СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект НОД с детьми 6-7 лет: «Знакомство с русской народной одеждой»
Автор: воспитатель Осина Александра Николаевна
Цель: Приобщать детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом, знакомить с предметами прошлых времен.
Задачи:
• Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям.
• Обогащать словарный запас: традиции, косоворотка, лапти, кушак, онучи, душегрея, кокошник.
• Развивать познавательную активность, внимание, память.
• Воспитывать у детей любовь и уважение к истории, культуре, традициям русского народа
• Способствовать развитию коммуникативных навыков между детьми.
Планируемые результаты: проявление интереса к русскому национальному костюму, его особенностям, расширять знания о русской народной культуре.
Предварительная работа:
• Чтение русских народных сказок
• Разучивание русских пословиц и поговорок, закличек, скороговорок.
• Разучивание стихотворений
• Разучивание русских народных песен, игр
• Рассматривание альбома «Русская народная одежда».
Ход занятия:
Звучит русская народная музыка.
Воспитатель в русском народном костюме приветствует детей.
Воспитатель: посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд?
Ответ детей: (сарафан).
Воспитатель: это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же раньше носили русские люди?
Воспитатель: Мужчины носили рубаху, украшенную вышивкой. Узор располагался на вороте, оплечьях, рукавах и подоле. Рубаху называли косовороткой из-за особенности воротника. Рубаху чаще всего подпоясывали - пояса могли быть шелковыми или шерстяными, на концах часто были кисточки. Пояс раньше называли словом «кушак». Штаны, или как их еще называли порты, были свободного кроя и заправлялись в «онучи». Онучи - плотный кусок ткани, который обматывался на ногу до колена под обувь - вместо носков. В качестве обуви одевали лапти или сапоги. Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. Мужской головной убор того времени – колпак: это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.
Воспитатель: Ребята, из каких частей состоял мужской Костюм?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас посмотрим на женский костюм. Основной
Воспитатель: Ребята, из каких частей состоял женский костюм?
Ответы детей.
Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Карусель».
Народная хороводная игра «Карусель». Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели, а потом кругом,
А потом кругом-кругом,
Всё бегом-бегом-бегом.
Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами можем увидеть русский национальный костюм?
Дети: В музеях, на выставках, на картинах, в книжках со сказками, в фильмах, в сказках мультфильмах, на народных праздниках.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы побываем в гостях у сказки. Посмотрите внимательно на эти иллюстрации. Из какой сказки эта иллюстрация? («Курочка ряба», «Царевна лягушка», «Хаврошечка»)
- Обратите внимание, как одета бабка? (сарафан, сорочка, платок, лапти)
- Как одет дед? (косоворотка, порты, лапти)
- На иллюстрации к какой сказке, одежда нарядная, праздничная? («Царевна лягушка», «Хаврошечка»)
- На какой иллюстрации одежда рабочая, а на какой повседневная? («Курочка ряба», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
- Почему вы думаете, что здесь одежда нарядная? (украшена, вышивка, кокошник, сапожки)
- Почему вы думаете, что здесь одежда повседневная? (простой сарафан, платок).
Воспитатель: А теперь посмотрите, как украшали русский народный костюм. Здесь и вышивка золотой нитью и шелком. Женщины носили различные разноцветные и жемчужные бусы. Узоры на костюме были в виде орнамента, т. е ритмично повторяющегося рисунка, украшали орнаментом ворот, рукава и подол, но больше всего украшали женский головной убор - кокошник.
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды. Так круг означал солнце, квадрат – поле, пашню, землю, волны – воду, реку, треугольник - дерево, лес, горы; спираль – развитие, движение. Цвет вышивки тоже был символичным: красный цвет – огонь, жизнь; белый – свет, праздник; охра – земля; голубой, серый – надежда; желтый – огонь, солнце; синий, черный – тьма, горе.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я загадаю загадки!
- Головной убор крестьянки
Выбирали себе сами:
И работать, и гулять –
Что же нужно повязать?
Собирали в узелок
Из материи … (платок)
- Что это за одежда:
С четырьмя отверстиями.
В одно входишь,
А в три выходишь? (рубаха)
- Он украшает голову,
На цветок похож.
Весь расшит узорами.
Ну очень хорош! (кокошник)
- Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки. (лапти)
- Мы сегодня открыли много интересного о русском костюме. Вы молодцы! Скажите, пожалуйста, что вам больше всего понравилось? Что Вы нового узнали?
© 2023, Осина Александра Николаевна 55