СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект урока по русского языку "Береги честь смолоду", 8 класс, ФГОС
Абдираимова Найме Мадиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ « Ровновская школа» Красногвардейского района Республики Крым
Тема: «Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цель и задачи:
Методы и приемы: блиц-опрос, беседа, тестирование, групповая работа
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, рисунки учащихся, предметы для аукциона, эмблемы команд, дипломы для награждения победителей.
Ход урока
1. Организационный момент:
Слово учителя: Итак, мы прочли последнее большое произведение А.С.Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. И мы с особым вниманием вглядываемся в его последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение.
Вопрос к учащимся: Кому книга показалась сложной? А кому простой?
Ответы учащихся.
Слово учителя: И все ли так просто в повести, как кажется на первый взгляд? Наша задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял А.С.Пушкин в конце своего творческого пути.
Я разделила вас на две команды «Царское Село» (поднять эмблемы) и «Белогорская крепость». За каждый правильный ответ команда получает орден. Та команда, которая наберет больше орденов, побеждает. Вы проходите три конкурса: Блиц-опрос; ток-шоу «Встреча с героями»; аукцион - знаний.
2. Обобщение и систематизация материала:
Слово учителя: Давайте вспомним страницы повести (опрос учащихся)
Слово учителя: Почему работу над повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы начинали с разговора о чести?
Ответы учащихся: (потому что автор в качестве эпиграфа взял русскую пословицу «Береги честь смолоду», а эпиграф содержит основную мысль произведения).
Слово учителя: Так что же такое честь?
Ответы учащихся: Честь – это….
Вопрос учителя: Так что же издавна на Руси принято было честь, почитать, уважать?
Ответы учащихся: На Руси уважали…….
Вопрос учителя: Изменилось ли за века представление русских людей о чести?
Ответы учащихся: Не изменилось.
Слово учителя: Да, не изменилось. Мы так же с вами уважаем в человеке: достоинство, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть.
Вы видите портрет А.С.Пушкина. Задумчиво – внимательно лицо великого русского поэта, возможно, он задумался сейчас о чести и доблести, о благородстве и чистоте души. Почему поэта занимает этот вопрос, а ведь вопрос чести, - один из главных в повести «Капитанская дочка».
Вопрос учителя: Ребята, почему, как вы думаете, Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное?
Ответы учащихся: Потому что хочет заставить каждого из вас беречь свою честь.
Слово учителя: Честь можно снискать добрыми делами, бескорыстием, человечностью. Так вот кто же из героев снискал себе честь и сохранил ее до конца повести. Это мы с вами и должны обсудить в ТОК-ШОУ «Встреча с героями»
Слово учителя: Отгадайте, с какими героями вы сейчас встретитесь?
Слово учителя: Итак, в центре истории – человек.
Послушаем сочинение о Гриневе (повествование ведется от первого лица - домашнее задание).
Вопросы учителя к учащимся:
Слово учителя: Следующий наш герой Емельян Пугачев.
Чтение сочинения о Пугачеве (домашнее задание).
Вопросы учителя к учащимся:
Слово учителя: Послушайте небольшие мини-сочинения о Швабрине и Марье Ивановне.
Слово учителя: Так кто же сберег честь смолоду, а кто нет?
Ответ учащихся:
Слово учителя: Швабрин не только не усвоил эту народную мудрость, но ее откровенно проигнорировал. И жестоко поплатился за это.
Аукцион знаний:
На продажу выставлены поистине «бесценные вещи», купить, которые сможет любой из вас за оценку «3», «4», «5» в обмен за знания. С условиями игры вы уже ознакомлены. Помогать вам будут сообразительность и память.
Дифференцированное задание:
- на «4» - назвать, из какого эпизода вещь;
- на «5» - рассказать эпизод
На столе –предметы.
Первый лот
Кувшин воды, накрытый ломтем хлеба.
(начальная цена – 3 балла, кто больше?)
(стук молотком – вещь продана)
Второй лот
Письмо, написанное женской рукой.
(стартовая цена – 3 балла, кто больше?)
(стук молотком – вещь продана)
Третий лот
Топор
(стартовая цена – 3 балла, кто больше?)
(стук молотком – вещь продана)
Ответы учащихся:
3. Итог урока: Что помогает понять нам Пушкин в этой повести?
Слово учителя: Итак, ребята, повесть Пушкина помогает понять за внешним, бытовым лицом мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки. Мы пытались разгадать характер героев, учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой. Таким образом, загадки повести – это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.
(награждение команд)
© 2018, Абдираимова Найме Мадиновна 361