СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочной деятельности по познавательной деятельности на тему: «Наш земляк поэт С. Есенин. Детство С.Есенина ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Приобщение к истокам культуры родного края, русского народа посредством знакомства с жизнью и творчеством С. Есенина.

Задачи:

1.Образовательные: Продолжать знакомить детей с родным краем, сезонными изменениями в природе; формировать знания о жизни и быте русского народа.

2.Развивающие: Развивать у детей внимание, мышление; стимулировать

проявление любознательности и эмоциональной отзывчивости на художественное слово; развивать связанную речь и обогащать словарь детей.

3.Воспитательные: Воспитывать любовь к малой родине, её культурному наследию; воспитывать нравственные и художественно - эстетические чувства при ознакомлении с жизнью и творчеством поэта – земляка С. Есенина.

Предварительная работа: заучивание наизусть отрывков из стихов С. Есенина, сообщение некоторых сведений о поэте и его семье, организация групповой выставки книг и фотографий о поэте С. Есенине и его родном селе.

Предметно – пространственная среда: презентация, проектор.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Вопросы учителя к детям: Какое сейчас время года? Какой месяц?

Дававйте все посмотрим в окно на осенний день.

В один из таких удивительных осенних дней, 3 октября, в селе Константиново Рязанского края, в семье Есениных родился мальчик Сережа. Сергей Есенин! Близкое и дорогое многим россиянам имя. В самом центре села перед спуском к реке Оке стоит обычный дом. Деревянный домик с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: "Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин". А вот как он сам писал о своем родном доме и детстве:

Эта улица мне знакома,

И знаком это низенький дом.

Проводов голубая солома

Опрокинулась под окном.

Я любил этот дом деревянный

В брёвнах теплилась грозная морщь,

Наша печь как – то дико и странно

Завывала в дождливую ночь.

Показ сайда из презентации с домом С.Есенина.

2. Рассказ учителя о детстве Есенина.

С двух лет Сережа был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей. В этой семье и прошло почти все его детство. Сережа рос озорным и шустрым мальчиком. Как и все дети, любил играть. В те времена дети играли в народные игры.

Учитель называет старинные народные игры – Лапта, Чехарда, Горелки, Прятки, Салки.

А теперь нам пора и бабушку Сергея Есенина вспомнить. Звали ее бабушка Наталья. Была она человеком тихим, добрым и ласковым. Своим любимым внукам часто пела песни и рассказывала сказки. Бывало, соберет их около печи и начнет рассказывать. Послушайте, как Сергей Есенин вспоминал об этом в стихотворении «Бабушкины сказки»:

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два ряда

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана - дурака.

И сидим мы, еле дышим,

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постели.

Но а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

"Что ж сидеть-то до зари?"

Ну, а нам какое дело,-

Говори да говори.

3. Викторина с показом презентации.

При проведении викторины дети разделяются на 2 команды, вопросы задаются поочерёдно командам. Детям предлагается выбрать ответ и трёх предложенных вариантов, педагог дополняет ответы детей, даёт более развернутый ответ, содержащий новую или знакомую информацию. Каждый ответ сопровождается показом слайдов из презентации.

Вопросы и ответы:

1 вопрос. Где родился знаменитый русский поэт, наш земляк С. Есенин? (город, село, деревня)

1. Дети: село Константиново.

1. Воспитатель: Раньше на Руси, так же как и сейчас, люди жили в городах (горожане), в сёлах и деревнях ( сельские жители). В селе всегда стояла церковь. Этим село отличалось от деревни. Сергей Есенин родился в селе Константиново.

2 вопрос. Как называется деревенский дом, в котором жили С. Есенин и его семья? ( изба, хата, дача)

2. Дети: изба.

2. Воспитатель: Да, деревенский дом на Руси, в котором жили крестьяне, назывался изба. Изба – это деревянный дом, который строили из брёвен. Чаще всего изба состояла из одной большой жилой комнаты, которую делили на несколько частей с помощью занавесок или перегородок.

3 вопрос. Чем закрывали на ночь окна в избах? (жалюзи, ставнями, створками)

3. Дети: Ставни.

3. Воспитатель: Когда ещё не было стекол в окнах, на ночь окна в русской избе закрывали ставнями. А украшали окна и ставни накладками с ажурной резьбой – наличниками. Такие же окна со ставнями и наличниками голубого цвета были в избе семьи С. Есенина.

4 вопрос. Как назывался вход в русскую избу? (крыльцо, веранда, терраса)

4. Дети: Крыльцо.

4. воспитатель: Крыльцо соединяло избу с улицей, было видно всем прохожим. К крыльцу ставилась лестница, его часто украшали ажурными деревянными столбиками, ажурной резьбой.

5 вопрос. Как называлось помещение, которое отделяло крыльцо от тёплой части дома? (сени, коридор, терраса)

5. Дети: Сени.

5. Воспитатель: Сени – это то пространство, которое видели гости сразу при входе в избу. Они позволяли сохранить тепло в жилой зоне избы, чтобы оно не выходило на улицу. Так же сени использовали для хранения вещей, например, коромысла – ходить по воду. В сенях делали чуланы для хранения продуктов.

6 вопрос. Как называлась большая жилая комната в русской избе с печью и иконами в переднем углу? (горница, гостиная, зала)

6. Дети: Горница.

6. Воспитатель: горница – это жилая часть избы. Если в избе было 2 этажа, горница располагалась на втором этаже. Если в избе было несколько комнат (горниц), самую светлую из них- ту, где было больше окон, называли светёлкой. В ней принимали гостей. Такая горница была и в избе Есениных.

7 вопрос. Как называлась обязательная постройка в русской избе из камня и глины, служащая для обогрева помещения, приготовления пищи и сна? (кладовка, печь, погреб)

7. Дети: Печь.

7. Воспитатель: Печь всегда размещалась в жилой зоне избы, справа или слева от входа. Она была главным элементом дома: на ней спали, готовили еду, обогревали весь дом. Мусор никогда не выносили из избы, а всегда сжигали в печи. В ней даже парились и мылись.

8 вопрос. Как называлась посуда для приготовления пищи, которая использовалась в русской печи? (кастрюля, сковорода, чугунок, горшок)

8. Дети: Чугунок, горшок.

8. Воспитатель: Чугунок – это посуда для печи, изготавливаемая из особого металла – чугуна. Из глины обжигали для печи горшки. В них варили щи, кашу и всю еду. У них не было ручек, как у кастрюль и сковородок, поэтому их ставили в печь с помощью специального устройства – ухвата.

9 вопрос. В чём хранили одежду и вещи в избе? (в шкафу, сундуке, комоде)

9. Дети: В сундуке.

9. Воспитатель: Сундук – это большой или маленький ящик с откидной крышкой и замком для хранения вещей и ценностей. Он стоял на полу или лавке в горнице. В избе Есениных хранится сундук, в котором Есенин хранил свои вещи и книги во время учёбы в Спас- Клепиковской приходской школе.

10 вопрос. У чего любил посидеть поэт Сергей Есенин за чаепитием, когда приезжал домой в гости к матери? (у плиты, у окошка, у самовара)

10. Дети: У самовара.

10. Воспитатель: Да, у самовара. На Руси чай всегда пили из самовара, собирались на чаепитие всей семьёй. Когда Сергей Есенин приезжал к матери, Татьяне Фёдоровне, они, по русской традиции, любили посидеть у самовара. Есенин читал матери свои стихи, пили чай, неспешно беседовали.

11 вопрос. Как назывался небольшой летний домик в саду, в котором Есенин любил писать стихи? (хлев, амбар, сарай)

11. Дети: Амбар.

11. Воспитатель: Амбар – это отдельно стоящее от избы помещение, холодное (его не отапливали печью). Амбар использовали для хранения зерна, муки, вещей.

12 вопрос. В каком помещении держали домашнюю скотину (коров, овец, свиней)? (хлев, амбар, сарай)

12. Дети: Хлев.

12. Воспитатель: Хлев – это помещение для скотины. Часто его строили под одной крышей с избой, сверху над хлевом размещали сенник – помещение для хранения сена для корма скоту.

13 вопрос. Где учились крестьянские дети во времена детства С. Есенина? (в ремесленных мастерских, в гимназиях, в земских школах)

13. Дети: В земских школах.

13. Воспитатель: В земских школах учили детей всего 3 года, и дети разных годов обучения учились в одном помещении (классе), с одним учителем. Сергей Есенин с 1904 года обучался в Константиновской земской школе, где ранее обучался его отец, Александр Никитич.

14 вопрос. Откуда крестьяне в русских деревнях добывали воду для ведения хозяйства и приготовления пищи? (из водопровода, из колодца, из речки)

14. Дети: Из колодца.

14. Воспитатель: Колодец – это источник воды, а значит, жизни. На Руси колодец пользовался почтением, у колодца назначали встречи, обсуждали последние новости. Строили колодец из дерева. За водой ходили с вёдрами, которые несли с помощью коромысла.

15 вопрос. Как назывались встречи девушек и юношей, где они общались, пели песни, занимались рукоделием? (вечеринка, собрание, посиделки)

15. Дети: Посиделки.

15. Воспитатель: Посиделки устраивались в избах в осенне – зимний период, свободный от полевых работ. Для них нанимали помещение у вдов или стариков. Главную роль на посиделках играли девушки.

16 вопрос. Как назывались танцы с пением в русских деревнях на лугах? (хороводы, пляски, перебежки)

16. Дети: Хороводы.

16. Воспитатель: Хоровод – это народная игра, где люди движутся по кругу с пением и пляской. Есенин так описывал хороводы в своих стихах:

Белая свитка и алый кушак,

Рву я по грядкам зардевшийся мак.

Громко звенит за селом хоровод,

Там она, там она песни поёт.

17 вопрос. Куда, будучи подростком, ходил Сергей Есенин каждое воскресенье? (в магазин, в баню, в церковь)

17. Дети: В церковь.

17. Воспитатель: Да, конечно, в сёлах были и церкви, и бани, и магазины (торговые лавки) во времена Есенина. Но крестьяне по воскресеньям, как на праздник, ходили в церковь. Всегда нарядно и красиво одевались и шли всей семьёй.

18 вопрос. Какой был самый распространённый вид транспорта в русской деревне летом? (карета, телега, самокат)

18. Дети: Телега.

18. Воспитатель: Телега – это деревянная повозка с колёсами, в которую запрягали лошадь. Телегу использовали для перевозки грузов и людей. Есенин часто ездил на телеги из своего села Константиново в Рязань.

19 вопрос. Какой был самый распространённый вид транспорта в русской деревне зимой? (сани, лыжи, машина)

19. Дети: Сани.

19. Воспитатель: Сани – это та же повозка, но без колёс. Она имела полозья для движения по льду и снегу. В сани обычно запрягали лошадь, на севере – оленей и собак. Так же сани использовали для народных забав и катания с гор.

20 вопрос. Что сейчас располагается в избе, в которой родился и вырос поэт Сергей Есенин? ( магазин, музей, библиотека)

20. Дети: Музей.

20. Воспитатель: Музей был основан в 1965 году. Он находится в избе – доме родителей Сергея Есенина. Рядом с усадьбой установлен бронзовый памятник С. Есенину.

4. Подведение итогов.

Выбирается команда- победитель викторины, общий итог занятия.

Вопросы к детям:

Что нового узнали о поэте, его детстве?

Как раньше жили люди, в чем отличие?

С какими новыми словами вы сегодня познакомились, поняли ли вы их значение?

07.01.2024 16:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!