СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программное содержание:
- закрепить знания детей о временах года;
- развивать у детей эмоциональное восприятие цвета, вызывая адекватный отклик на живописные пейзажи, обратив внимание на то, что цвет в живописи – это основное средство выразительности; показать, что в пейзажных картинах художник с помощью цвета может показать время года;
- развивать желание высказываться по поводу увиденного, соотносить со своим опытом;
- обогащать словарь детей эстетическими, эмоциональными и искусствоведческими терминами;
- учить выражать настроение в рисунке, танцевальных импровизациях;
- побуждать детей к поиску цвета и цветовых сочетаний;
- показать связь двух видов искусства – живописи и музыки;
- развивать интерес к изобразительной деятельности;
- познакомить с новым приемом изображения листвы «тычком»;
- закреплять навыки работы с акварелью.
Материалы:
Предварительная работа:
Закрепление у детей знаний о цвете и его свойствах.
Художественно-развивающие игры «Определи доминирующий цвет», «Подбери цвета, которые использовал художник», «Подбери палитру к картине».
Наблюдения в природе, рассматривание репродукций пейзажных картин.
Ход
- Дети, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Только это будет необычное путешествие, а путешествие по временам года. На чем же мы можем туда отправиться? (Ответы детей) Вы назвали много средств передвижения, но я предлагаю вам отправиться в путешествие вот на этом летательном аппарате. На что он похож? (Ответы детей) Это тучка времени!
Садитесь, пожалуйста, на тучку.
- А в какое время года вы хотели бы полететь на тучке времени? (В осеннее время года) Закрывайте глаза, отправляемся в путь!
Сюрпризный момент
Тучка, тучка, ты летучка.
Лети быстрей.
В осеннее время года
Отнеси нас скорей!
(Дети открывают глаза, выходят на осеннюю поляну. Перед ними репродукция картины Левитана «Золотая осень»)
Рассматривание, беседа по картине.
- Дети, как вы думаете. В каком времени года мы оказались, не перепутала ли тучка? (Ответы детей)
- Как вы догадались, что это осень?(Ответы детей)
- Правильно, вам подсказали краски, которые использовал художник в своей картине.(Дети перечисляют краски: желтая, оранжевая, золотая, красная, коричневатые цвета листьев, зеленовато-коричневая, бурый цвет трав)
- А теперь найдите палитру, которую использовал художник, рисуя эту картину.
Д/и «Найди палитру к картине»
- Это громкие, звонкие, яркие краски золотой осени. Они создают ощущение нарядности, радости, торжественности. Давайте представим, как летят листочки.
Танцевальные импровизации детей под музыку А. Вивальди
« Октябрь»
- А теперь отправляемся в путь. Садитесь на тучку. В какое время года полетим теперь? (В зимнее время года) Закрывайте глаза.
Сюрпризный момент
Тучка, тучка, ты летучка.
Лети быстрей.
В зимнее время года
Отнеси нас скорей!
- Открывайте глаза. (Перед детьми репродукция картины Шишкина «Зима»)
Рассматривание, беседа по картине
Как вы думаете, мы уже в зимнем времени года? Почему? (Ответы детей)
- Правильно, это зима.
Звучит аудиозапись музыки А Вивальди «Февраль»
- Посмотрите, как играют краски на снегу. Снег голубоватый в тени и коричнево-желтый там, куда попадает свет зимнего солнца. Холодно и морозно, кажется. Что воздух застыл. А какая стоит тишина! Чувствуете, её? Ничто не шелохнётся…
«Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна…» - так красиво сказал об этом лесе С.Есенин, а художник И. Шишкин о зимнем лесе рассказал красками. А вы не замерзли? Давайте-ка погреемся заодно прогуляемся по зимнему лесу.
Физкультминутка «Прогулка в зимний лес»
Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – березка в шубке стоит,
Слева – елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири,
Как красивы они!
В лесу красота и покой,
А нам пора уже домой.
- А теперь снова садитесь на тучку времени. Куда полетим после зимы? Почему? (Ответы детей)
Сюрпризный момент
Тучка, тучка, ты летучка.
Лети быстрей.
В весеннее время года
Отнеси нас скорей!
- Открывайте глаза. (Перед детьми репродукция картины Н. Ромадина «Пейзаж в Островском»)
Рассматривание, беседа по картине
В какое время года мы попали теперь? Почему вы так думаете? (Ответы детей)
- Перед вами репродукция картины Н. Ромадина «Пейзаж в Островском». Какая доминирующая краска в этой картине?
Д/и «Определи доминирующий цвет»
Звучит аудиозапись музыки А. Вивальди «Апрель»
- Какие чистые акварельные цвета! Они создают ощущение прочности, свежести, нежности. Кажется, что воздух наполнен запахами проснувшейся земли. Цветут вербочки, даже молоденькая сосенка украсилась розовыми «свечками».
- А теперь снова в путь! В каком времени года мы с вами сегодня еще не были? (В летнем времени года) Закрывайте глаза.
Сюрпризный момент
Тучка, тучка, ты летучка.
Лети быстрей.
В летнее время года
Отнеси нас скорей!
- Открывайте глаза. (Перед детьми репродукция картины В. Поленова «Московский дворик»)
Рассматривание, беседа по картине
Что мы видим пред собой? (Ответы детей) Правильно, художник изобразил то, что увидел в московском дворике. И мы как будто вышли во двор. И что же мы там увидели? ( Деревянные заборы, они тёмные, сараи, колодец, дома, немного кустов, крыши маленьких домов, церковь)
- Дети, краски нам говорят, что это летний полдень. Какие краски использовал художник?
Д/и « Подбери краски, которые использовал художник?»
Звучит музыка А. Вивальди «Август»
- Мы видим яркую и свежую зелень травы, голубое небо, желтый песок на дорожке. Обратите внимание на голубоватые тени, которые лежат на стенах домов. Ощущение яркого, жаркого, летнего дня. От картины веет теплом, прозрачностью, спокойствием. И всё это благодаря ощущению цветовой гармонии, найденной художником.
- А теперь пора возвращаться домой. Садитесь на тучку времени.
Сюрпризный момент
Тучка, тучка, ты летучка.
Лети быстрей.
Отнеси нас домой поскорей!
- Итак, мы побывали в разных временах года и открыли одну из тайн живописи: чтобы люди узнали, какое время года изображено и почувствовали его, художник должен найти нужные цвета и их сочетания, которые передадут ощущения холода и тепла, звонкости и громкости или мягкости, нежности различных явлений природы.
- А сейчас вы сами будете художниками и попробуете нарисовать пейзаж с тем настроением, которое вам больше нравится. Сейчас осень, вот и нарисуйте осенний пейзаж, отобразив в нем своё настроение с помощью цвета.
- Я хочу показать вам новый способ изображения листвы - это «тычок».
Показ способа работы «тычком».
- Нарисуйте с помощью «тычка» яркие, разноцветные листья на дереве и под ним. Напоминаю, как подготовить акварель к работе: хорошо смочите водой нужную краску. Дерево удобнее и быстрее нарисовать восковыми мелками. Напомните мне. Как вы будете рисовать дерево. (Ответы детей, показ детьми способа рисования дерева)
Звучит аудиозапись музыки А. Вивальди из цикла «Времена года»
Индивидуальная работа.
Анализ
Анализ детских работ проводят сами дети.
- Вы хорошо потрудились, из ваших рисунков мы устроим выставку, украсим ею холл, и все желающие смогут полюбоваться вашими осенними пейзажами.
© 2015, Васильева Елена Ивановна 674