СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по речевому развитию «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» в подготовительной группе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство со сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Задачи:

Образовательные: формировать умение видеть красоту, добро в литературных произведениях и следовать положительному примеру,

формировать умение характеризовать персонажей сказки по их поступкам

Развивающие: развивать системность мышления в процессе расширения знаний о временах года; развивать связную речь, память, внимание, восприятие;

Воспитательные: воспитывать наблюдательность, любознательность, любовь к близким.

Словарная работа: Падчерица, полоскать белье в реке, огребать лопатой.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку.

Из двенадцати братьев

Трое землю украшали,

Трое солнцем согревали,

Трое сыпали дождями,

Трое веяли снегами.

Как же зовут этих братцев?

Дети: Братья эти – Двенадцать месяцев.

Воспитатель: Правильно, а давайте мы их все назовем.

Дети: Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Воспитатель: Молодцы, правильно, а сколько их всего?

Дети: Двенадцать.

Воспитатель: На какие времена года они разделены?

Дети: Лето, осень, зима, весна.

Планирование деятельности:

Воспитатель: Ребята, а вы знали, что про месяцы есть очень интересная сказка, она так и называется: «Двенадцать месяцев». Её написал Самуил Маршак, он очень любил детей, поэтому большую часть произведений, он посвящал им. С.Я. Маршак написал множество стихотворений, сказок для детей, с некоторыми из них, мы с вами уже знакомы, предлагаю вспомнить несколько.

Дети: «Кошкин дом», «Теремок», «Усатый полосатый»

Воспитатель: Молодцы. В будущем, мы с вами обязательно познакомимся со всеми его произведениями, а сегодня я хочу познакомить вас с его сказкой «Двенадцать месяцев». Хотели бы вы послушать эту сказку? (ответы детей)

Воспитатель: Здорово, тогда присаживайтесь удобнее и слушайте внимательно.

История о том, как злая мачеха послала падчерицу зимой в лес за подснежниками. В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить…

«Двенадцать месяцев»

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

— Двенадцать.

— Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось? А вот как.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить.

Что ни сделает падчерица — все не так, как ни повернется — все не в ту сторону. Дочка по целым дням на перине валялась, да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи. Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер. Люди сидели в домах и топили печки. В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице:

— Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.

Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает ее в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадешь в лесу, увязнешь в сугробах.

А сестра говорит ей:

— Если и пропадешь, так плакать о тебе никто не станет. Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

Ветер снегом ей глаза порошит, платок с нее рвет. Идет она, еле ноги из сугробов вытягивает.

Все темнее становится кругом. Небо черное, ни одной звездочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.

Вот и лес. Тут уж совсем темно — рук своих не разглядишь. Села девочка на поваленное дерево и сидит. Все равно, думает, где замерзать.

И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонек — будто звезда среди ветвей запуталась. Поднялась девочка и пошла на этот огонек. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, — думает, — огонек не погас!» А он не гаснет, он все ярче горит. Уж и теплым дымком запахло и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла.

Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди — кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют. Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков еще того меньше: вон они какие нарядные — кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате. Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое — совсем еще мальчики.

Молодые у самого огня сидят, а старики — поодаль.

И вдруг обернулся один старик — самый высокий, бородатый, бровастый — и поглядел в ту сторону, где стояла девочка. Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает ее старик громко:

— Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?

Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит:

— Да, нужно мне набрать в эту корзинку подснежников.

Засмеялся старик:

— Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала!

— Не я выдумала, — отвечает девочка, — а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться. Тут все двенадцать поглядели на нее и стали между собой переговариваться.

Стоит девочка, слушает, а слов не понимает — будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.

Поговорили они, поговорили и замолчали.

А высокий старик опять обернулся и спрашивает:

— Что же ты делать будешь, если не найдешь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.

— В лесу останусь, — говорит девочка. — Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться.

Сказала это и заплакала. И вдруг один из двенадцати, самый молодой, веселый, в шубке на одном плече, встал и подошел к старику:

— Братец Январь, уступи мне на час свое место!

Погладил свою длинную бороду старик и говорит:

— Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.

— Ладно, уж, — проворчал другой старик, весь лохматый, с растрепанной бородой. — Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.

— Ну, будь, по-вашему, — сказал Январь.

Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил:

Не трещите, морозы,

В заповедном бору,

У сосны, у березы

Не грызите кору!

Полно вам воронье

Замораживать,

Человечье жилье

Выхолаживать!

Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.

— Ну, теперь твой черед, братец, — сказал Январь и отдал посох меньшому брату, лохматому Февралю.

Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землею.

Пусть бежит в полях поземка

Белою змеею!

Только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.

А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:

— Теперь твой черед, братец Март.

Взял младший брат посох и ударил о землю. Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками. Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос:

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке! Под ногами у нее — мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течет, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под темной кожуры первые зеленые листики. Глядит девочка — наглядеться не может.

— Что же ты стоишь? — говорит ей Март. — Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.

Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками — куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник — и скорее опять на полянку, где костер горел, где двенадцать братьев сидели. А там уже ни костра, ни братьев нет… Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошел над лесом.

Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побеждала домой. А месяц за нею поплыл.

Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей — и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи.

— Ну, что, — спросили ее мачеха и сестра, — уже домой вернулась? А подснежники где?

Ничего не ответила девочка, только высыпала из передника на лавку подснежники и поставила рядом корзинку.

Мачеха и сестра так и ахнули:

— Да где же ты их взяла?

Рассказала им девочка все, как было. Слушают они обе и головами качают — верят и не верят. Трудно поверить, да ведь вот на лавке целый ворох подснежников, свежих, голубеньких. Так и веет от них мартом месяцем!

Переглянулись мачеха с дочкой и спрашивают:

— А больше тебе ничего месяцы не дали? — Да я больше ничего и не просила.

— Вот дура, так, дура! — говорит сестра. — В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! Ну, будь я на твоем месте, я бы знала, чего просить. У одного — яблок да груш сладких, у другого — земляники спелой, у третьего — грибов беленьких, у четвертого — свежих огурчиков!

— Умница, доченька! — говорит мачеха. — Зимой землянике да грушам цены нет. Продали бы мы это и сколько бы денег выручили! А эта дурочка подснежников натаскала! - Одевайся, дочка, потеплее, да сходи на полянку. Уж тебя они не проведут, хоть их двенадцать, а ты одна.

— Где им! — отвечает дочка, а сама — руки в рукава, платок на голову.

Мать ей вслед кричит:

— Рукавички надень, шубку застегни!

А дочка уже за дверью. Убежала в лес!

Идет по сестриным следам, торопится. Скорее бы, — думает, — до полянки добраться!

Лес все гуще, все темней. Сугробы все выше, бурелом стеной стоит.

Ох, — думает мачехина дочка, — и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в теплой постели, а теперь ходи да мерзни! Еще пропадешь тут!

И только она это подумала, как увидела вдалеке огонек — точно звездочка в ветвях запуталась. Пошла она на огонек. Шла, шла и вышла на полянку. Посреди полянки большой костер горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют. Подошла мачехина дочка к самому костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться. Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу. И вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю.

— Ты кто такая? — спрашивает. — Откуда взялась?

— Из дому, — отвечает мачехина дочка. — Вы нынче моей сестре целую корзинку подснежников дали. Вот я и пришла по ее следам.

— Сестру твою мы знаем, — говорит Январь-месяц, — а тебя и в глаза не видали. Ты зачем к нам пожаловала?

— За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц — огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август — яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц — орехов спелых. А Октябрь…

— Погоди, — говорит Январь-месяц. — Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко еще до июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду.

— Ишь, какой сердитый! — говорит мачехина дочка. — Да я не к тебе и пришла — от тебя, кроме снега да инея, ничего не дождешься. Мне летних месяцев надо.

Нахмурился Январь-месяц.

— Ищи лета зимой! — говорит.

Махнул он широким рукавом, и поднялась в лесу метель от земли до неба заволокла и деревья и полянку, на которой братья-месяцы сидели. Не видно стало за снегом и костра, а только слышно было, как свистит где-то огонь, потрескивает, полыхает.

Испугалась мачехина дочка. — Перестань! — кричит. — Хватит!

Да где там!

Кружит ее метель, глаза ей слепит, дух перехватывает. Свалилась она в сугроб, и замело ее снегом.

А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала — нет ее, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдешь кого-нибудь в чаще в такую метель и темень!

Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замерзла. Так и остались они обе в лесу лета ждать. А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила.

И был у нее, рассказывают, около дома сад — да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо.

— У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! — говорили люди.

Кто знает — может, так оно и было.

Реализация замысла:

Воспитатель: Ребята, вам понравилась прочитанная сказка? Чему она учит?

Дети: Быть трудолюбивыми, послушными, вежливыми, скромными.

Воспитатель: Какой была падчерица в сказке? А мачехина дочка?

Дети: Падчерица была доброй, отзывчивой, а дочка мачехи была злая, невоспитанная.

Воспитатель: Почему падчерица оказалась ночью в зимнем лесу?

Дети: Потому что мачеха послала ее за подснежниками для своей дочери. Да еще сказала, что если пропадешь, то плакать за тобой никто не будет.

Воспитатель: Как встретили братья - месяцы падчерицу у костра? О чем говорили?

Дети: Братья-месяцы увидели падчерицу, а она испугалась и хотела убежать. Они спросили у нее, откуда она пришла и что ей в лесу нужно. Девочка ответила, что прислала ее в лес за подснежниками мачеха и домой без них не пустит. Сначала братья-месяцы ей не поверили. А потом стали говорить друг с другом. Но падчерица слышала только шум деревьев и не понимала, о чем они говорили. Братья-месяцы договорились помочь падчерице. Они пропустили вперед месяц Март, и девочка набрала целую корзину подснежников.

Воспитатель: Вспомните все времена года? Назовите месяцы каждого времени года.

Дети: Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль. Весенние месяцы – март, апрель, май. Летние месяцы – июнь, июль, август. Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Как встретили падчерицу мачеха с дочкой?

Дети: Они сразу спросили ее: «Где подснежники?». Падчерица ничего не ответила им, а высыпала подснежники на лавку. Мачеха и сестра очень удивились и спросили у нее, где она их взяла. Падчерица все им рассказала. Мачеха с сестрой назвали ее глупой за то, что на ничего кроме подснежников не выпросила.

Воспитатель: Как встретили братья-месяцы мачехину дочку у костра?

Дети: Мачехина дочка пришла на ту же полянку, подошла к братьям-месяцам, не поклонилась, не поздоровалась и стала греться у костра. Январь-месяц спросил у нее кто она и зачем пришла? Она ответила, что пришла по следам сестры и пришла сюда за подарками. У июня попросила землянику, у июля огурцов и грибов, у августа яблок да груш, у сентября орехов. Она еще сказала, что Январь сердитый и ничего от него не дождешься. Тогда он сказал, что ищи лета зимой и поднял сильную метель. Свалилась мачехина дочка в сугроб и ее там замело снегом.

Воспитатель: Чем закончилась сказка?

Дети: Мачеха ждала свою дочку и не дождалась. Она пошла в лес ее искать, да и замерзла. А падчерица выросла, вышла замуж и вырастила детей. И был у нее около дома сад. Расцветали в саду цветы и поспевали фрукты и ягоды раньше, чем у всех. В жару там было прохладно, а метель тихо. Люди говорили, что у этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят.

Дети: Добро победило зло.

Воспитатель: Молодцы, запомнили сказку, правильно ответили на вопросы, а сейчас предлагаю немного отдохнуть:

Физминутка:

В году четыре времени (показать 4 пальца правой руки)

И все они дружны (ладони обхватывают друг друга).

И эти четыре времени (обхватывают 4 пальца левой руки).

Ребята знать должны! (указательный палец приставить ко лбу).

Зимой год начинается, все снегом покрывается (присесть, развести руки

в стороны).

Весною продолжается, листочки появляются. (изобразить руками листья).

Летом солнце греет, (руки вытянуть вверх)

А листья зеленеют (слегка покачивать ладонями).

Осенью листва желтеет, ветерок сорвет ее (руки опустить вниз, качать из стороны и сторону)

И по полям развеет.

А после осени опять зима год будет продолжать. (ходьба на месте).

Воспитатель: Ребята, в сказке встречались вам незнакомые слова? Или те, которые были не понятны? Предлагаю сыграть в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было.

Воспитатель: Падчерица.

Дети: Это приёмная дочь.

Воспитатель: Полоскать белье в реке – это как?

Дети: Стирать.

Воспитатель: Приобрести – это как?

Дети: Получить, купить.

Воспитатель: Огребать лопатой – это как?

Дети: Получать.

Рефлексия:

Воспитатель: С какой сказкой мы познакомились? Кто её автор? Чем сказка закончилась? Чему она учит? Понравилась ли вам сказка? Какие выводы для себя можете сделать? Как бы вы поступили на месте падчерицы? А как на месте братьев месяцев? Помогли бы главной героине? Вы согласны с окончанием сказки? Кому бы вы её рассказали?

Как вы думаете, почему братья месяцы, которые не могут и не должны меняться местами, ради девушки нарушили уклад жизни? Воспитатель помогает детям ответить на вопрос и зачитывает отрывок из сказки. «Будешь сам добр и трудолюбив – природа тебе помогать будет, друзей верных и надежных приобретешь».

Ребята, мне очень понравилось, как вы внимательно слушали сказку, запомнили её с самого начала и до конца

04.02.2024 16:03


Рекомендуем курсы ПК и ПП