СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель: Приобщение к истокам культуры родного края, русского народа посредством знакомства с жизнью и творчеством С. Есенина.
Задачи:
1.Образовательные: Продолжать знакомить детей с родным краем, сезонными изменениями в природе; формировать знания о жизни и быте русского народа.
2.Развивающие: Развивать у детей внимание, мышление; стимулировать
проявление любознательности и эмоциональной отзывчивости на художественное слово; развивать связанную речь и обогащать словарь детей.
3.Воспитательные: Воспитывать любовь к малой родине, её культурному наследию; воспитывать нравственные и художественно - эстетические чувства при ознакомлении с жизнью и творчеством поэта – земляка С. Есенина.
Предварительная работа: заучивание наизусть отрывков из стихов С. Есенина, сообщение некоторых сведений о поэте и его семье, организация групповой выставки книг и фотографий о поэте С. Есенине и его родном селе.
Предметно – пространственная среда: презентация, проектор.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Вопросы учителя к детям: Какое сейчас время года? Какой месяц?
Дававйте все посмотрим в окно на осенний день.
В один из таких удивительных осенних дней, 3 октября, в селе Константиново Рязанского края, в семье Есениных родился мальчик Сережа. Сергей Есенин! Близкое и дорогое многим россиянам имя. В самом центре села перед спуском к реке Оке стоит обычный дом. Деревянный домик с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: "Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин". А вот как он сам писал о своем родном доме и детстве:
Эта улица мне знакома,
И знаком это низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась под окном.
Я любил этот дом деревянный
В брёвнах теплилась грозная морщь,
Наша печь как – то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.
Показ сайда из презентации с домом С.Есенина.
2. Рассказ учителя о детстве Есенина.
С двух лет Сережа был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей. В этой семье и прошло почти все его детство. Сережа рос озорным и шустрым мальчиком. Как и все дети, любил играть. В те времена дети играли в народные игры.
Учитель называет старинные народные игры – Лапта, Чехарда, Горелки, Прятки, Салки.
А теперь нам пора и бабушку Сергея Есенина вспомнить. Звали ее бабушка Наталья. Была она человеком тихим, добрым и ласковым. Своим любимым внукам часто пела песни и рассказывала сказки. Бывало, соберет их около печи и начнет рассказывать. Послушайте, как Сергей Есенин вспоминал об этом в стихотворении «Бабушкины сказки»:
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два ряда
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана - дурака.
И сидим мы, еле дышим,
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели.
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
"Что ж сидеть-то до зари?"
Ну, а нам какое дело,-
Говори да говори.
3. Викторина с показом презентации.
При проведении викторины дети разделяются на 2 команды, вопросы задаются поочерёдно командам. Детям предлагается выбрать ответ и трёх предложенных вариантов, педагог дополняет ответы детей, даёт более развернутый ответ, содержащий новую или знакомую информацию. Каждый ответ сопровождается показом слайдов из презентации.
Вопросы и ответы:
1 вопрос. Где родился знаменитый русский поэт, наш земляк С. Есенин? (город, село, деревня)
1. Дети: село Константиново.
1. Воспитатель: Раньше на Руси, так же как и сейчас, люди жили в городах (горожане), в сёлах и деревнях ( сельские жители). В селе всегда стояла церковь. Этим село отличалось от деревни. Сергей Есенин родился в селе Константиново.
2 вопрос. Как называется деревенский дом, в котором жили С. Есенин и его семья? ( изба, хата, дача)
2. Дети: изба.
2. Воспитатель: Да, деревенский дом на Руси, в котором жили крестьяне, назывался изба. Изба – это деревянный дом, который строили из брёвен. Чаще всего изба состояла из одной большой жилой комнаты, которую делили на несколько частей с помощью занавесок или перегородок.
3 вопрос. Чем закрывали на ночь окна в избах? (жалюзи, ставнями, створками)
3. Дети: Ставни.
3. Воспитатель: Когда ещё не было стекол в окнах, на ночь окна в русской избе закрывали ставнями. А украшали окна и ставни накладками с ажурной резьбой – наличниками. Такие же окна со ставнями и наличниками голубого цвета были в избе семьи С. Есенина.
4 вопрос. Как назывался вход в русскую избу? (крыльцо, веранда, терраса)
4. Дети: Крыльцо.
4. воспитатель: Крыльцо соединяло избу с улицей, было видно всем прохожим. К крыльцу ставилась лестница, его часто украшали ажурными деревянными столбиками, ажурной резьбой.
5 вопрос. Как называлось помещение, которое отделяло крыльцо от тёплой части дома? (сени, коридор, терраса)
5. Дети: Сени.
5. Воспитатель: Сени – это то пространство, которое видели гости сразу при входе в избу. Они позволяли сохранить тепло в жилой зоне избы, чтобы оно не выходило на улицу. Так же сени использовали для хранения вещей, например, коромысла – ходить по воду. В сенях делали чуланы для хранения продуктов.
6 вопрос. Как называлась большая жилая комната в русской избе с печью и иконами в переднем углу? (горница, гостиная, зала)
6. Дети: Горница.
6. Воспитатель: горница – это жилая часть избы. Если в избе было 2 этажа, горница располагалась на втором этаже. Если в избе было несколько комнат (горниц), самую светлую из них- ту, где было больше окон, называли светёлкой. В ней принимали гостей. Такая горница была и в избе Есениных.
7 вопрос. Как называлась обязательная постройка в русской избе из камня и глины, служащая для обогрева помещения, приготовления пищи и сна? (кладовка, печь, погреб)
7. Дети: Печь.
7. Воспитатель: Печь всегда размещалась в жилой зоне избы, справа или слева от входа. Она была главным элементом дома: на ней спали, готовили еду, обогревали весь дом. Мусор никогда не выносили из избы, а всегда сжигали в печи. В ней даже парились и мылись.
8 вопрос. Как называлась посуда для приготовления пищи, которая использовалась в русской печи? (кастрюля, сковорода, чугунок, горшок)
8. Дети: Чугунок, горшок.
8. Воспитатель: Чугунок – это посуда для печи, изготавливаемая из особого металла – чугуна. Из глины обжигали для печи горшки. В них варили щи, кашу и всю еду. У них не было ручек, как у кастрюль и сковородок, поэтому их ставили в печь с помощью специального устройства – ухвата.
9 вопрос. В чём хранили одежду и вещи в избе? (в шкафу, сундуке, комоде)
9. Дети: В сундуке.
9. Воспитатель: Сундук – это большой или маленький ящик с откидной крышкой и замком для хранения вещей и ценностей. Он стоял на полу или лавке в горнице. В избе Есениных хранится сундук, в котором Есенин хранил свои вещи и книги во время учёбы в Спас- Клепиковской приходской школе.
10 вопрос. У чего любил посидеть поэт Сергей Есенин за чаепитием, когда приезжал домой в гости к матери? (у плиты, у окошка, у самовара)
10. Дети: У самовара.
10. Воспитатель: Да, у самовара. На Руси чай всегда пили из самовара, собирались на чаепитие всей семьёй. Когда Сергей Есенин приезжал к матери, Татьяне Фёдоровне, они, по русской традиции, любили посидеть у самовара. Есенин читал матери свои стихи, пили чай, неспешно беседовали.
11 вопрос. Как назывался небольшой летний домик в саду, в котором Есенин любил писать стихи? (хлев, амбар, сарай)
11. Дети: Амбар.
11. Воспитатель: Амбар – это отдельно стоящее от избы помещение, холодное (его не отапливали печью). Амбар использовали для хранения зерна, муки, вещей.
12 вопрос. В каком помещении держали домашнюю скотину (коров, овец, свиней)? (хлев, амбар, сарай)
12. Дети: Хлев.
12. Воспитатель: Хлев – это помещение для скотины. Часто его строили под одной крышей с избой, сверху над хлевом размещали сенник – помещение для хранения сена для корма скоту.
13 вопрос. Где учились крестьянские дети во времена детства С. Есенина? (в ремесленных мастерских, в гимназиях, в земских школах)
13. Дети: В земских школах.
13. Воспитатель: В земских школах учили детей всего 3 года, и дети разных годов обучения учились в одном помещении (классе), с одним учителем. Сергей Есенин с 1904 года обучался в Константиновской земской школе, где ранее обучался его отец, Александр Никитич.
14 вопрос. Откуда крестьяне в русских деревнях добывали воду для ведения хозяйства и приготовления пищи? (из водопровода, из колодца, из речки)
14. Дети: Из колодца.
14. Воспитатель: Колодец – это источник воды, а значит, жизни. На Руси колодец пользовался почтением, у колодца назначали встречи, обсуждали последние новости. Строили колодец из дерева. За водой ходили с вёдрами, которые несли с помощью коромысла.
15 вопрос. Как назывались встречи девушек и юношей, где они общались, пели песни, занимались рукоделием? (вечеринка, собрание, посиделки)
15. Дети: Посиделки.
15. Воспитатель: Посиделки устраивались в избах в осенне – зимний период, свободный от полевых работ. Для них нанимали помещение у вдов или стариков. Главную роль на посиделках играли девушки.
16 вопрос. Как назывались танцы с пением в русских деревнях на лугах? (хороводы, пляски, перебежки)
16. Дети: Хороводы.
16. Воспитатель: Хоровод – это народная игра, где люди движутся по кругу с пением и пляской. Есенин так описывал хороводы в своих стихах:
Белая свитка и алый кушак,
Рву я по грядкам зардевшийся мак.
Громко звенит за селом хоровод,
Там она, там она песни поёт.
17 вопрос. Куда, будучи подростком, ходил Сергей Есенин каждое воскресенье? (в магазин, в баню, в церковь)
17. Дети: В церковь.
17. Воспитатель: Да, конечно, в сёлах были и церкви, и бани, и магазины (торговые лавки) во времена Есенина. Но крестьяне по воскресеньям, как на праздник, ходили в церковь. Всегда нарядно и красиво одевались и шли всей семьёй.
18 вопрос. Какой был самый распространённый вид транспорта в русской деревне летом? (карета, телега, самокат)
18. Дети: Телега.
18. Воспитатель: Телега – это деревянная повозка с колёсами, в которую запрягали лошадь. Телегу использовали для перевозки грузов и людей. Есенин часто ездил на телеги из своего села Константиново в Рязань.
19 вопрос. Какой был самый распространённый вид транспорта в русской деревне зимой? (сани, лыжи, машина)
19. Дети: Сани.
19. Воспитатель: Сани – это та же повозка, но без колёс. Она имела полозья для движения по льду и снегу. В сани обычно запрягали лошадь, на севере – оленей и собак. Так же сани использовали для народных забав и катания с гор.
20 вопрос. Что сейчас располагается в избе, в которой родился и вырос поэт Сергей Есенин? ( магазин, музей, библиотека)
20. Дети: Музей.
20. Воспитатель: Музей был основан в 1965 году. Он находится в избе – доме родителей Сергея Есенина. Рядом с усадьбой установлен бронзовый памятник С. Есенину.
4. Подведение итогов.
Выбирается команда- победитель викторины, общий итог занятия.
Вопросы к детям:
Что нового узнали о поэте, его детстве?
Как раньше жили люди, в чем отличие?
С какими новыми словами вы сегодня познакомились, поняли ли вы их значение?
© 2024, Погорелова Наталья Вячеславовна 38