Конспект индивидуального урока по развитию устной речи

Конспект урока

по предмету: развитие речи и окружающий мир

(индивидуальное обучение)

с учащимся 5 класса с умеренной степенью умственной отсталости

ТЕМА: «Весна».

Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания учащегося о весне и весенних явлениях;
  • формировать представление о себе, об окружающей предметной и

социальной действительности.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать коммуникативную функцию речи;
  • расширить пассивный словарь;
  • создать условия для пробуждения речевой активности;
  • развивать внимание, память;
  • развивать координацию движения;
  • развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к окружающему миру и людям;
  • воспитывать аккуратность при работе с карточками;
  • формировать положительно - эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

СЛОВАРЬ: солнце, ветер, туча, птица, животные.

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстративный материал по теме «Весна» (карточки с изображением птиц, животных, природных явлений), заготовка для аппликации с изображением дерева, куста, цветка и камня; вырезанные картинки медведя, ежа, змеи, пчелы, клей карандаш, две скакалки, аудио-записи «Звуки природы», DVD-проигрыватель.

ТЕХНОЛОГИИ: личностно-ориентированная технология, игровая технология, здоровьесберегающая технология, коррекционно-развивающая технология, информационно-коммуникативная технология.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

У: Здравствуй, Саша!

Ритуал приветствия.

У: Вместе с солнышком встаю (ребенок и учитель поднимают руки вверх).

Вместе с птицами пою (ребенок и учитель показывают крылья птиц).

- С добрым утром! (ребенок и учитель берутся за руки).

- С ясным днем!-

Вот как славно мы поем!

Учитель звонит в колокольчик, который символизирует начало урока.

У: Вот звенит у нас звонок, начинается урок!

2. Вводная часть.

У:Саша, сегодня издалека к нам прилетела ласточка и принесла такую весть: весна уже пришла ( учитель показывает ученику картинку, на которой изображена весна).

У: Снег растаял! Снег растаял! Эта новость непростая! Это значит наступает Настоящая весна.

3.Тема урока.

У: Весна пришла и много радости, тепла нам принесла.

4.Основная часть урока.

У: Саша, ты рад весне? Покажи, как ты рад весне (ученик с учителем мимикой изображает радость).

У: Я хочу тебе рассказать, что же стало со снегом. На улице светит солнце. Оно греет землю, снег тает, получается вода и бегут ручейки (учитель показывает ученику картинку с ручейком).

Игровое упражнение «Ручеек».

С полей сошёл снежок,

Проснулся ручеёк.

Бежит он по лугам,

По рощам и садам.

Он песней голубой

Несётся над землёй.

У: Саша, посмотри один из ручейков длинный, а другой короткий (учитель показывает ученику два ручейка). Где длинный ручеек? Подойдем к нему. Вот какой длинный ручеек! Давай мы встанем у ручейка. Какой ручеек? (длинный) А где короткий ручеек? Подойдем к нему. Ой, почему нам не хватило места встать рядом с ручейком? (Ручеек короткий). Мы с тобой будем под музыку двигаться вдоль ручейка шагом.

5. Динамическая пауза "Перепрыгнем через ручеек"

У: Саша, весной можно играть в разные игры. Давай будем прыгать через ручеёк (учитель включает аудиозапись «Журчание ручья», ребенок выполняет прыжки совместно с учителем).

Игровое упражнение «Дождик» с элементами массажа.

У: Молодец, мы хорошо и весело поиграли. Послушай, я слышу шум дождя (учитель включает аудиозапись «Дождь»).

Дождик бегает по крыше Бом-бом-бом!

(Учитель похлопывает ладошками по спине ученика) По веселой звонкой крыше Бом-бом-бом!

(Учитель похлопывает ладошками по спине ученика)

Дома, дома посидите, –

Бом-бом-бом!

(Учитель постукивание кулачками по спине ученика)

Никуда не выходите, – Бом-бом-бом!

(Учитель постукивание кулачками по спине ученика)

Почитайте, поиграйте, –

Бом-бом-бом!

(Учитель постукивание кулачками по спине ученика)

Я уйду тогда гуляйте Бом-бом-бом!

(Учитель поглаживание ладошками по спине ученика)

Дождик бегает по крыше Бом-бом-бом!

(Учитель поглаживание ладошками по спине ученика)

По веселой звонкой крыше – Бом-бом-бом!

Пальчиковая игра «Дождик, дождик лей».

У: Саша, давай постучим пальчиками по столу, как капельки дождевые падают на землю. Вот пошел сильный дождь, капельки стучат сильно и быстро. Вот дождик стал слабеть, стучим тихо, редко. Вот упала последняя капелька, стукните пальчиком один раз. Вот и солнышко выглянуло. Подул легкий ветерок, подуй тихонько. Вот ветерок подул сильнее, подуй сильно. Ветер разогнал тучи, и после теплого дождя появились в небе птицы.

(Учитель в процессе выполнения игры показывает иллюстрации с изобрием дождя, солнца).

Игровое упражнение «Голоса птиц».

У: Саша, весной прилетают птицы из теплых стран. Я тебе хочу предложить послушать пение этих чудесных птиц, и пропеть с ними эти красивые песенки (учитель включает ученику аудио-запись с голосами птиц).

У: Что делает воробей? (Воробей чирикает: «Цвиринь-цвиринь!»)

У: Как подает голос ворона? (Она каркает: «Кар! Кар!»)

У: Как поет соловей? (Соловей щелкает: Тёх-тёх)

У: Что делает кукушка? (Кукушка кукует: «Ку-ку! Ку-ку!)

У: Как кричит филин? (Филин кричит: «Пугу! Пугу!»)

У: Как поет синичка? (Синичка поет: «Тень-тень-тень!»)

Ребенок слушает аудио-запись, и затем вместе с учителем имитирует пение птиц.

Дидактическое упражнение «Разбуди спящих зверей».

У: Зимой медведь, еж, змея, пчелы спали, наступила весна и надо их разбудить. Возьми солнышко и положи на картинку, скажи: «Весна пришла! Вставать пора!». Похлопай в ладоши, потопай ногами. Разбудили медведя, посади его возле дерева (по аналогии ученик «будит» остальных животных и располагает их по инструкции учителя на картинке). Ежика посади под куст, змею положи на камень, а пчела полетела к цветам.

У: Мы с тобой разбудили спящих жителей леса. Медведя посади возле дерева. Ежика посади под куст, змею положи на камень, а пчела полетела к цветам. Теперь они будут радоваться вместе с нами наступлению весны, теплому солнцу и аромату нежных цветов.

6. Закрепление материала.

Игровое упражнение « Загадка».

У: Саша, сейчас мы с тобой отгадаем загадку. И подберем к этой загадке подходящую картинку.

Снег чернеет на полянке, С каждым днем теплей погода. Время класть в кладовку санки. Это что за время года.

Аппликация «Весенний лес».

У: А теперь мы с тобой сделаем аппликацию. Мы с тобой разбудили спящих жителей леса, а теперь мы приклеим их на свои места. Медведя приклеим возле дерева. Ежика приклеим под кустом, змею приклеим на камень, а пчелу мы приклеим на цветок.

Ученик совместно с учителем выполняет аппликацию. Учитель закрепляет умения наносить клей и ровно приклеивать детали.

У: Молодец! Посмотри, какая красивая картинка у нас с тобой получилась.

7. Итог урока.

У: Давай вспомним, что мы делали на уроке. (Учитель показывает карточки с изображениями предметов и называет действие с ними). Мы повторяли признаки весны: мы узнали что ярко светит солнце, бегут ручьи, весной идет дождь, тает снег, прилетают птицы, просыпаются животные.

Учитель вместе с учащимся рассматривает картинку.

8.Оценка деятельности учащегося.

У: Саша, ты сегодня очень старался. Хорошо выполнял задания, с интересом рассматривал весенние картинки, еще ты сделал красивую аппликацию о весне. А теперь мы с тобой будем прощаться.

9. Окончание урока.

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам опять.

До свиданья, до свиданья,

Будем вместе мы играть!

Учитель и ученик держатся за руки, машут друг другу руками.

12.05.2016 17:57


Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас