СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Детские конфликты
У детей младшего школьного возраста чаще всего конфликты возникают – из-за ролей, и из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей. Детские конфликты могут быть внутриличностными, межличностными и групповыми.
Причины возникновения конфликтов:
В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. В младшей школе Ребенок еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны. В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью ( в число таких детей попадают дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой, дети из семей с гипо- или гиперопекой, дисгармоничными типами воспитания, это агрессивные, плохо контролирующие свое поведение дети, тревожные дети). У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:
Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются
Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно
Сверхпокладистые – со всеми соглашаются
Всезнайки – считают себя выше, умнее других
Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться
Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас
Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом
Для наших детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.
Особенности общения со сверстниками порождающие конфликт:
· Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор)
· Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения
· Нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения – принятие причудливых поз, кривляние, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок)
· Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие – несогласованность порождает конфликт)
На этапе начальной школы у ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого (воспитателя и родителя) ему очень необходима. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения. Разрешение конфликта – это:
· минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия
· устранение полностью или частично причин, породивших конфликт
· изменение целей участников конфликта
· достижение соглашения по спорному вопросу между участниками
В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись.
Наша с вами задача состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей (каждый – человек, со своими желаниями, переживаниями), в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта) Например я высказываю детям свое отношение к конфликтной ситуации.
Учу детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагаю им обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в таком возрасте возможно совместное принятие решения).
Два способа разрешения конфликта: Деструктивный - «Уйду, и не буду с ним играть» «Сам буду играть» «Позову воспитателя и она заставит всех играть» «Всех побью и заставлю играть»
Конструктивный «Предложу другую игру» «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть»
В разрешении детских конфликтов мы с вами должны обеспечить нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии: 1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин (кто участвовал в конфликте и кто знает, что произошло). Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей». 2. Оценка целей конфликтной ситуации (открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего) Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны. 3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива.(несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть…) Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции. Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя: - описание произведенного действия - описание возможного или неизбежного результата этого действия - предложение альтернативного варианта поведения (схема позитивного сообщения может выглядеть так:
Когда ты…
Может случиться, что…
Лучше… )
Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации - применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску)
Воспитатель должен владеть техникой активного слушания. - выдвинуть определенные жесткие требования - указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в гпд, но и в повседневной жизни. 5. Оценка особенностей участников конфликта 6. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.
С детьми группы мы постоянно проводим диагностические беседы по примерным вопросам:
Тебе хочется ходить в школу?
Почему?
С каким настроением ты чаще всего идешь в школу?
Какие игры ты знаешь?
В какие игры ты умеешь играть?
В какие игры ты любишь играть больше всего?
Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?
Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?
Можно ли нарушать эти правила?
Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?
Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?
Как ты думаешь, конфликт и ссора – это одно и то же? Попробуй объяснить свое мнение.
Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?
Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть - Авторитарным –этот воспитатель чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств: настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите!», «Положите!», «Не бегайте!», «Не деритесь!», «Надо делать так!».
- Демократическим – этот воспитатель считает, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстниками, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость. Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы
- Анархически-попустительский – это тот воспитатель, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный.
В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. В своем классе я принимаю позу «глаза в глаза» (сажусь на стульчик лицом к ребенку). Настраиваюсь на ребенка, слушаю с сочувствием, использую в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяю наиболее важные мысли и чувства, т.е. подтверждаю, отражаю содержание информации и чувств ребенка, показываю принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебиваю и не даю советов, не привожу примеров, остаюсь нейтральным, не принимая ничью сторону, получая интересующую меня информацию, стараюсь поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не должен доминировать в беседе, он посредник, помощник. Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т.к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа. Воспитателю иногда полезно повторить, как он понял что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом Выслушиваются обе стороны: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Воспитатель не должен приводить к эффекту «самонакручивания». Обсуждать нужно следующее:
Что произошло? (сформулировать суть конфликта)
Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)
Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? ( определить, назвать чувства)
Как быть в этой ситуации? ( найти решение)
Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.
Методы профилактики конфликтов.
Я считаю, что конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта. Группу детей в определенное время нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в группе здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Очень важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка ( оценки должны касаться только поступков детей) Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.
Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого например я, использую: - сюжетно-ролевые игры ( в том числе и с наличием проблемной ситуации) - имитационные игры ( имитирующие в чистом виде какой-либо человеческий процесс) - интерактивные игры ( игры на взаимодействие) - обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них - психогимнастика - чтение и обсуждение художественных произведений - просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий
Предлагаю детям игры и активно в них участвую.
Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как:
«Солнечный круг» «Островок желаний» «Островок доверия» « Островок чувств» «Секретная комната» «Уютный уголок» « Стол переговоров» «Уголок тишины» «Коврик мира» «Мирные стулья» «Уголок для друзей»
В гости к детям могут приходить литературные герои – добрый и злой, Незнайка.
Литература: Я.Л.Коломенский, Б.П.Живнявский «Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности» М 1990г.
© 2017, Котенкова Марина Михайловна 12765