СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс "Учитель года 2022 год"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель года

номинация

«Методическая мастерская»

2021-2022 учебный год

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Позвольте представиться: меня зовут Прусакова Елена Анатольевна.

Приглашаю Вас посетить мою «Методическую мастерскую», которая называется

«В ногу со временем».

Если говорить о педагогическом стаже, то в школе я работаю относительно недавно, чуть больше семи лет.

Но, как я успела убедиться, и за такой, сравнительно небольшой промежуток времени, учитель может иметь у себя в «потайном сундучке» несколько своих, только ему ведомых штучек, которые в педагогике называются приёмы и методы обучения.

Прежде, чем приступить к подготовке визитной карточки, которая представлена в рамках методической мастерской, я, как учитель русского языка и литературы, попыталась определить лексическое значение словосочетания «Методическая мастерская» и пришла к выводу, что это не отчёт о проделанной работе, не экзамен на знание лингвистических понятий и педагогических терминов, а это то, чем мы можем поделиться со своими коллегами то, что стараемся применять на своих уроках в соответствии с целями и задачами занятий.

Опираясь на направление государственной образовательной политики в процессе обучения и воспитания, а также учитывая вызов времени и социокультурные тенденции развития образования, в своей работе я руководствуюсь основными принципами построения образовательного процесса, приоритетными для меня являются :

  1. Создание психологической атмосферы в классе
  2. Индивидуализация обучения (индивидуальный подход)
  3. Систематичность и последовательность в освоении знаний (от простого к сложному)
  4. Формирование стойкой мотивации ребёнка к обучению

Расскажу о приемах и методах, которые я применяю на своих уроках, руководствуясь этими принципами.

С одной стороны, создание благоприятной атмосферы в классе может показаться пустяковым делом, а с другой непреодолимой задачей. Ведь, заходя в класс, мы не знаем в каком настроении дети, какие проблемы у них были до вашего урока, и ещё много вопросов и нюансов, которые тоже должен учитывать учитель.

Приёмы уже давно всем известны:

  1. Создание ситуации успеха
  2. Опора на переживания, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся
  3. Использование дифференцированного и индивидуального подходов
  4. Возможность поделиться своими успехами и достижениями
  5. Возможность каждого ученика видеть своё движение вперёд
  6. Педагогическое сотрудничество

Все эти приёмы нам хорошо знакомы.

Для достижения намеченного результата я использую метод «приветствие- рукопожатие»: заходя в класс, прошу детей поприветствовать не только меня, но и друг друга. Так создаётся цепочка через весь класс из рукопожатий. Замыкаю рукопожатия я сама, и получается замкнутая цепь. Благодаря этому приёму, создаётся не только благоприятная, но и доверительная атмосфера в классе, так как учитель тоже участвует в процессе рукопожатия, а значит - он заодно с детьми. И уже после этого дети с улыбками садятся на свои места. Этот приём занимает всего 2 минуты, а эффект от него остаётся на протяжении всего урока.

Для создания благоприятной атмосферы в классе на уроках русского языка при изучении новой темы «Фразеологизмы и фразеологические обороты» я в начале урока я рисую на доске какой-нибудь фразеологизм - (карикатуру) (или демонстрирую уже готовое изображение на экране или на листе бумаги) и прошу ребят объяснить, что изображено на рисунке. Таким образом мы выходим на тему урока. Учитель может объявить тему урока и озвучить фразеологизм. Эта тема урока сама по себе уже интересна и увлекательна, а когда учитель делает замечания в течение урока, употребляя фразеологизмы (когда ученик мешает классу- «не ставь нам палки в колёса» и т.д.), то это, конечно, вызывает бурю эмоций, и наша цель достигнута: сохранили благоприятную атмосферу в классе на протяжении всего урока и нашли фразеологизмам практическое применение (дети тоже участвуют в этом процессе). Эффективность данных приёмов неоспорима.

Второй принцип:

  1. Индивидуализация обучения (индивидуальный подход)

Мы часто говорим, что каждый ребёнок индивидуален. А всегда ли нам удаётся на уроке использовать принципы индивидуализации или, как принято говорить, индивидуального подхода к обучающимся?

Жизнь – это постоянное движение вперёд, умение сосуществовать в социуме. Задача учителя обеспечить такой образовательный процесс, который помог бы детям безболезненно адаптироваться в этом социуме.

Так, в 2020 году, в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в стране и в мире, с целью недопущения распространения короновирусной инфекции, нам пришлось в срочном порядке переходить на дистанционное обучение, как говорится – «переобуваться в воздухе». И, конечно, педагогам в первую очередь нужно было искать методы, приёмы и средства для реализации процесса дистанционного обучения.

Нам пришлось за короткие сроки осваивать интернет-ресурсы, которые так или иначе могли бы обеспечить образовательный процесс: это и групповая работа в «Ватсапе» или «Вайбере», это и видеоуроки в онлайн режиме на платформах Зум и других, что позволило обеспечить работу с учётом особенностей как всего класса и разных групп участников образовательного процесса, так и индивидуальных особенностей каждого ученика.

Я тоже пыталась искать оптимальные пути решения на многих платформах интернет-ресурсов, в частности, в Ватсапе у меня были группы по классам, отдельные от других предметов и назывались «русский язык», которыми я пользуюсь до сих пор, и они очень мне помогают в работе: когда ребятам нужно напомнить какую-то важную информацию я использую как раз-таки эту интернет –платформу.

Сегодня я хочу поделиться с вами ещё одним секретом - приёмом, который я считаю своей методической находкой. Как говориться – нет худа без добра. Так и в моём случае.

Когда учитель готовит детей к устному собеседованию, у него часто не хватает времени для прочтения текста в рамках урока, анализа ошибок и т.д. все дети индивидуальны и у каждого из ребят темп чтения разный. А ещё нужно проанализировать ошибки в соответствии с критериями. Учитывая вышесказанное, я пришла к выводу, что это задание можно выполнять, используя технические средства, в данном случае телефон, в котором поддерживается интернет. Ребята записывают мне голосовым сообщением прочтение текста - один текст – одно голосовое сообщение. Учитывая рекомендации Роспотребнадзора и физиологические особенности ребёнка, я задаю для прочтения не более пяти текстов. С учётом того, что задание им даётся один раз в неделю и занимает это не более 10 мин, мы успеваем прочитать большое количество текстов, и проанализировать ошибки, соответственно повышается и качество чтения. Это не составляет особого труда и не занимает много времени, зато эффект не заставляет себя долго ждать. Применяя этот приём, я решаю сразу несколько задач одновременно:

Во-первых, я могу прослушать два и более раз прочитанный текст, исправляя ошибки: речевые, орфоэпические, грамматические. Здесь уже работает обратная связь: прослушивая тексты, я отправляю ученику голосовое сообщение с корректировкой и указанием ошибок, он повторно мне читает фрагменты текста, в которых была допущена ошибка. При выполнении этой работы, строго соблюдается принцип индивидуализации: все аудиозаписи дети мне присылают только в личные сообщения, а не в групповой чат. Это помогает избежать путаницы в присланных аудиозаписях и, главное, ребёнок чувствует себя увереннее.

Во-вторых, ребёнок сам может прослушать прочитанный им текст и увидеть, а точнее услышать, свои недочёты. Тогда у него уже не возникает негативной реакции на замечания учителя, потому что он сам всё слышит. Таким образом, наглядно реализуется принцип, - индивидуализация.

Эффективность этого метода уже апробирована и не оставляет сомнений в целесообразности его применения в процессе обучения.

Также в своей практике я использую интернет – платформу на Едином уроке, где у меня есть возможность давать детям задание в электронных тестах, а также в электронных тетрадях.

Третий принцип, которого я придерживаюсь в своей работе:

  1. Систематичность и последовательность в освоении знаний (от простого к сложному)

Придерживаясь этого принципа, я применяю на своих уроках метод наглядности. Моя задача состоит в том, чтобы ребёнок научился вытраивать логические цепочки и находить причинно-следственные связи. Решая эту задачу, я использую прием, который назвала «поделись с другом». Так, на уроках русского языка, приступая к изучению темы «Причастие как часть речи», мы обращаемся к ране изученным темам «Глагол и прилагательное как части речи». Я предлагаю двум ученикам выполнить морфологический разбор этих частей речи, после чего опираясь на первичные знания, полученные на уроке о причастии, мы определяем, какими морфологическими признаками этих частей речи, поделились с причастием. Эффективность данного приёма состоит в том, что ребята устанавливают причинно-следственные связи, учатся составлять логические цепочки и делают умозаключение о том, что причастие- это часть речи, которая не появилась сама по себе, а в результате перехода из одной части речи в другую.

Следующий принцип, которым я руководствуюсь в своей работе

  1. Формирование стойкой мотивации ребёнка к обучению

Главная проблема, которая возникает у детей при подготовке домашнего задания по литературе - это нежелание читать, а уж тем более читать вдумчиво. И основная задача учителя литературы -развивать у ребёнка читательскую грамотность, формировать мотивацию к чтению. Для этого я использую некоторые приёмы в своей практике. Такие, как

  1. «Истина в мелочах». Ребенку дается задание обратить внимание в тексте на детали, и заполнить таблицу ( например, какого цвета было платье Татьяны Лариной. Ветку какого цветка подарил Обломов Ильинской) и т.д. на каждое произведение отдельно заполняется отдельная таблица (в результате формируется навыки поисково-ознакомительного чтения,здесь же срабатывает и принцип систематизации полученных знаний)
  2. Второй приём называется
  1. «Учись читать между строк». На примере литературного произведения мы разбираем с детьми, что хотел сказать нам автор или какое явление описать, не называя напрямую эти понятия. Так, например, в произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Поэт», читая следующий фрагмент;

Никто привычною, заботливой рукой Его не чистит, не ласкает, И надписи его, молясь перед зарей, Никто с усердьем не читает…

Мы находим деепричастный оборот - молясь перед зарей. Я прошу детей «расшифровать» в кавычках эту строчку, что она обозначает. Рассуждая, они приходят к выводу, что эту молитву произносит человек, который исповедует ислам и здесь уместно привести исторические факты, что тогда на Кавказе шла война и напомнить, кем был сам Михаил Лермонтов и где он служил и т.д. Также мы обращаем внимание на некоторые имена собственные -такие как название реки Терек и дети делают своё уже умозаключения о том, где нашёлся этот кинжал, то есть откуда он появился в лавке армянина…. и так далее. Таких примером можно привести множество. Эффективность этого приёма состоит в том, что здесь прослеживается взаимосвязь между предметами: история, география и литература.

Третий приём- это

3 интрига- загадка

Он заключается в следующем: на доске прикрепляются листы бумаги, надписи или изображения скрыты от учеников. Учитель даёт задание найти в тексте нужную информацию, то есть соответствующую изображению или надписи, которая помещена на листе бумаги и по мере поступления верных ответов, учитель «раскрывает карты», т.е показывает детям, что изображено на листе. Эффективность этого приёма состоит в том, что дети, как можно скорее хотят найти ответ в тексте, чтобы получить балл или жетон за правильный ответ, а главное увидеть именно их правильный ответ на доске.

Сейчас в мире люди всё больше склонны мыслить клипами, такое мышление, получило название «клиповое мышление» от английского «клип»- фрагмент, вырезка. Это такой тип мышления при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами. Он не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Отсутствует логическая цепочка.

Есть известное высказывание, согласно которому люди, читающие книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. Эти слова впоследствии повторил Билл Гейтс, благодаря которому люди массово начали знакомиться с миром через экран. Есть как положительные, так и отрицательные стороны этого массового явления, которое называется «клиповое мышление».

Есть как положительные, так и отрицательные стороны этого явления:

Люди с клиповым мышлением – не рОботы с короткой памятью, им просто не нужно разжевывать информацию, они способны ее «ловить на ходу», быстро «раскладывая по нужным полкам». Эти люди многозадачны, способны мгновенно реагировать на новую информацию и переключаться «между каналами». Они быстрее настраиваются на смену задач и одновременное их выполнение. Правда, есть обратная сторона медали – рассеянность и чрезмерная активность. Но в то же время, оно позволяет человеку адаптироваться к бешеным скоростЯм и постоянным переменам.

Клиповое мышление не опирается на контекст, не пытается установить связи между происходящим: у ребёнка все же отсутствует общая картина происходящего. К сожалению, наши дети привыкают мыслить именно так. От ошибок его уберечь может работа в группе. Важно также не допускать раздробленности сознания, учиться концентрировать внимание, анализировать простые вещи, которые на первый взгляд кажутся очевидными.

Самый простой способ избавиться от негативного влияния клипового мышления – читать и анализировать полученную информацию, рефлексировать и не только решать проблемы, но и исследовать их, не только получать результат, но и оценивать его.

И мы логически переходим к рефлЕксии. На уроках я использую такой приём на стадии закрепления как новой темы, так и пройденного материал. Прочитав сравнительно небольшой текст в учебнике, я прошу ребят закрыть книгу и поразмышлять над прочитанным в течении двух-трёх минут: что мы прочитали, какие аспекты можно выделить и что запомнилось. Иногда я задаю наводящие вопросы, если дети затрудняются ответить. Ученики, которые размышляли над прочитанным, воспроизводят материал лучшие, чем те, которые думали на отвлечённые темы. Это и способ рефлексии, и закрепления пройденного, одновременно. Рефлексия- это и анализ своих достижений. Если один ученик может проанализировать свою работу и оценить результат своего труда, то другому сложно сделать такой анализ, ему сложно критически оценивать свою работоспособность. Для таких учеников, чтобы не ставить их в неловкое положение и, самое главное, не убивать мотивацию к желанию учиться, можно немного упростить задачу и попросить оценить сам урок- насколько он был для ребёнка интересным и познавательным, а также понятным и доступным.

Джон Дьюи, американский философ, сказал: «Мы не учимся на опыте… мы учимся на размышлениях об опыте».

Все эти приёмы и методы, которые я использую в процессе обучения нацелены, прежде всего на результат: это и формирование читательской грамотности, которая является одной из ступеней функциональной грамотности.

Эффективность применения данных приемов и методов, а так же многих других, неозвученных, в рамках данной «Методической мастерской», доказывают результаты, которые показывают мои ученики, занимая призовые места в конкурсах и олимпиадах, различного уровня.

1 место Бикеева Кристина – сочинение «учитель в моей жизни»)

3 место- Шипилова Алевтина (сочинение в конкурсе «Экология.Творчество. Дети )

2 место Костикова София 8 класс- сочинение «ВОВ в история одной семьи» и многие другие

2 Подводя итог своему выступлению, я хочу сказать, что как бы мы ни хотели, но работать по четко отработанной схеме не получится. Время всё равно будет бросать нам вызов за вызовом, а принимать его или оставаться за бортом -это личное дело каждого.

В своей «методической мастерской» я попыталась донести связь образовательного процесса с вызовом времени. И, как вы уже догадались, я принимаю этот вызов.

Спасибо за внимание!

Категория: Всем учителям
12.03.2022 15:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!