможность человеку учиться принимать позицию другого не только в ситуации конфликта, но и в повседневной жизни. Принять позицию другого- не значит согласиться. Принять – это увидеть мнение другого субъекта, отличное от нашего, признать, что другой имеет право на свою точку зрения и включить его позицию в свой внутренний мир.
Конфликты могут различаться по содержанию, то есть по предмету столкновения.
Пустой конфликт – не имеет предмета столкновения.
Принцип действия «Я против, потому что мне плохо». Причиной столкновения является временное особое состояние субъекта. Здесь не надо разрешать конфликт, но надо быть внимательным к другому, заметить его самочувствие, уважать неблагоприятное состояние партнера.
Бытовой конфликт – объектом столкновения является бытовое устройство (пример с дежурным в группе общежития). Бытовые конфликты снимаются изменением объекта конфликта или нераспределенных обязанностей.
Административный конфликт – объектом столкновения становятся полномочия субъектов (пример – распоряжение руководителя по увеличению обязанностей). Один субъект утверждает, другой субъект отрицает. Административные конфликты снимаются через ранее подписанный договор, где четко должны быть оговорены права и обязанности сотрудника. Административные конфликты могут возникнуть не только на уровне «воспитатель – учащихся».
Профессиональный конфликт – объектом столкновения выступает профессиональная деятельность. Такие конфликты возникают между людьми одной профессии (пример- приход нового сотрудника). Снимать профессиональные конфликты помогут курсы повышения квалификации, самообразования. Бывает, что конфликты сопряжены с претензиями одного из профессионалов на более высокое положение, хотя по сути это больше амбициозный конфликт, но он останется профессиональным, если результаты профессионального труда становятся значимыми для хотя бы одного из субъектов.
Психологический конфликт – предметом столкновения является психологическое свойство, неудобное для одного из субъектов. Один из субъектов чувствует себя некомфортно при взаимодействии с другим в силу особенностей темперамента, мышления, воли, повышенного уровня тревожности… попросту досаждает другому. Способ снятия психологических конфликтов – знание особенностей субъекта, с которым постоянно общаешься, психологическое просвещение и принятие субъекта таким, какой он есть (примера человека с высоким уровнем тревожности).
Амбициозный конфликт – объектом является репутация субъектов (пример- опытный и начинающий педагог). Способ снятия амбициозных конфликтов- необходимо подчеркнуть значимость личности другого субъекта.
Эстетический конфликт – объектом столкновения являются нормы поведения. Способы снятия эстетических конфликтов – постоянное повышения уровня воспитанности, выработка верных поведенческих привычек.
Особое место занимает педагогический конфликт, он существенным образом отличается от всех остальных видов. В педагогическом конфликте заведомо субъекты неравны:
Именно поэтому педагог должен взять на себя ответственность за ход конфликта и умело довести его до конца так, чтобы ребенок смог подняться на новый уровень развития. Учащийся, в силу слабого развития своего самосознания, действует исходя из ситуационного интереса по принципу «хочу здесь, хочу сейчас», не видя перспективы и важности реализовать поставленные перед ним задачи (пример – учащийся отвлекается на занятиях). Классный руководитель реализует интересы учащегося, связанные с его развитием, но учащейся не знает, что классный руководитель является носителем его интересов, оттянутых во времени и неактуальных для него в данный момент.
Конфликт неустойчивого родительского восприятия
Подросток еще не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, не целеустремлённость; внешний облик, зачастую, соответствует этим качествам. Вместе с этим, он пытается вести себя как взрослый, то есть критикует, требует уважения. В результате взрослые недооценивают положительные качества, зато высвечивают (больше, чем это необходимо) недостатки. Родителям необходимо оценивать достоинства и недостатки подростка, сбалансировать систему обязанностей и прав. Ни в коем случае нельзя в пример ставить младшего ребенка, он еще маленький и слушает родителей безоговорочно, а противопоставление нарушает отношения между детьми в семье.
Диктатура родителей – это способ контроля во всем, при контроле дети подавляются другими членами семьи, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростка и в его душу. Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к подростку, но необходимо принимать оправданные решения. Требовательность родителей должна сочетаться с уважением и доверием, принуждением и неизбежно они столкнутся с сопротивлением. Даже если родителю удастся сломить это сопротивление- это не победа, это подавление собственного ребенка, его «Я». Пусть ребенок вешает свои джинсы туда, куда хочет, сам выбирает стиль своей территории, имеет свои секреты. Ребенок уже взрослеет и у него должна быть территория, куда нам, взрослым, «вход запрещен». Если вы изначально правильно воспитывали ребенка, любили и уважали его, вам стоит только попросить или посоветовать ему (например, убрать в комнате, перевесить джинсы), он с удовольствием выполнить просьбу, почувствовав уважение к себе, желание близкому хорошо, и сам увидит свое «Я» на более высокой ступени и, действительно, еще на шаг повзрослеет.
Родителям «директорам» необходимо соблюдать правила общежития:
Мирное сосуществование – скрытый конфликт. Здесь царит позиция невмешательства, у каждого свои победы и проблемы. Родители поддерживают нейтралитет. Получается, сто семья не существует для ребенка. В критический момент он не сможет обратиться к самым близким людям. Он их уже считает равнодушными, а себя не нужным. Необходимо поменять технику общения, включиться в жизнь подростка, помочь ему включиться в жизнь семьи, установить здоровую систему запретов.
Конфликт опеки – ограждение своего подростка от трудностей различного рода. Такие ребята часто безынициативны, покорны, подавлены. Вялое безразличие подростка иногда превращается в «диктат над слабым», а в последствии и над родителями. Для разрешения подобного конфликта родителям необходимо поменять тактику. Нельзя отказываться от контроля, без него невозможно воспитание, но свести опеку до минимума необходимо. Нельзя требовать от подростка только правильных поступков (разве мы, взрослые, не ошибаемся?), необходимо подростка любить таким, какой он есть, и помогайте ему советом и делом.
Конфликт родительской авторитарности – «шоковая терапия». Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь из них сделать «вундеркиндов», учат музыке, языкам, танцам, даже если у ребенка нет желания и способностей. Замечая промах, наказывают неуважением, непринятием собственного ребенка – «Мне не нужна такая дочь, я тебя отправлю в детский дом» и т.д. Постоянно проводят воспитательные беседы, не давая подростку высказать свое мнение или объяснить причину в конкретном случае. Успехи часто не замечаются, только требуют от ребенка совершенствования – «Вот я в твоем возросте…», «А твоя старшая сестра в твоем возрасте…»… Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывает обида, он понимает, что не может того, что от него ждут, он бессилен и стало все, как на войне: две стороны – Родители и подросток,
Грубость на грубость,
Просьба – на отказ,
Злорадство – на злорадство.
Если у родителей случится несчастье, их «вундеркинд» не будет сочувствовать, он им оплатит их же монетой. Данный тип конфликта самый опасный, поскольку у подростка появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни. Он такой не нужен, его такого не любят, а в помощь своих родителей он не верит. Часто такие мысли доводят подростков до суицидов. Необходимо изменить тактику поведения, проявить терпение к недостаткам собственного ребенка, развивать в нем достоинства, которые свойственны именно ему. Главное надо самому родителю понять, а затем уверить ребенка в том, что вы всегда будете его любить, гордиться его достижениями, поможете преодолевать трудности.
Межличностный конфликт – столкновение интересов двух субъектов, заявивших право на предмет столкновения.
Межгрупповой конфликт – столкновение интересов двух групп как совокупных субъектов в отстаивании своих интересов.
Внутреличностный конфликт – это конфликт, в котором противоречие возникает между двумя мотивами одного человека.
Все три вида конфликта по содержанию могут быть административными, профессиональными, бытовыми, психологическими, эстетическими, амбициозными.
Хочется также остановиться на типах конфликтных личностей:
Демонстративный – люди, которые пойдут на конфликт только ради того, чтобы быть в центре внимания.
Ригидный – люди такого типа не умеют считаться с мнением окружающих, их поведение отличается бесцеремонностью, которая переходит в грубость.
Неуправляемый – импульсивные люди, имеют низкий уровень самоконтроля.
Сверхточный – добросовестные, скрупулезные работники, которые подходят ко всему с позиции завышенной требовательности.
Рационалист – расчетливые люди, готовые пойти на любой конфликт для достижения своих целей.
Безвольный – отсутствие собственной убежденности делает таких людей оружием в руках других.
Обратим свое внимание на сценарий конфликта:
Конфликтная ситуация- это ситуация, когда одна из сторон начинает действовать ущемляя интересы другого.
Инцидент- это момент столкновения.
Разрешение конфликта может быть:
Конструктивным- то есть плодотворным, отношения между субъектами конфликта перейдут на новый уровень развития. Каждый субъект конфликта смог сопоставить свои интересы с интересами другой стороны, признал право другой стороны и реализовал свои интересы.
Деструктивным – разрушающим нормальную структуру отношений. Каждая сторона будет отстаивать свои интересы, не желая видеть интересы другого, не желая прогнозировать будущие отношения с другим (пример – расписание уроков физики).
Заканчивая свой доклад, я хочу подвести итог.
Конфликт – удивительное явление жизни, которое представляет возможность познать другого, узнать иные чувства, мысли, отношения и это само по себе уже интересно. Я желаю всем достойно разрешать все возникшие конфликты, совершенствуя свое «Я», познавая «Я» другого. Ежедневно мы входим в класс, в конфликтогенную зону. Я желаю вам удачи в разрешении конфликтов с учениками так, чтобы они не поняли, что конфликт был.
В заключение я предлагаю вам тест.
© 2017, Ивницкая Галина Анатольевна 2009